Индивидуальный раздел
Каждое лето, на протяжении почти двадцати лет, мой отец не мог прожить, чтобы не повидаться с горами. Пожалуй, это было самым любимым увлечением в его жизни, так как к новому походу он начинал готовится едва закончив старый. Он прошёл бесчисленное количество гор и перевалов, побывал в самых страшных и отдалённых местах, но в 2008 году случилось несчастье.
Трагедия случилась 24 июля на перевале Орта-Кара, в районе ледника Шаурту, когда произошел обвал ледяной кромки и камнепад. Это был его юбилейный, 10-й, поход V категории сложности. В этом разделе я хочу рассказать о том как прекрасно и опасно в горах Кавказа. За основу я взяла отчёт о горном походе 2007 года.
о горном туристском спортивном походе IV категории сложности
по Центральному Кавказу (Приэльбрусью), совершенном с 19 июля по 8 августа 2007 г.
Руководитель: Панченко Олег Фёдорович
1. Панченко Олег Фёдорович – ДонФТИ НАНУ, стиарший научный сотрудник
2. Тиняков Вячеслав Викторович – ООО «Ремстройсервис», г. Донецк, директор
3. Прохоров Андрей Александрович – ДонФТИ НАНУ, младший научный сотрудник
4. Плехов Андрей Леонидович – ДонФТИ НАНУ, младший научный сотрудник
5. Плехов Алексей Леонидович – ДонНУ, студент
6. Мартынюк Павел Романович – ЛИЭТ, г. Львов, студент
7. Кривошей Евгений Григорьевич – МЧС Украины, г. Донецк, командир взвода
8. Прокофиев Антон Владимирович – Институт кибернетики НАНУ, г. Киев, аспирант
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА
Приэльбрусье (Ц. Кавказ) - один из самых популярных районов среди горных туристов, альпинистов и горнолыжников. Развитая дорожная сеть, относительная близость медицинских и спасательных пунктов делают походы в Приэльбрусье достаточно безопасными, а сложная древовидная структура притоков р. Баксан и отрогов в. Эльбрус позволяет прокладывать самые разнообразные маршруты. В туристском плане район достаточно хорошо изучен и освоен, все наиболее логичные перевалы чаще всего описаны. В то же время в районе всё же ещё есть небольшие «белые пятна». От З. Кавказа район отличается гораздо более сильным оледенением и большими высотами, а от «президиума Кавказа» Безенги - более стабильной погодой. Перевалы Ц. Кавказа отличаются разнообразием. Как правило, склоны восточной и южной экспозиции скальные и осыпные, что предопределяет опасность камнепадов. Причём на восточных склонах сход камней начинается с первыми лучами солнца. Это стоит помнить при планировании и прохождении маршрута. Лавинная опасность в июле и тем более в августе незначительна, но может усилиться при неустойчивой погоде с осадками, а также после многоснежных зим. Опасность ледовых обвалов, как правило, типична для конкретных мест, которые обычно указываются в описаниях. Карнизы образуются на гребнях в разных местах, не всегда свисают в определённую сторону, здесь всё зависит от господствующих ветров в данном зимнем сезоне. Практически все долины Ц. Кавказа селеопасны. Эта опасность тем более усиливается при обильных осадках, а также при обложных дождях продолжительностью более суток. Для того чтобы правильно оценить возможные опасности на перевале, нужно изучить несколько разных описаний его прохождения, желательно – разных лет. Ну и конечно, наблюдать за поведением склонов. В целом, в июле – августе, погода в районе достаточно устойчивая, но бывают периоды непогоды по 2-3 дня. Так по описаниям, в 2005 г. большую часть июля стояла замечательная погода с редкими дождями, а в августе дни с хорошей погодой были очень редкими. В 2006 г. все было наоборот - в июле погода плохая, в августе хорошая. Причем плохая погода стала зачастую «необычно плохой» - с утренними туманами, дождями, что для гор нехарактерно. Снежная обстановка с 2002 г. по 2006 г. нормализовалась, т. е. в июле снега наверху было много, на многих реках снежные мосты, ледовые трещины надежно забиты; в августе, конечно, снега меньше. К сожалению, в этом году в некоторых районах Приэльбрусья наблюдается тотальное стаивание, приводящее к сильной камнепадоопасности на большинстве сн.-лд. перевалов, как, например, и в 2000-2001 гг. Планируя маршрут в указанных районах, необходимо учитывать, что сложность некоторых перевалов сильно зависит и от сн.-лд. обстановки (в снежные годы большая часть скальных стен южной экспозиции прикрыта снежником, а в малоснежные - длина скальной части увеличивается, что может стать неприятным сюрпризом для неподготовленных групп). Внутренняя обстановка в Кабардино-Балкарской республике благоприятная. Проблемы с местным населением практически отсутствуют, но есть проблемы с представителями власти. Район Приэльбрусья удобен в плане забросок, хорошо изучен и наиболее безопасен при прочих равных условиях. В связи с многократным описанием в отчетах о походах по Приэльбрусью физико-географический обзор района похода в настоящем отчете не приводится.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ
Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с опытом и квалификацией участников:
1. Благодаря относительной доступности района похода, аварийный выход был возможен из любой его части в кратчайшие сроки. Пути аварийного выхода были показаны на карте всем участникам;
2. Обращалось внимание на выбор максимально безопасных и комфортных мест для привалов и ночлегов;
3. При прохождении перевалов по возможности использовалось раннее время суток;
4. Тактика прохождения сложных перевалов и участков повышенной сложности постоянно корректировалась в сторону увеличения безопасности из-за наличия непростой снежно-ледовой обстановки в этом году;
5. В темное время суток и при плохой видимости движение не производилось;
6. Выход на перевалы, определяющие и предопределяющие к. сл. похода, осуществлялся только при хорошей погоде;
7. График движения планировался с учётом забросок и днёвок, а также запасных дней (на случай непогоды, тяжёлой акклиматизации и на каждый перевал 2Б к. тр.);
8. Темп движения выбирался соответствующий силам участников, при необходимости назначался замыкающий, при движении сохранялся визуальный и голосовой контакт (кроме подходов и спусков по дорогам);
9. Где возможно, движение осуществлялось вдали от камнепадоопасных и лавиноопасных склонов, а также участков, угрожающих ледовыми обвалами. На всех этих участках, а также на ледниках, осыпях, скальных и конгломератных склонах использовались каски;
10. Переправы через бурные реки производились только по мостам;
11. Опытные участники осуществляли наблюдение и помощь товарищам при прохождении сложных участков, работе с верёвками, организации страховки и самостраховки. При отсутствии указаний применялась индивидуальная страховка (ледорубом и т. п.);
12. Сложные перевалы проходились после визуального наблюдения и внимательного изучения имеющихся описаний и фотографий;
13. Пересечение ГКХ проводилось в месте, наиболее сложном для посещения гостей из Грузии. В ущельях, где в верховьях находятся простейшие проходные перевалы из Грузии (несмотря на погранпосты и погранзаставы) длительное пребывание нежелательно;
14. Количество и подготовка участников позволяла при необходимости самостоятельно проводить спасательные работы или послать несколько человек за помощью;
15. На протяжении всего маршрута велся контроль над самочувствием участников, в случае необходимости оказывалась медицинская помощь;
16. На маршруте постоянно осуществлялся контроль исправности состояния личного и общественного снаряжения, при необходимости проводился его своевременный ремонт.
ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Проведен технически насыщенный и интересный, но трудоемкий поход с посещением различных горных узлов и более чем 15-ти долин Приэльбрусья, отличающихся климатом и преимущественными типами рельефа. Трудоемкость вызвана многими факторами, приведем только некоторые из них. Многомесячная жара в этом году заставила потратить много времени и сил на прохождение ледн. Адырсу (Гумачи) из-за обилия трещин и гигантских разрывов и отсутствия снежных мостов через них. Чуть более простым в этом плане оказался спуск, с преодолением двух ступеней ледопада, по ледн. Джайлык, но более опасным из-за большой вероятности ледовых обвалов с ледопадов, нависающих с прилегающих скальных гребней. «Тропа» по присклонному леднику от «верхних Гумачинских ночевок» до «средних» также оставляет желать лучшего. Прохождение бергшрунда под перевальным взлетом пер. Джантуган В. усложнилось, потребовав провески перил на лд.-ос. склоне, чего ранее не было. Малое количество снега сказалось и на камнепадоопасности, которая на пер. Донкина в этом году была очень высокой, заставляя уделять значительно больше времени на обеспечение безопасности спуска. Трудоемким оказался и подъем на перевальный взлет пер. Мкяра-Субаши (абсолютно без снега в отличие от описаний прошлых лет) по очень крутой мелкой «живой» осыпи с явно выраженной камнепадоопасностью. 2. Снежно-ледовая обстановка на Кавказе сильно меняется; ледники уменьшаются. Из-за избыточного тепла даже ночью на высоте ничего не замерзает, и как результат - практически постоянные камнепады с ледовых и скально-ледовых склонов, постоянный уровень воды в реках (переправы вброд затруднены даже в тех местах, где раньше по утрам никаких проблем не было). Многие перевалы усложнились из-за повышенной опасности - по традиционным маршрутам проход опасен, приходится выбирать не традиционный, но безопасный путь. Похоже, возникает необходимость зачета сложности тех или иных препятствий, пройденных в походах, по факту прохождения и предоставлению соответствующих материалов. Особенно это касается редко посещаемых перевалов или перевалов, информация по которым скудная или отсутствует. 3. Заметим, что нетипичная снежно-ледовая обстановка во многом объясняет редкое посещение популярного пер. Украина (подъем по ледн. Адырсу (Гумачи) стал проблематичным) и находящейся в легкодоступном районе в. Кезгенбаши (мощный снежный карниз перед выходом на вершину ранее легко обходился по снежному склону, теперь же – по снежно-ледовому с навеской перил). Это подтвердили снятые нами с в. Кезгенбаши и пер. Украина записки годичной давности (17 и 10 августа 2006 г. соответственно). 4. Определенную проблему для нас составляло прохождение в. Яман между пер. Оптимальный и пер. Украина, представляющее собой траверс скального участка ГКХ и его северного отрога. Ни хороших фотографий, ни толковых описаний в Интернете мы не нашли. Из-за этого нам пришлось совершать частичное первопрохождение, отказавшись от полного траверса в. Яман, о котором вскользь упоминалось в одном из описаний. Это позволило пройти только одну веревку в очень камнепадоопасном месте вместо двух. Заметим, что при движении по скалам, где требуется четкое соблюдение равновесия, даже не очень тяжелый рюкзак значительно усложняет движение. 5. Вместо заявленного маршрута «пер. Седло Чегема (2Б, 3900 м) – ледн. Чегем – долина р. Башильаузсу – т/б «Башиль»» группа прошла запасной вариант «долина р. Джайлыксу – т/б «Башиль»» Основная причина – опять же неблагоприятная снежно-ледовая обстановка на перевальном взлете пер. Седло Чегема (изменение характера склона и превращение его из снежно-ледового в ледовый; возможность ледовых обвалов и камнепадоопасность по возникшим на склоне ледовым желобам, что подтверждалось визуально). Заметим, что данное изменение соответствует заявленному запасному варианту, мотивировалось соображениями безопасности и не повлияло на параметры, определяющие к. сл. похода. 6. Пройденную связку «пер. Джантуган В. + пер. Оптимальный + в. Гумачи + в. Яман + пер. Украина», несмотря на заявленную 2Б к. тр., оцениваем (см. техническое описание выше) по факту прохождения 3А к. тр. Формальным параметрам, предъявляемым к перевалам 3А к. тр., указанная связка соответствует: 45-65° склоны (протяженные склоны до 50° и участки от 75° до 90° в нашем случае); 1-2 веревки стенных участков (в нашем случае 40 м дюльфера по скалам крутизной до 80°; сложные ледопады (ледн. Адырсу (Гумачи) с труднопроходимыми участками разломов и сложным лавированием; спуск дюльфером в ледовый разлом по отвесной ледовой стенке - около 8-9 м; прохождение бергшрунда и разлома по перилам по крутым (до 75°) ледовым стенкам - около 11-12 м); до 2-х суток прохождения (15 ч ЧХВ у нашей хорошо акклиматизированной группы); от 10 до 40 точек страховки (на ледорубе, ледобурах, скальных крючьях, расходных петлях и снежном якоре); длина определяющего участка от 200 м до 500 м (3.5 веревки перил - на подъемах, 9.5 веревок перил и дюльфера - на спусках). 7. Восхождение на в. Кезгенбаши и в. Гумачи (по редко посещаемому маршруту) разнообразило поход, увеличив его эстетическую составляющую. 8. Таким образом, поход потребовал как применения разнообразной техники передвижения (по снегу, льду, скалам и осыпям) так и использования широкого арсенала технических средств для страховки (ледобуры, скальные крючья, расходные петли, снежный якорь). 9. Во многом за счет серьезной работы еще до похода группе удалось держать очень хороший темп движения и идти строго по графику. Удачно спланированный график движения, морально-психологический настрой группы и опыт двух участников и руководителя позволил пройти локальные препятствия спокойно, без аварийных ситуаций. 10. Первая половина маршрута (8 ходовых дней) носила акклиматизационный характер. Во второй части похода (8 ходовых дней) встретилось более мощное оледенение. Несмотря на указанную выше неблагоприятную снежно-ледовая обстановку на ледниках и определяющих к. сл. похода перевалах удалось успешно пройти вторую часть за счёт накопленного опыта и акклиматизации. В целом эта часть получилась более насыщенной технически и эмоционально. 11. Погодные условия в целом были хорошие. Потребовался только один запасной день из-за ухудшения погоды. Большую роль в благополучном завершении похода сыграло наличие забросок, которые удалось быстро организовать благодаря развитой инфраструктуре района похода. Оставлять заброски (часто бесплатно или за символическую плату) вполне возможно как в пос. Терскол, так и в альплагерях и турбазах. В других местах (на кошах) вещи и заброски лучше не оставлять – разворуют, а заброски прятать подальше (и повыше). 12. Район Приэльбрусья является действительно безопасным: в целом, местное население в данном районе настроено доброжелательно и при правильном поведении какие-либо крупные эксцессы маловероятны, хотя, что касается бытового пьянства (местные – мусульмане, но пьющие) и мелкого воровства – то здесь имеются проблемы. Однако ближе к ГКХ могут возникнуть проблемы со сванами. Не исключено, что таким образом может промышлять и местное население. 13. В Приэльбрусье местное население уже практически всё работает в туристской индустрии, и предпочитает кормиться с туристов «честным» путем, торгуя продуктами и барахлом, оказывая транспортные, жилищные и другие услуги (порой за непомерную плату). Большинство из них само понимает, что «не следует резать курицу, несущую золотые яйца». А тем, кто не понимает, похоже, объясняют. В то же время, спиртные напитки местным (особенно молодежи) лучше не давать, поскольку в пьяном виде они становятся гораздо менее управляемыми. 14. Чтобы не было проблем с пограничниками необходимо в погранотряде (г. Нальчик) или у некоторых туроператоров оформить пропуск и сделать несколько экземпляров его ксерокопий. Возникла также крайняя необходимость регистрации в миграционной службе в 3-х дневный срок, так как милиция на ж/д транспорте начинает вымагать деньги из-за отсутствия штампов в миграционных картах несмотря на межгосударственные договоренности. 15. Применение современного снаряжения облегчает рюкзак или дает новые возможности только при тщательном его подборе. При этом постоянно приходится выбирать оптимальный баланс между функциональностью предмета снаряжения и его весом. Очевидно, что в каждом случае выбор должен быть индивидуальным. Тщательный подбор этого баланса в сочетании с тактическими решениями позволил группе выиграть вес без потери безопасности и комфортности прохождения маршрута. Группа, собирающаяся в «четверку», как правило, имеет свои устоявшиеся взгляды на подбор снаряжения, продуктов и аптечки. Снаряжение, взятое в поход, вполне себя оправдало. Использование бензина «калоша» сняло проблемы с работой примуса. Корейская выносная газовая горелка «Kovea» использовалась только для приготовления кипятка во время перекуса. Благодаря наличию нескольких цифровых фотоаппаратов удалось получить подробные фотографии каждого этапа похода. 16. Поход потребовал высокого морального настроя и для руководителя: вера в себя и в других участников похода позволила совершить это путешествие и получить от него как спортивное, так и морально-эстетическое удовлетворение. 17. «Путешествия учат больше, чем, что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома» (Анатоль Франс).
Ссылки на полезные источники:
1. http://pro-test.org.ua/index.php?id=5005&show=news&newsid=35333
/Описание случившегося 24 июля 2008 года/
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Горный_туризм
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/кавказские_горы