Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Методологическая база, планируемые результаты
- 3. Обзор исследований и разработок
- 3.1. Обзор международных источников
- 3.2. Обзор национальных источников
- 3.3. Обзор локальных источников
- 4.Характеристика гендерных ролей в аврамических религиях и современные проблемы гендерных исследований
- 4.1. Проблематика поло-ролевых стереотипов в иудаизме
- 4.2. Проблематика поло-ролевых стереотипов в христианстве
- 4.3. Проблематика поло-ролевых стереотипов в исламе
- Выводы
- Список источников
Введение
Воспитание, социализация, половое поведение, роль индивида в обществе, выполнение личных и общественных функций, взаимосвязь и структуры коммуникаций между индивидами как элементы личной и общественной жизни всегда находилось в сфере ведения религии, как устанавливающей нормирующей и санкционирующей то либо, иное представление о должном и создавало основу морали общества.
Каждая религия выстраивала свои структурированные связи между источником морали, индоктринацией, контролем и санкциями за нарушение, что соответствовало как коллективным представлениям (коллективным репрезентациям) выраженным в языке (миф, сказка, былина, притча), так и виду хозяйственной деятельности с синтезом системы ценностей. Проблематика соотношения общественной морали, биологических функций и культурных особенностей, которая в основном базировалась для европейцев на маскулинной или по словам Ж.Дерриды «фалоцентрической системой репрезентации»[9], стала актуальной после кантианского осмысления соотношения проблемы бытия человека и морали.
1. Актуальность темы
Таким образом, для современного общества, актуальной является не только проблема следования определенным биологически обусловленным ролям, но и социальная культурная основа равенства двух различных в морфолого-физиологическом, но равных в ценностно-правовом плане субъектов, которые созидают общее культурное поле человечества: мужчины и женщины.
Современная ситуация в Украине, где происходят все те же процессы, что и в Западной Европе, имеет свою специфику и интересна тем, что она является одним из европейских регионов, где встречаются три религии: иудаизм, христианство и ислам, названных «авраамические» (по имени культурного героя и общего предка для семитских народов Авраама). В разное время каждая из религий играла свою роль в жизни украинского общества и влияла на формирование культуры Украины в целом. Но имея один общий корень, что не даром отразилось в названии «аврамические», указанные религии на сегодняшний день представляют собой огромный культурный многослойный феномен, который прошел сквозь века, народы и территории [13].
2. Методологическая база, планируемые результаты
Методологической базой для данного реферативного изложения является философский, религиоведческий описательный метод исследования, текстологический анализ с элементами сравнения, анализа, синтеза, дедукции, индукции.
Ожидаемым результатом работы является интегрированный взгляд на проблематику гендерных отношений религий, которые имеют единый источник, общие внешние факторы развития, но претерпели различные пути развития.
Основные задачи исследования:
- Формулировка и раскрытие полноты основных понятий и терминов, которые являются совокупностью гендерной проблематики в ее хронологической последовательности.
- Выявить на основе анализа основной сакральной литературы и культуро- и этнологических исследований главные факторы, влияющие на гендерные взаимоотношения.
- Выявить трансформационные основы гендерной проблематики между религиями и в исторической перспективе.
Объект исследования: Объектом исследования являются положения иудаизма, христианства и ислама, касающиеся места женщины и мужчины в религиозной, и не отделимой от нее, моральной сфере бытия. .
Предмет исследования: Предметом исследования в данном контексте являются непосредственно концептуальные подходы представителей различных направлений философии, теологии, социологии в вопросах взаимосвязи религии и гендера в авраамических религиях.
3. Обзор исследований и разработок
3.1. Обзор международных источников
Поскольку первая волна разрешения круга вопросов касательно поло-ролевой функции субъектов в обществе закончилась фактически заявлением наличия самой проблемы, то начало второй волны феминистического движения положил Джон Стюарт Миль в конце 70-х годов XIX века, когда начали формироваться современные виды научных знаний, что явилось определенным результатом общего развития науки и культуры. Тематике исследований в области гендерных ролей посвящались первые работы из медицинской и психологической сферы. Яркими представителями стали Зигмунд Фрейд и Хавелок Эллис, Рут Бенедикт. В середине ХХ века можно отметить Симону де Бовуар, Маргарет Мид. С 60-х годов начинается активная фаза развития феминизма ХХ века. Особая продуктивность исследователей Юлии Кристевой, Линды Вудхед, Мери Дали, Лин Девидман [20] позволили новым взглядом посмотреть на комплекс проблем связанных с полом как социальным условие существования личности.
С середины 80-х годов в обиход твердо входит определение гендера с подачи известного британского социолога Энтони Гидденса[5], которое дает новый взгляд на понимание пола не как биологического, а исключительно социального явления. Такой же концепции придерживаются и такие исследователи как Джудит Пласков, Венди Гриффин, Р.Мари Гриффин, Сильвия Вальби, Люси Иригарей, Джрерри Париндер, Адриенна Рич, Розмари Рушер, Ребекка Шоп, Урсула Кинг. Гендерные исследования в области иудаизма подробно раскрывают авторы, сторонники либерального иудаизма Тамара Рос, Иегуди Гельмана [17]. Вопросы, связанные с исламом конкретизированы такими исследователями как Лейла Ахмед, Шериф Абдэль Азым, Озлем Ингюн, Дефне Суман, Аднан Челик.
3.2. Обзор национальных источников
Российские философы и ученые не оставляли в стороне данную проблематику. Большой вклад в разработку данного вопроса внесла Мариэтта Степанянц [19], также данная тематика раскрывалась в работах Татьяны Барчуновой [1], Людмилы Семеновой [18], Галины Пушкарь [15], Владимира Легойды, Ясина Расулова, Игоря Насырова[12], Эльдара Зиганшина, как определенный локальный феномен сосуществования православной христианской и исламской культуры в рамках одного государства.
3.3. Обзор локальных источников
Украинские исследователи уделил вопросу гендерных исследований недостаточно внимания, но Оксана Забужко стала первой в вопросе определения гендерных стереотипов и роли женщины в украинском обществе. Такие украинские философы и религиоведы как Анатолий Колодный, Людмила Филиппович, Ольга Недавняя[13], Виктория Суковатая[20] и другие касались вопросов гендера как социального феномена в его приложении к религиозной морали и жизненной практике.
4.Характеристика гендерных ролей в аврамических религиях и современные проблемы гендерных исследований
4.1. Проблематика поло-ролевых стереотипов в иудаизме
В контексте иудаизма перекрестное явление поло-ролевых установок в исторической ретроспективе и социальных ролей в обществе следует отметить, что основные предписания содержатся в Первой составляющей ТаНаХа – Торе. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бер. 1 : 27). Данный базовый текст указывает на должное поведение мужчин и женщин в рамках вероисповедания. Также в Торе определены 613 заповедей или мицвот, которые состоят из 248 повелений и 365 запретов. Они описывают различные аспекты жизни иудея, в том числе: гигиенические нормы, прием пищи, отношения в семье. Выделяются семь правил, обязательных для исполнения всеми людьми: 1. Запрет идолопоклонства. 2. Запрет хулы на Бога. 3. Запрет кровопролития. 4. Запрет воровства. 5. Запрет разврата. 6. Запрет жестокости по отношению к животным. 7. Повеление справедливости в суде и равенства человека перед законом.
На фоне такого большого количества предписаний, следует учесть, что кроме базовой литературы в иудейской традиции используется и трактование (пояснение) к ТаНахУ – Талмуд, который сам состоит из текста комментариев непосредственно сакральных текстов иудаизма (Мишны) и комментариев к комментариям (Гемары). Это непосредственно увеличивает в прогрессии количество норм и порождает еще и несколько разновидностей таких текстов как Галаха (нормы предписательного характера) и Агада (Аггада) (афористические, идиоматические, аллегорические, сказочные иллюстрации, демонстрирующие источник всей Мудрости). Данные текстуальные традиции находятся в прямом взаимодействии, но иногда оппонируют друг другу.
На начальном этапе развития иудаизм представляется исключительно как мужская религия, которая насыщена именно мужскими образами, хотя отдельное внимание уделено и роли женщины (образ Хавы и Рут). Но негативного упоминания женщин, как ослушниц либо как причин и участников разного рода процессов гораздо больше. Подробное также можно встретить и в Талмуде [14]. «Женщина безрассудная, шумливая, глупая, и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями» (Притч. 9) [14].
Так же необходимо отметить женскую природу мудрости в иудаизме. В Притчах говорится, что «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его», она «послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: кто не разумен, обратись сюда». Эта картина явно контрастировала с образом глупой и сварливой женщины. В некоторых мистических произведениях Тора-мудрость была женского пола. Зохар сравнивал ее со спокойной девушкой, уединенно живущей в комнате дворца и имевшей тайного любовника, о котором знала лишь она. Он рыскал по дворцу, стараясь увидеть ее хотя бы краешком глаза, и она на мгновение приоткрывала небольшую дверь, чтобы показать свое лицо возлюбленному, а затем быстро спрятать его. Любовник понял, что она сделала такую мимолетную уступку из-за любви, и его сердце и душа обратились к изучению Торы. Вначале она говорила с ним из-под вуали, чтобы наладить взаимоотношение, затем заговорила загадками и аллегориями и через прозрачное и более тонкое покрывало. Наконец, девушка открыла свое лицо и стала открыто говорить с ним обо всех своих тайнах и мистериях[14].
4.2. Проблематика поло-ролевых стереотипов в христианстве
Христианство, как базирующееся на иудейской традиции религиозное движение, вобрало в себя ряд запретов и моральных норм иудаизма. Но поскольку христианство стало более универсалистской моделью социума, то и основные требования были пересмотрены исходя из сакральных текстов христиан.
Основу христианского канона составляет Библия, разделенная на Старый и Новый Заветы. Основные нормы христиан прописаны в Декалоге или же в книге Исход (20:1 – 17) и повторены во Второзаконии (5:4 – 21). Поскольку сам Иисус Христос происходил из Галилеи, где иудейские традиции были слабее, то и в его учении иудейские нормы морали не находят своего продолжения. Формирование христианства как отдельной религиозной системы привело к разрыву с иудаизмом и пересмотру ряда положений. Кроме того возникла объективная необходимость разрабатывать дополнительные усные традиции и поддерживать контакты между общинами, что привело к формированию кроме Евангелий и Деяний апостолов целого ряда посланий учеников Христа, которые раскрывают определенные морально-этические аспекты христианского учения. Но распространенность в эллинистическом мире иудео-христианского учения побуждает трансформационные процессы и формирование именно Священного Предания на основе некогда существовавших апокрифов, некоторые сохранились до наших дней. Христианство становится христианством именно в связи с деятельностью апостола Павла, а Маркион, прибывший с Востока во II в. н.э. сместил акценты с Старого Завета с его Богом Закона в пользу Бога любви, открытого Иисусом Христом и истолкованного Павлом в соответствие с идеей дуализма плоти и духа [14].
Для христиан нормой считается моногамный брак, не вожделенный взгляд на женщину, поскольку это приравнивается к прелюбодеянию, однако определенное осуждение женщины и ее порицание явно просматривается в Евангелие от Иоанна (Ин. 8:3 – 11), когда мужчины пытались забить камнями женщину, обвиненную в нарушении Закона, Иисус сказал : «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8:7).
Для римо-католического варианта христианства, в точном следовании за мнением апостола Павла, вводилось дополнительное требование безбрачия, а для византийско-православного более значимыми были общие слова Христа о соединении мужчины и женщины. Пытаясь согласовать эти две взаимоисключающие позиции византийское православие нашло компромиссное решение в ведении двухуровневого института священства – белого и черного: белое имело право заводить семью, а черное – жертвовало нею в пользу Господа, но при этом получало доступ к продвижению по иерархической лестнице.
В Протестантизме, как наиболее позднем христианском явлении, тема брака и семьи трактуется в непосредственно контексте слов Христа. Однако и сложная структура (если вообще справедливо говорить о наличие таковой) протестантских церквей и деноминаций не могут создать обобщенную картину христианского гендерного вопроса, но именно сам протестантизм и вывел тему гендерных отношений на поверхность социальной проблематики в контексте социальных доктрин церкви, прежде всего как объединения людей. Самый сильный очаг протестантского влияния находился в протестантской Британии и в США. Именно в протестантских общинах и озадачивались проблемою роли и предназначения женщины в обществе. Именно это заставило некоторые протестантские движения смягчить или даже пересмотреть давние христианские установки маскулинного общества: женщины стали учителями, политиками, администраторами-управленцами, а не только матерями и «грешницами».
4.3. Проблематика поло-ролевых стереотипов в исламе
Третья религия, которая берет свое начало из Палестины и имеет мировой характер, ислам, тоже относится исследователями к маскулинным религиям. Основою религии является Коран, который стал основным указателем и аргументом в вопросах обустройства жизни. Но не только сам Коран свидетельствовал о должном поведении в обществе. За время своего существования священная книга обросла традицией истолкования в нескольких ключах, которые согласовали религиозные и этнические нормы. Так достаточно уникальным явлением для ислама есть сохранившийся до нашего времени в шиитской среде древний обычай кратковременного брака «мута». При этом оформляется специальный договор с конкретны сроком действия (от одного дня до полугода), ограничением права на наследование имущества (наследование исключается), но при этом дети родившиеся от такого брака признавались полноправными наследниками. Расторжения постоянного брака в этом случае исключается, а временный мог быть расторгнут либо по истечению срока договора или же по взаимному согласию сторон[21].
Ислам в первую очередь распространился среди арабов, народа чувственного, для которого любовь и секс являются неотъемлемыми атрибутами самой жизни, условием существования человека. Это произошло исключительно и благодаря способности Ислама абсорбировать в себя и трансформировать многое из доисламского уклада жизни арабов и других народов, в том числе и особенности сексуальных моделей и норм, регулировавших сексуальную сферу их жизни [12].
Существует предположение, что на развитие культа святых женщин большое влияние оказали домусульманские арабские культы с их почитанием богинь Лат, Узза, Манат, а также суфизм – мистическое течение ислама, в основе которого лежит аскетизм. В отличие от ортодоксального ислама, где женщины определяются как «большинство обитателей ада», как существа дефектные, ограниченные по разуму и благочестию, суфизм провозглашает независимость духовного роста от половой принадлежности индивида, поэтому среди суфийских наставников всегда было достаточно много женщин.
Характерной особенностью исламского вероучения является то, что в его священной книге – Коране исключительно большое внимание уделяется регламентации семейно-брачных отношений и ритуализации гендерных ролей. Несмотря на то, что в Коране говорится о том, что Аллах создал мужчину и женщину из «одной души» (Сура 4:1), высшим идеалом мусульманской семьи является безусловная подчиненность жены мужу. В качестве основной цели брака выступает произведение «законного потомства», поэтому невеста часто не присутствует при составлении брачного контракта и не видит нареченного до свадьбы, поскольку оценивается как «товар», по своей репродуктивной способности. Иначе говоря, мужчина (будущий муж) покупает у другого мужчины (отца невесты) способность женщины рожать, выплачивая за это «махр» – выкуп. Рождение дочери, а особенно нескольких дочерей подряд, считается достаточным основанием для развода или дополнительного брака. Одним из наиболее дискриминирующих предписаний относительно женщины является ношение ею специального покрывала (хиджаба) и домашнего затворничества. Хотя требование сокрытия «искушающего мужчину тела» в уродливые одежды – паранджу, чачвану, чадру, яшмак, – не является специфически исламским нововведением и возникает у многих народов в период установления патриархатного права, именно Коран сохранил и закрепил этот обычай в форме «священного слова» [20].
Но не только в семейном контексте можно было увидеть женщину на Востоке. Одним из вопросов, который рано или поздно вставал перед исламом религиозно-правовой системой – это проблема власти и участие в ней женщины. Эльшад Мири считает, что эта линия ответственности и участия вписывается в контекст понятия «бейат». «Бейат являл собой договор, в котором приводились обязанности и обязательства мусульман и мусульманок по отношению к руководителям, их искреннее согласие с законами ислама в отношении друг друга и политической власти для исполнения изложенных в хадисах повелений Корана. Одна из достоверных ривай (вариант хадиса) сподвижников Посланника Аллаха гласит: «Посланник Аллаха заключал бейат как с женщинами, так и с нами» [10].
По мнению некоторых правоведов, женщины не могут возглавлять государство. Они основывают свою точку зрения на том, что женщина не в силах выполнять полномочия главы государства, тем более в период внедрения в жизнь исламского права, когда правитель был обязан руководить войском, читать пятничную проповедь (хутбу) и призывать народ к совершению намаза. Однако в связи с этим вопросом в Коране не приводятся какие-либо ограничения. Так, управляющая государством женщина могла давать необходимые распоряжения мужчинам, определенным ею на какую-либо должность. Лица, убежденные в том, что женщина не может быть политиком, и в частности главой государства, приводили в доказательство своим словам хадис Пророка, гласивший, что «не спасется народ, отдавший правление в руки женщины» (Бухари, «Маази», 82 (1697); «Фитян», 18). Как отмечается, сподвижник Пророка Абу Бакра сообщил в свое время, что Посланник Аллаха изрек данный хадис в то время, когда услышал весть о правлении Ираном дочерью иранского Кисры (правителя). Для того чтобы верно понять хадис, необходимо знать предпосылки и исторические причины данного изречения. К тому же данный хадис выражает не общее правило, а относится к судьбе определенного общества в известный период времени. Известно, что правитель Ирана уничтожил направленное ему письмо Пророка, вследствие чего Посланник Аллаха сказал о них: «Да будут они уничтожены». Услышав после этого весть о том, что правление данным государством перешло в руки женщины, он заявил, что этим они не спасутся [10].
Выводы
Развитие социальных отношений и формулирование И. Кантом категорического императива стали отправной точкой в пересмотре многовековой традиции взаимоотношения полов в истории европейской культуры. Основным локомотивом данных процессов стали выдвинутые политические требования самых женщин, что впоследствии было названо «суфражизмом» и мужская поддержка в лице Дж. Ст. Миля в конце 70-х годов XIX века, давшие начало широкому явлению феминизма в Америке и Европе, что к середине ХХ века привело к лингвистической диверсификация понятия «sex» и «gender». Именно такая череда событий ознаменовала появление целого ряда направлений в исследованиях, которые стали называться «гендерные». При этом какого-либо единого и строгого систематического учения не было работано да и возможность, из-за широты предметной сферы объекта, остается достаточно призрачной.
Однако именно религия и мораль выступали как катализаторами так и предметной областью таких процессов, поскольку именно в религиозных кругах впервые было провозглашено полное равенство мужчины и женщины. В диалоге между религией и рационализмом первенство берет сторона религии, поскольку именно она является установочной площадкой для возведения здания этики поведения в обществе. Однако сама религиозная мораль в процессе своего информирования неоднократно доказывала определенный компромисс между религиозными установками и традициями, которые складывались на территории формирования религиозной системы.
Именно в таком контексте развития из одного источника трех религий и привлекают внимание исследователей положения этических норм поведения, которые основываются на едином источнике, на письменной традиции, на устной традиции, что, в общем, формирует поло-ролевые стереотипы коллективных представлений о надлежащей стратегии поведения в обществе на основе:
- – первенства творения;
- – слов некоего проводника Божественной Воли либо изречения самого Бога;
- – давних домонотоистических традиций, которые существовали на территории формирования и распространения религии.
Современная парадигма человечества состоит в рассмотрении роли человека в обществе как доминирующего в преобразовательной деятельности без должного внимания к механизмам сдерживания в виде религии, которая все больше проявляется в жизни общества. Все это свидетельствует о том, что на сегодняшний день процесс трансформации таковых представлений еще не завершен, но и скорее всего никогда не достигнет завершения и будет длиться бесконечно. Это приводит к мысли, что данная тематика гендерных исследований в религиях будет исчерпываться лишь очень отдаленной перспективе, при условии исчезновения или снятия с актуальной повестки дня всех трех аврамических религий, то есть полного исчезновения носителей этих культурных ценностей. При этом сами подобные процессы весьма интересны для религиоведов и будут открываться во все новых измерениях. Все это доказывает незыблемость злободневности выбранной проблематики и указывает на бесконечность вариаций отношения к «мужскому» и «женскому» началу в религии и в обществе.
Список источников
- Барчунова Т. Человек верующий: гендерная наука и религия // Гендер для чайников / Под ред. И. Тартаковской, Л. Попковой. М.: Фонд имени Генриха Белля: Просветительско-издательский центр «Звенья», 2006. – С. 179-198.
- Васютинський В. О. Владно-підвладні аспекти статево рольової і гендерної взаємодії // Практ. психологія та соц. робота. - 2006.- № 6. - С. 6–16 ; № 7. – С. 21–31.
- Вечная тайна женщина // Наука и религия. - 1988. - №3. – С. 10-11
- Воробьева М.В. Гендерный подход в религиоведении: попытка междисциплинарного дискурса. – Научно-теоретический журнал «Религиоведение», № 3, 2005. С. 119-123.
- Гидденс Э. Социология. Перевод с нового, полностью переработанного и улучшенного 4-го английского издания. Изд.2. - М.: Издательская группа URSS, 2005. – 632 с.
- Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше // Философские науки. – 1991.- № 2, - С. 116-141.
- Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше // Философские науки. – 1991.- № 3, - С. 114-128.
- Женщины в легендах и мифах / Пер. с англ. О. Перфильева. - М.: Крон-Пресс, 1998. – 592 с.
- Клингер К. Гендерные исследования (Gender Studies) // Современная западная философия: Словарь. – 2-е изд. Переработанное и дополненное. - М. : ТОН-Острожье, 1998. – С. 92-98.
- Мири Э. Политическая жизнь женщин в исламе // Азербайджанский Гендерный Информационный Центр. 12.04.2012. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gender-az.org/index.shtml?id_doc=6116
- Мольтманн-Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину: феминистическая теология и человеческая идентичность // Вопр. философии. -1991.- №3.- С.91-104
- Насыров И. Любовь и секс в Исламе. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Islam_sex.php.
- Недавня О.В. Політкоректність та ідентичність: проблеми в релігійно-духовній царині сучасного українського суспільства // Суспільно-політичні виміри релігійних процесів в Україні: збірник наук. праць. – Чернівці : Рута, 2008. – С. 25-31.
- Парриндер Дж. Сексуальная мораль в мировых религиях /Джефри Парриндер . – Пер. с англ. Т. Логачевой. - М. : Фаир-Пресс, 2002. – 352 с.
- Пушкарь Г. А. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л.Улицкой). — Автореф. дис... канд. филол. наук: 10.01.01 ; Ставропольский гос. ун-т. — Ставрополь, 2007. — 20 с. — рус.
- Релігієзнавство України. В двох книгах. / За наук. ред. А. Колодного. – Кн. 2. Релігієзнавча наука років незалежності. - К. : Українська Асоціація релігієзнавців, 2010. – 258 с.
- Рос Т., Гельман И. Влияние феминизма на ортодоксальную еврейскую теологию. / Перевод - Ар-Шалом Хана. Ред. П. Полонский. [Электронный ресурс]. - 15.04.2012 - Режим доступа: http://www.machanaim.org/philosof/feminism/t-ros.htm
- Семёнова Л.Э., Семёнова В.Э. Образ женщины в религиях мира // Сб. научных трудов: социально-психологические проблемы / Под ред. Л.Э.Семеновой. — Н.Новгород : МГЭИ (Нижегородский филиал). — 2002. - 255 с.
- Степанянц М.Т. Образ женщины в религиозном сознании: прошлое, настоящее, будущее // Общественные науки и современность. - 1993. - №4.- С. 177-183
- Суковатая В. Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы // GROSSVITA: история, теория, методология гендера. Центр ГИАЦ. - №2, - 10.04.2012. - [Электронный ресурс] – режим доступа: http://giacgender.narod.ru/n2t1.htm.
- Талалаж Я., Талалаж С. Самые невероятные в мире – секс, ритуалы, обычаи / Пер. с англ. Л. Каневского. — М. : Крон-Пресс, 1998. – 262 с.
- Томпсон М. Философия религии / Пер. с англ. Ю Бушуевой. – М.: Фаир-Пресс, 2001. – 384. – (Грандиозный мир)