История корпоративной битвы Porsche и Volkswagen
Автомобили и техника всегда привлекали мое внимание, а с поступлением в университет меня стали интересовать истории создания, развития и конкуренции тех компаний, которые производят высокотехнологичную продукцию и качественные автомобили.
Большее внимание я уделяю немецким автомобилям – они являются для меня эталоном дизайна, ездовых характеристик, экологичности и надежности. Всем этим характеристикам соответствуют автомобили, производимые концернами Porsche и Volkswagen. Не так давно руководствами этих компаний было принято решение об их объединении. Причиной тому стало событие, о котором я и хотел бы рассказать.
Прежде всего, следовало бы вспомнить историю этих автогигантов. Porsche и Volkswagen являются детищами одного создателя – Фердинанда Порше, который будучи доктором технических наук и имея огромный опыт работы в автомобильной промышленности, в 1931 г. начинает собственное дело. 25 апреля 1931 года было создано независимое конструкторское бюро, которое сразу же получило множество заказов, благодаря именитости его основателя, так начала свою историю марка Porsche. Однако основными заказами были автомобили для военных нужд. И только в 1948 г. в серийное производство вошел Porsche 356 с открытым алюминиевым кузовом [1,4 ].
Первый прототип Volkswagen был создан осенью 1934 года на листке бумаги как «народный автомобиль». Основными требованиями к нему были надежность и стоимость не более 1000 рейхсмарок. 26 мая 1938 года началось строительство завода Volkswagen. Однако, после открытия завода, руководство получало заказы только на производство автомобилей, самоходных установок и амфибий для армии. Наконец, в 1947 году, после выставки на экспортной ярмарке в Ганновере, компания Volkswagen привлекла к себе внимание и начала серийный выпуск автомобилей [2, 5].
Компании прошли разные истории становления и развития, но всегда находились под контролем детей одной семьи. Между ними не было замечено неприязненных отношений, однако в июле 2009 г. началась история, которая многое изменила в мире автомобилей. Если посмотреть на график акций Volkswagen за этот период, то можно увидеть, что компания показала сначала рост почти на 50%, а потом такое же падение. На пике цены немецкий концерн обошёл по капитализации японскую Toyota – крупнейшего в мире автопроизводителя. Причиной тому стала ситуация, которая по–английски называется «short squeeze». Суть в том, что кто–то, долго игравший против акций Volkswagen (продававший взятые в долг акции в надежде откупить их потом дешевле), был вынужден одномоментно закрыть свои короткие позиции, то есть купить огромное количество акций компании. Желающих продавать такой объём по таким низким ценам нашлось мало, поэтому цена начала резко расти [6].
Это событие вызвано не фундаментальными причинами, а сугубо техническими. Такой скачок капитализации VW был не случайным. Их устроил основной акционер концерна – небезызвестная компания Porsche (точнее Porsche Automobil Holding SE). Как стало известно, Porsche в течение нескольких месяцев активно собирала акции Volkswagen, не показывая этого в полной мере в своей отчётности. Скрыть факт массированной скупки удалось с помощью банков, которые покупали акции как бы на себя, но на самом деле – в интересах Porsche. В итоге, знаменитому производителю дорогих машин удалось получить контроль над 74% акций Volkswagen. Ещё чуть больше 20% находятся в собственности немецкой земли Нижняя Саксония. И лишь менее 6% акций свободно обращаются на бирже. Естественно, основной объём продаж акций по безумным ценам обеспечивала Porsche, зарабатывая на этом миллиарды. Но самое смешное, что эти проданные Porsche хедж–фондам акции тут же возвращались самой Porsche, так как хедж–фонды ранее брали их в долг у неё, а потом были вынуждены отдавать. В итоге компания получила несколько миллиардов евро наличными совершенно «из ничего», при этом наказав хедж–фонды за жадность и плохую разведку. Теперь у Porsche было на руках 74 акций Volkswagen и несколько миллиардов реальных евро, часть которых могла быть направлена на докупку недостающего процента. После этого Porsche получила бы возможность консолидировать данные VW в своей отчётности и стала бы одним из крупнейших в мире производителей автомобилей [6].
Однако критическая ситуация начала разрешаться в пользу Volkswagen. Porsche, получавший большую прибыль и пользовавшийся благосклонностью банков, начал скупать акции Volkswagen на свои и заёмные деньги. Кредиты на тот момент были крайне дешёвыми и доступными, поэтому их обслуживание обходилось Porsche не слишком дорого. «Бумажная» прибыль Porsche от этих операций составляла миллиарды евро, но реализоваться она могла только при одном условии: банки должны были постоянно продлевать кредитование до того момента, когда компания доберётся до счетов Volkswagen, где лежат свободные несколько миллиардов евро. Тогда Porsche мог бы рассчитаться с основными долгами за счёт денег поглощённого гиганта, а остальное отдать постепенно, за несколько лет, из текущей прибыли. По предварительным подсчетам, Porsche задолжал банкам порядка 9 – 10 млрд евро. Однако в реальности долг вырос до 14 млрд евро. И в один прекрасный момент банки отказались продлевать кредиты, а существенную часть этих денег надо было выплачивать быстро. Буквально в начале августа концерн Porsche должен был бы стать банкротом [6].
Люди из Porsche пытались найти выход: они вели переговоры с катарскими инвесторами о продаже большого пакета акций компании, что позволило бы погасить большую часть долгов. Но спасти ситуацию не удалось и тогда Volkswagen выкупил 49,9% акций Posche. В августе 2009 г. Был подписан договор о слиянии компаний, который также предоставляет возможность VW выкупить оставшиеся акции Porsche с ноября 2012 по январь 2015 года.
Таким образом, данная ситуация
разрешилась тем, что самонадеянная и
амбициозная компания, не принимая в расчет возможность возникновения
внешних негативных факторов получила пощечину
от
своего конкурента и полностью на собственном примере оправдала
пословицу «Не рой другому яму – сам в нее попадешь».
Однако, несмотря на прогнозы специалистов о ее печальном будущем, ведь
Volkswagen владеет ещё и такими престижными марками, как Lamborghini,
Bentley и Bugatti, в 2010 году автомобили Porsche были признаны самыми
надежными в мире. На данный момент концерн разработал первый в мире
спортивный автомобиль с гибридной силовой установкой Porsche 918
Spyder. Его презентация прошла под замечательным слоганом
«The next spark»
[3].
Также, на мой взгляд, это слияние негативно отразилось на марке Volkswagen. Теперь цены на ее автомобили не такие уж и народные, они стали существенно выше. О дизайне хочу сказать, что седаны по–прежнему не потеряли своей оригинальности. Но, что касается престижного джипа VW Touareg, то глядя на него, у меня возникает ощущение, что лекало Porsche Cayenne каким–то образом попало к конструкторам Touareg и он потерял свою индивидуальность, приобрел слишком одинаковые черты с Porsche.
Я считаю, что сложившаяся ситуация дальше пойдет по схожему с Audi сценарию, которая хоть и принадлежит VW, но самостоятельно проектирует и выпускает свои автомобили, по праву признающиеся одним из эталонов качества. Так вполне может быть и с Porsche, который будет принадлежать «Народному автомобилю» только «на бумаге».
Список литературы
-
История
Porsche 356
Источник: http://swaper.info
Описание: На сайте представлена информация о различных автомобилях, в том числе – Porsche 356 -
Как
развивался Volkswagen
Источник: http://www.bora–jetta.ru
Описание: На сайте размещаются статьи от авторов – владельцев автомобилей Volkswagen -
Porsche Web Cinema
Источник: http://www.porsche.com
Описание: Сайт предоставляет видеофайлы о всех автомобилях Porsche -
История Porsche
Источник: Википедия – свободная энциклопедия
Описание: Статья предоставляет информацию об истории Porsche -
История Volkswagen
Источник: Википедия – свободная энциклопедия
Описание: Статья предоставляет информацию об истории Volkswagen -
История
корпоративной войны Porsche и Volkswagen
Источник: Сайт Украинского Бизнеса Ресурса
Описание: Сайт предоставляет новости из мира бизнеса