Конструкторы компьютерных игр
В индивидуальном разделе я хочу рассказать о констурукторах компьютерных игр. Я столкнулся с работой с несколькими из них, но только на одном у меня получилось сделать две игры жанра JRPG. Работа с конструкторами одновременно проста, но с углублением разработки игры, даже на конструкторе, можно столкнуться с различными проблемами. И если кто-нибудь заинтересуется разработкой игры на конструкторе, этот раздел поможет в выборе оптимального средства для разработки игры.
Введение
Когда только начали появляться видеоигры, их разработка была доступна только для специализированных компаний или для людей, у которых был компьютер и очень хорошо разбирался в программировании. На данный момент создать игру может кто угодно. Не надо знать языки программирования, хотя для создания действительно качественной и отличимой игры, неплохо было бы знать хоть один.
Простейшие конструкторы появились фактически с выпуском первых компьютерных игр. Для примера, RPG Maker [1], выпускается с 90-х годов прошлого века. Однако, с развитием информационных технологий компьютеры становились мощнее и могли выполнять множество операций, облегчилось также и создание игр. Профессионалы заняли свою нишу, выпуская ААА-тайтлы, бюджет которых исчисляется миллионами долларов. Что же делать простому пользователю, который тоже хочет разработать свою игру?
Есть несколько вариантов. Можно собрать команду единомышленников и создать свою инди-игру [2]. Инди-игры также занимают своё место в мире видеоигр, и многие очень хорошие игры выходят из под крыла независимых разработчиков. А некоторых разработчиков инди-игр потом вербуют большие компании, например, такие как Valve. Так, разработчики игр Narbacular Drop [3] и Tag: The Power of Paint [4] получили воплощение своих идей в играх Portal и Portal 2 [5].
Если вы неуверенны, что можете собрать небольшую команду разработчиков, тогда следует обратиться за помощью к конструкторам компьютерных игр. Такие программы позволяют сделать игру фактически одному человеку, используя бесплатные ресурсы из Интернета или взять уже готовые ресурсы из игр, при условии, что вы спросите у автора его согласие на их использовании, ведь это считается интеллектуальной собственностью!
Сейчас существует множество конструкторов игр разной сложности, разной направленности – можно создать платформер (Марио, как самый яркий представитель), экшн (Doom), 2D-RPG (ранние версии Final Fantasy, Zelda) и другие виды игр, необходимо только найти нужный конструктор и дело за вашей фантазией и упорством.
Суть
Конструкторы игр – это программы для быстрой конвейерной сборки игры, без специальной подготовки. Объединяет в себе игровой движок и среду разработки, и значительно упрощает процесс создания игр, делая создание игр доступным любителям-непрограммистам [6]. Иногда конструкторы игр ограничены тем или иным жанром. В других случаях конструкторы позволяют создавать игры различных жанров (оставляя разработчику возможности программирования), но, возможно, ограничивающая разработчика 2-мерными играми.
Game Maker
Game Maker – это один из самых известных и удобных конструкторов игр. Создание игр в нем достаточно простое и не требует предварительного знакомства с каким либо из языков программирования [7].
Игра в GameMaker строится как набор игровых объектов, поведение которых задаётся путём программирования реакции на события. Программировать можно, используя графическое представление программ. Это представление отличается от обычного, например, тем, что для того чтобы начать условный оператор, нужно перетащить на панель действия восьмиугольник с иконкой, обозначающей тип проверки, а затем, возможно, ввести какие-либо значения в появившуюся форму. Имеется в нём и скриптовый язык GML похожий на JavaScript.
Рассчитан в основном он на создание двухмерных (2D) игр любых жанров. Также подойдёт для создания различных презентаций и т.п. Начиная с 6-й версии, появилась ограниченная возможность работать с 3D. Game Maker позволяет создавать 2D игры любых жанров абсолютно без знаний программирования, но имеется и возможность создавать 3D игры. Для разработки 3D игр в Game Maker’е необходимо использовать встроенный язык программирования Game Maker Language. 3D объекты могут содержать до 32000 вершин (в GM7 было 1000).
Имеются все необходимые инструменты для реализации игры, включая редактор спрайтов, скриптов и т.д. Поддерживаются спрайты в формате PNG с поддержкой альфа-каналов, спецэффектов, сглаживания, подробной маской для спрайтов и т.д. Поставляются некоторые ресурсы (спрайты, фоны и звуковые эффекты), сделанные пользователями GM, которые могут быть использованы без каких-либо ограничений. Имеется возможность для работы с веб-ресурсами, чтобы создавать онлайновые игры, для чего нужны расширяющие библиотеки. Имеется экспортёр любых ресурсов GM. Спрайты, звуки, бэкграунды, скрипты, шрифты, временные линии, объекты и комнаты, информация об игре и глобальные настройки могут быть экспортированы/импортированы за несколько кликов мышки в специальные игровые файлы.
Есть встроенная в интерфейс система обучения, которая поможет новичкам по шагам создать свою игру на Game Maker. Конструктор очень прост в освоении, например, механику платформенной 2D игры на нём можно создать за пару минут. В сети очень много примеров, уроков и движков с игровой механикой для GM. Game Maker распространяется на условиях Shareware, бесплатная версия ограниченна в функциональности, а при запуске игр показывается лого Game Maker’а. В Lite-версия GM ограничена в возможностях, она доступна для свободного скачивания. Pro-версия продаётся за 39$, в ней включены все функции, а также возможность разрабатывать коммерческие игры. Легкость освоения и программирования на GML постоянно привлекает все новых и новых создателей игр. Game Maker является самым популярным в мире конструктором игр.
RPG Maker
RPG Maker – это первая программа для создания игр жанра jRPG и, пожалуй, самая популярная [8]. Её любят многие создатели игр без программирования, и у неё есть своя армия поклонников, в том числе и среди русскоязычного контингента. И поэтому достаточно легко найти примеры игр, учебники, статьи по данному конструктору.
Программа стала популярна на PC с версии 95, затем пошли такие версии: 2000, 2003, XP (дата выхода – 2005) VX (дата выхода – 2008), VX Ace (дата выхода – 2012). В программу входит комплект необходимых инструментов: редактор карт и прочее. Разрешение экрана довольно-таки слабое для игр наших дней: 640х480 при 32-битном цвете. Создание игр в этом конструкторе несложное. Требуется минимальное знание местного скриптового языка. На демонстрационных примерах можно понять суть работы всех геймплейных особенностей, как они выполнены при помощи скриптовых команд. При создании игры у вас имеется возможность подключать шрифты, звуки (mid, wma, ogg, mp3 и CD-Audio), графику, видео (wav, avi) и пр. В конструкторе можно реализовывать все функции жанра jRPG: битвы, прокачку, диалоги, квесты, магию и пр.
Игры получаются довольно симпатичные, и большинство из них напоминают такие игры как Final Fantasy, Phantasy Star и пр. Возможности программы не очень балуют нас, но всё же это чуть ли не единственный вариант воплотить свою задумку в виде старой доброй RPG (jRPG) игрушки. Необходимо, как и при создании любой игры, нормально рисовать, что при умении возиться с настройками в этом конструкторе выльется в симпатичную ролевую игру. В сети можно найти версии программы на разных языках, имеется и русифицированные версии. Для корректной работы программы необходимо дополнительно скачать библиотеку RTP.
Программа является платным Shareware-продуктом – стоимость лицензионной версии 60$. Но доступна демонстрационная версия, которая предоставляет для ознакомления 30 дней использования. Зато программа очень удобная и поддержана огромным сообществом, которые написали немало уроков, примеров и пр.
Также у меня был опыт создания в этом конструкторе своей собственной игры. Для создания игры, которая отличается от стандартной (без программирования) мне пришлось разобраться в языке программирования Ruby. В итоге, после кропотливой работы над ней в течение года, я ее доделал. Если кто-то заинтересован, может скачать ее по ссылке, а также ее небольшой сиквел (~30 минут игры).
Construct Classic от Scirra
Scirra Construct – это свободное и мощное, базирующееся на DirectX 9, программное обеспечение для разработки 2D с некоторыми элементами 3D игр и презентаций [9]. Конструктор достаточно лёгок в использовании, подходит как для профессионалов, так и для новичков. Продвинутые пользователи также могут использовать скриптовый язык Python для создания некоторых сложных сцен.
Construct является на 100% некоммерческим проектом. Поэтому вы можете скачать сразу полную версию программы без каких-либо ограничений. Из особенностей можно отметить, что движок использует технологию DirectX 9, поддержку множества специальных эффектов: шейдеры, освещение, HDR, искажение, линзы и другое. Передовые эффекты, такие как моушн блур, бампмаппинг (3D освещение). Физический движок для реалистичного поведения объектов. Эффекты параллакса с множеством слоёв изображения. Качественный физический движок, отладчик, огромное множество подключаемых плагинов и многое другое.
В движке используется Python скрипт, однако игры можно создавать и без его применения. Вам предоставляется удобный интерфейс, в котором вы создаёте свою игру практически по системе drag-n-drop (без программирования). Конструктор распространяется не только бесплатно (лицензия GPL), но и его исходный код также доступен. Это значит, что другие программисты могут внести изменения или исправления при необходимости. Разработанные на Scirra Construct приложения вы вправе распространять так, как вам хочется, включая и как коммерческие проекты.
Разработчики постоянно работают над ним, реализовывая новые возможности и устраняя баги. На официальном сайте вы можете скачать примеры игр, созданных на данном конструкторе. В частности, имеется неплохой пример на подобие GTA 2. Там же сможете более подробнее ознакомиться с особенностями движка и его интерфейса и пр. Construct Classic на данный момент разрабатывается программистами энтузиастами благодаря открытым исходным кодам.
Unity 3D
Unity – это профессиональный мультиплатформенный игровой движок и интегрированный мощный игровой редактор для облегчения создания игр [10]. Этот движок из себя представляет что-то вроде конструктора игр, так как имеется отличная среда редактирования с удобным пользовательским интерфейсом, позволяющим создавать игру визуально! Редактор прост и интуитивно понятен, настраивается. Свойства объектов настраиваются несколькими кликами мыши, чтобы назначить текстуры, звук, поведение, скрипты и т.д. Визуальное перетаскивание и манипуляция с объектами. Клонирование объектов – иногда нужно перенести или размножить сложные игровые объекты. Игровые объекты полностью управляемы и настраиваются, интерактивные.
Игры делаются тут в режиме реального времени. Шаг 1: редактируете область игры в редакторе, нажимаете кнопку – шаг 2: игра запускается и вы её тестируете. Это реально поможет вам больше экспериментировать и лучше испытывать вашу игру. Скриптинг производится на быстрых .NET-базирующихся JavaScript и C#, с богатыми библиотеками и большой документацией. Возможность разработки мультиплеерных игр. Встроенный физический движок Ageia PhysX! Unity поддерживает все основные форматы ресурсов. Поддерживается DirectX и OpenGL. Мягкие тени, система шейдеров и многие другие эффекты. Высокая оптимизация. Игровой движок для платформ Windows и Mac.
Если вы разрабатываете свой проект на Web, PC, Mac, Wii, iPhone, iPod, XBox 360, то Unity может стать вашим выбором. Unity Indie – предоставляется для скачивания бесплатно. Unity Pro стоит $1499, 30-дневная демо-версия Unity Pro, которая также доступна для скачивания на официальном сайте. Стоимость в зависимости от лицензии варьируется от нескольких до ста тысяч долларов.
Достоинства: бесплатный для Indie-разработчиков, кросс-платформенный, прост в освоении.
Недостатки: есть недостатки для разных платформ, вроде отсутствия тех или иных возможностей и особеностей.
Заключение
Создание компьютеных игр, пусть даже на конструкторе, требует от человека не только умения работать с программой, но также усидчивости и терпения. Ведь, если даже вы делаете игру для себя, то на первых парах это может быть увлекательно, но затем может появиться рутинная работа и вам это может надоесть. Поэтому, прежде чем ставить для себя целью разработать игру, вы должны ее хорошо продумать и при ее разработке вы должны представлять ее в конечном виде и двигаться в этом направлении. Медленно, но верно. Ведь не зря говорят, Москва не сразу строилась.
Источники
-
Wikipedia. Статья о RPG Maker. Ссылка
Wikipedia. Статья об инди-играх. Ссылка
Wikipedia. Статья об игре Narbacular Drop. Ссылка
Wikipedia. Статья об игре Tag: The Power of Paint. Ссылка
Официальный сайт игры Portal Ссылка
Wikipedia. Статья о конструкторах игр. Ссылка
Портал GcUp.ru. Описание Game Maker. Ссылка
Портал GcUp.ru. Описание RPG Maker. Ссылка
Портал GcUp.ru. Описание Scirra Construct Classic. Ссылка
Портал GcUp.ru. Описание Unity3D. Ссылка