ДонНТУ   Портал магистров

Пути повышения прибыльности предприятия

Содержание

Введение

1. Актуальность темы

В условиях рыночных трансформаций, функционирование предприятий все более усложняется под влиянием динамических изменений различных факторов окружающей среды. Первоочередной задачей развития экономики Украины является обеспечение стабильных темпов экономического роста. Рост прибыли в значительной мере определяет темпы экономического развития страны, отдельных регионов, увеличения общественного богатства и повышения жизненного уровня населения. Прибыль предприятия обеспечивает рост объемов собственных финансовых ресурсов, необходимых для осуществления финансово–хозяйственной деятельности предприятия. Их недостаток вызывает риск возникновения долгов, что в итоге может привести к банкротству предприятия. В этом контексте формирования механизма управления прибылью предприятий и его адаптация к рыночным условиям имеет важное теоретическое и практическое значение.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Цель работы: Целью исследования является углубление теоретических основ и совершенствование методического инструментария управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятий.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:


Объект исследований: процесс управления прибылью предприятия.


Предмет исследований: совокупность теоретических, практических и методических инструментов управления прибылью на предприятии.

Методы исследования: Теоретической основой магистерской работы выступает диалектический метод познания экономических явлений, фундаментальные теоретические положения экономической науки в области управления прибылью предприятий, которые были развиты в трудах известных отечественных и зарубежных ученых–экономистов, законодательные нормативные акты Украины, Указы Президента Украины, правительственные решения и постановления, отраслевые методические рекомендации. При проведении научных исследований, в зависимости от поставленных конкретных целей и задач был использован метод экономического анализа, метод логического обобщения, метод экономико–математического, методы структурного анализа, экспертных оценок, графического анализа, группировки.

Научный результат исследования. В исследовании выполнено теоретическое и методическое обоснование управления доходностью предприятий угольной промышленности, что позволяет повысить эффективность использования финансово–экономических ресурсов с целью максимизации прибыли предприятий.

Апробация результатов работы. Основные результаты исследования были представлены на IX Международной научно–практической конференции «Учет, контроль и анализ в управлении предпринимательской деятельностью» (18 – 19 апреля 2012 года).

3. Обзор исследований и разработок

Теоретические и практические аспекты управления прибылью предприятий рассмотрены в трудах таких ученых как: И.А. Бланка, Л.Д. Буряка, Ф.Ф. Бутинця, Е.Р. Квасовского, А.М. Поддерегин, В.В. Сопко, Н.М. Цал–Цалка, В.П. Привалова, Р.С. Сайфулина, Г.В. Савицкой, А.Д. Шеремета и др.. Среди западно экономистов исследования прибыли нашло отражение в работах А. Баба, Л. Г. Брейли, Е. Бригхема, А. Гропелли, К. Друри, Б. Коласса, С. Росса, Г. Холта. В то же время, в специфических условиях трансформационной экономики и социально–экономических особенностей развития хозяйственной деятельности в Украине на современном этапе отдельные теоретические выводы и методический инструментарий по управлению прибылью предприятий нуждаются в определенной конкретизации новых подходов. В первую очередь это касается уточнения понятийно–категориального аппарата данной проблемы, углубления методологических основ системного управления прибылью предприятий и оценки его результативности, более широкого учета фактора риска в процессе формирования прибыли, совершенствование методического инструментария распределения прибыли по отдельным направлениям по критерию обеспечения эффективного развития предприятий и рост их рыночной стоимости, внедрение эффективных систем контроля за использованием прибыли. Недостаточная разработанность отдельных вопросов данной проблемы, их теоретическое и практическое значение для обеспечения эффективного развития предприятий обусловливают актуальность темы магистерской работы, ее цели и задачи.

4. Первый раздел – «Теоретические основы финансовых результатов предприятия».

В современных условиях экономического развития Украины и формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования происходят значительные изменения в отношении к прибыли в пользу роста его роли в хозяйственном механизме предпри–ва, потому что прибыль является не только стимулом его деятельности, но и основным источником развития. Управление прибылью является очень важным и актуальным вопросом для предприятия, что обусловило актуальность исследования в работе ряда вопросов управления прибылью предприятия, а именно экономической природы прибыли, его роли и значения в деятельности предприятия правомерности и целесообразности рассмотрения прибыли как объекта управления; инструментария управления прибылью.

История экономической мысли насчитывает значительное количество теорий о происхождении прибыли и определений сущности этой категории. Критический обзор различных точек зрения относительно определения сущности категории прибыли свидетельствует, что подавляющее большинство ученых рассматривают прибыль как форму прибавочной стоимости, которая формируется в процессе производства и выражает отношения собственности между наемными работниками и собственниками капитала. На современном этапе развития отечественной экономической мысли среди ученых нет единого признания концептуальных основ природы и образования прибыли. Прибылью предприятия традиционно называют положительный финансовый результат предприятия, исчисляемый как разница между совокупными доходами и расходами предприятия.

Исследование различных точек зрения отечественных и зарубежных ученых–экономистов относительно происхождения, сущности прибыли, позволяет уточнить его определение. Автором предлагается понимать прибыль как форму комплексного дохода, образующегося в результате реализации права собственности на капитал в различных сферах его применения, которая выступает одновременно объектом и инструментом управления финансами[1].

В управлении прибылью большое значение имеет их классификация, которая в экономической литературе представлена различными критериями. Автором предложено дополнить ее следующим признакам: по учетом расходов, которые влияют на формирование прибыли (достоверные, альтернативные и общие), по форме собственности предприятия (частная, коллективная, коммунальная, государственная, смешанная); методом планирования прибыли предприятия (ресурсный метод, целевой метод) положению предприятия на рынке товаров и услуг (монопольный доход и прибыль, полученную в реализации конкурентных преимуществ).(рис. 1).

Рис.1 Классификация видов прибыли предприятия

Учитывая значение прибыли для деятельности предприятия, были исследованы функции прибыли – учетную, распределительную, стимулирующую. По результатам анализа статистических данных о показателях деятельности предприятий Донецкой области установлено, что функции прибыли выполняются не в полной мере, особенно стимулирующая. Это ведет к снижению инвестиций в капитал предприятий, а следовательно, к регрессивным тенденциям в его деятельности. Таким образом, воспроизведение стимулирующей функции прибыли предприятия, которую необходимо считать главным, требует сосредоточить управленческие усилия именно на этом аспекте управления прибылью.[2].

На основе исследования подчинения прибыли предприятия управленческим действиям в классическом их понимании – анализа, планированию, учету, мотивации и контроля установлено, что прибыль соответствует всем признакам объекта, на который целесообразно направлять действие соответствующих управленческих инструментов. Это обусловило необходимость анализа инструментария управления прибылью предприятия. [9]

По результатам анализа инструментария управления прибылью сделан вывод, что наибольшего развития и использования приобрели методы управления прибылью предприятия, исследование которых показало их разнообразие и, кроме того, большое количество мнений ученых и практиков относительно методов управления и их классификации. Это убеждаю в том, что для действенного управления прибылью предприятия необходимо комплексное и системное использование совокупности методов, что позволит направить методический аппарат управления прибылью именно на те аспекты управления, которые являются наиболее важными для предприятия как сегодня, так и в стратегическом плане. Использование методов управления прибылью предприятия в таком аспекте требует разработки комплексного инструмента управления прибылью.

5. Второй раздел – «Современное состояние управления прибылью в условиях украинской экономики».

Проведен анализ эффективности производства на предприятиях угольной промышленности Украины; обоснована необходимость совершенствования управления прибылью в современных условиях хозяйствования; усовершенствована модель управления всеми составными объектами прибыли, характеризующий роль этой прибыли предприятия в рыночных условиях.

Установлено, что управление прибылью в том, чтобы найти и обеспечить оптимальный способ производства продукции (как сейчас, так и в перспективе, что поддается прогнозированию). Общая политика управления прибылью предприятия устанавливает в качестве цели, так и важнейшие результативные показатели планов формирования прибыли на будущий год, позволяет связать эти показатели с общей системой планов формирования и использования прибыли предприятия. Система этих планов позволяет использовать различные методы планового формирования прибыли и обеспечить взаимосвязь всех основных показателей развития деятельности предприятия с объемами производства, себестоимости и прибыли в будущем периоде.

Выполненные в работе исследования показали, что в процессе управления операционной прибылью необходимо учитывать различные методы планирования: метод экстраполяции, метод прямого расчета; нормативный метод, метод «CVP» или метод планирования операционной прибыли с использованием системы «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли«; метод целевого формирования прибыли; метод прогнозирования денежного потока; метод моделирования влияния факторов на прибыль. Таким образом, в зависимости от выбранного метода расчетов, планирования формирования прибыли может рассматриваться как завершающий или как начальный этап планирования всей деятельности предприятия.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятиях угольной промышленности соответствующих организационно–методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов его анализа и планирования.

Комплексный характер управления формированием прибыли отражает необходимость управления всеми составляющими дохода и поэтому автором предложено расширенную модель, характеризующая роль прибыли предприятия в рыночных условиях.

Прибыль – важная характеристика деятельности предприятия, он определяет конкурентоспособность и потенциал делового сотрудничества, оценивая качество гарантированных экономических интересов самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении. Финансовое состояние предприятия зависит от его умения получать необходимую прибыль. Руководство предприятия имеет возможность регулировать величину прибыли предприятия, если знает факторы, влияющие на него.

Факторы, влияющие на прибыль предприятия делятся на две группы: внешние факторы и внутренние. Автор предлагает внутренние факторы разделить на факторы прямого (объем выпускаемой продукции; себестоимость производства; цена реализованной продукции; ассортимент выпускаемой продукции) и опосредованного (послепродажный сервис; динамика износа основных производственных фондов; реклама, соотношение собственного и привлеченного основного капитала ). Так, исходя из принятой финансовой стратегии предприятие может увеличивать или уменьшать величину валовой прибыли за счет выбора того или иного способа оценки имущества, порядка его списания, установления срока использования, выбора методов управления расходами и организации центров прибыли.

6. Третий раздел – «Рекомендации по повышению прибыльности предприятия».

Предоставлены научно–практические рекомендации по методам управления прибылью предприятий в условиях украинской экономики, и рекомендации по управлению прибылью на примере промышленного предприятия. Проведенный расчет эффективности предоставленных рекомендаций.

Выводы

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что проблема улучшения и управления прибылью является наиболее актуальной. Механизм эффективного управления прибылью должен способствовать повышению эффективности производства и стимулировать его развитие. В современных сложных условиях хозяйствования промышленные предприятия вынуждены постоянно проводить факторный анализ полученной прибыли и рентабельности, а также искать резервы повышения этих показателей. Систематический анализ факторов и причин отклонений в работе предприятия необходим не только для повышения объективности результатов его деятельности. Анализ должен носить предупредительный характер для того, чтобы своевременно влиять на результаты работы, находить пути устранения отклонений в следующем цикле и предусмотреть их в новом плане.

Список источников

  1. Налоговый кодекс Украины. – М.: ГП «ИВЦ ГНА Украины», 2010. – 336 с.
  2. Прибыль в хозяйственной деятельности предпринимательских структур / / Финансы Украины. – № 12. – 2010. – С. 96 – 102.
  3. Игнатова Е.А., Пушкареьва Г.М. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 96 с.
  4. Поддерьогин А.М. Финансы предприятий. – 3–е изд. перераб. и доп. – М.: 2000. – 384 с.
  5. Покропивний С.Ф. Экономика предприятия. – 2–е изд перераб га доп. – М.: 2000. – 258 с.
  6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов. – 4–е изд. перераб и доп. – Минск., 2000. – 688 с.
  7. Раитский К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 2–е изд. – М., 2000. – 696 с.
  8. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. – 216 с.
  9. Дворецкий В.И. Как организовать экономический анализ на предприятии. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 94 с.
  10. Баканов М.И., Шеремет А.Д Теория экономического анализа: Учебник для экономических специальностей вузов. – 4–е изд. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 416 с.
  11. Бороненкова С.А., Бондарь Ю.Г. Экономический анализ – основа поиска резервов. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 90 с.
  12. Маркин Ю.П. Анализ внутрипроизводственных резервов. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 160 с.
  13. Гончарук В.А. Развитие предприятия. – М.: Дело, 2000. – 208 с.
  14. Безь М.А. Планирование рентабельности производства / / Экономика Украины. – № 2. – 2000. – С. 40 – 46.
  15. Гордановская В.П. Снижение себестоимости продукции в условиях интенсификации производства. – К.: Техника, 1990. – 119 с.
  16. Денисова И.П. Управление издержками и ценообразование. – М.: Экспертное бюро, 1997. – 224 с.
  17. Игумнов Ю.С., Луценко К.Ф. Себестоимость и пути Ее снижения в промышленности. – К.: Наукова думка, 1986. – 224 с.
  18. Финансовая деятельность предприятия / О. Бандурка и другие. – М.: Просвещение, 1997. – 317с.
  19. Примечание! При написании данного автореферата магистерская работа еще не завершена. Дата завершения: декабрь 2012 г. Полную версию автореферата и работы можно получить у автора или руководителя после указанного срока.