История восточного (ориентального) танца
Восточный танец, танец живота, беллиданс - все эти названия помогут понять о каком именно танце пойдет речь. Однако для самих носителей восточной культуры более точными будут названия - ракс шарки (ракс - танец, шарки - народный) или более привычно для европейского слуха - ориентальный (средиземноморский) танец. Нужно обратить внимание, что восточный танец связан с мусульманской культурой, ее историей и взаимоотношениями народов внутри мусульманской общности.
История восточного танца древняя и новая одновременно. Часто говоря о египетском танце мы вспоминаем о египетских пирамидах, но танцы изображенные там до настоящего времени не сохранились. Все, что мы можем сейчас увидеть это танцы восстановленные по рисункам современными хореографами, которые даже не могут предположить какая музыка звучала в тех древних танцах. Я бы разделила историю восточного танца на историю фольклорного ориентального танца, сценического танца (собственно танец живота или кабаре) и историю шоу. Это поможет вам сориентироваться ведь именно такое деление идет в большинстве украинских и российских фестивалей и конкурсов.
Фольклор. Зрительно фольклорный танец часто совсем не похож на танец живота, да и танцуют его в длинных закрытых одеждах. Однако именно в ориентальной культуре сценический танец строился и сейчас подпитывается движениями и настроениями от фольклорных городских и деревенских танцев. Фольклорные танцы востока действительно очень древние. В мусульманской культуре принято танцевать на свадьбах. Или вечеринках, собирающих часто только мужчин или только женщин. В чем же тогда смысл танца-соблазнения? В фольклоре танец это скорее средство общения. В танце девушка могла показать будущей свекрови, как она грациозно движется, юноша доказать сверстникам, что он умелый воин. В танце происходили церемонии исцеления(например церемония зар), в танце девушку и юношу новобрачных знакомили с супружескими обязанностями, даже роды в некоторых культурах проходили в танце(Марокко). Фольклорные танцы стоит разделить на турецкие, заливские и североафриканские.
- Турецкие - в Украине к сожалению очень мало информации по турецким народным танцам, т.к. в самой Турции мало хореографов популяризуют этот танец ( в отличие от Египта и Ливана). Фольклор редко показывают туристам. Особенностью турецких танцев являются сложные ритмы, близкие балканским, очень энергичная подача. Огромное разнообразие элементов турецкого танца связано с временами Оттоманской империи, когда в турецкую державу входили и европейские и североафриканские и большая часть балканских и ближневосточных народов.
- заливские танцы или танцы персидского залива стоит разделить на персидские (иранский бандари и ираки) и арабские (наиболее популярен халиджи). Фактически это танцы шелкового пути – здесь древние ритмы группы мальфуфа и заметное влияние славянских и китайских традиций. Кстати национальная одежда одной из иранских народностей называется сарафон. Да - да это именно сарафан. Возможен партер, но в отличие от гаремного томного варианта в турецком танце, в заливских танцах партер это ритуал близости к земле.
- евроафриканские танцы - это конечно в первую очередь египетские, хотя в последнее время можно найти информацию о марокканских, алжирских, тунисских и других танцах. Египетский фольклорный танец вы сможете увидеть на любом конкурсе в Украине или России, но его можно увидеть и вживую в Египте на свадьбах. У каждой культуры он будет свой. Почему так много мы можем узнать именно о египетском фольклоре? В Египте еще в середине 20 века проводилась правительственная программа по поддержке, изучению и популяризации танца. В этой программе участвовали русские классические хореографы. Так что современные танцы Египта многое взяли от классического русского балета. Популяризация фольклорного египетского танца в мире связана с Махмудом Редой. Его группа имела успех в Европе и Америке, а постановки стали классикой. Сейчас Махмуд Реда дает мастер - классы, а его ученики создают школы восточного фольклора по всему миру(например Фарида Фахми).
В египетском фольклоре стоит выделить: - городской фольклор (шааби) - деревенский фольклор(балади) - моряцкие танцы (александрия) - крестьянские танцы (гавези, феллахи, нуба) - танцы кочевников и скотоводов (саиди, суфийский танец танура) Их ритмы разнообразны – чаще это группа максума, реже мальфуф или сложные ритмы типа карачи. Фольклорные танцы танцуют и мужчины и женщины и дети и взрослые.
Сценический танец. В отличие от фольклора, который прост технически и который танцуют все люди определенной культуры, сценический танец может исполнить только профессионально подготовленный танцор. Профессиональные танцоры изображались на фресках в пирамидах и скорее всего, как и в Индии, относились к служителям храмов. Ведь только там можно было их готовить и обучать. Нужно отметить, что сценическими танцорами в Египте и других восточных странах часто были мальчики, переодетые женщинами. Ведь мусульманство запрещало женщинам танцевать. Сейчас мусульманство не ослабило своего влияния, но профессиональные танцовщицы и музыканты выделены в особую прослойку общества. Танцовщица или танцор практически не может вступить в брак за пределами артистической среды. Еще профессиональными танцорами с давних времен были цыгане. Именно им мы должны быть благодарны за развлекательный танец на свадьбах и праздниках. Специальное обучение танцу проходили и женщины (жены и дочери) из семей высокопоставленных чиновников как в Египте так и в Турции и ближнем востоке. Известен вариант средневекового восточного балета - мувашахад. Сейчас сценический танец живота распространен во всех странах мира. Однако начало современному сценическому танцу дали каирские кабаре середины 20 века. Наиболее известное Кабаре мадам Бадии Васабни можно считать началом современного танца живота. Чтобы посмотреть выступления того золотого века поищите выступления Самии Гамаль и Тахии Кариоки. Зрителями кабаре были в основном американские военные. И спрос на яркость, сексуальность, женственность рождал соответствующее предложение. Но насколько это сейчас смотрится нежно и элегантно! Чуть позже вспыхнула звезда сцены и кино Фифи Абду, которая благодаря своей популярности приобрела влияние на общественное мнение. Основой сценического танца и тогда и сейчас остаются фольклорные ритмы и фольклорные движения. В одном танце хороший музыкант может объединить несколько ритмов в одной лирической песне. Очень здорово, когда музыкант работает в паре с танцовщицей и пишет ей песни. Если в музыке нет слов, то вы можете танцевать антре. То есть ориентироваться на ритм и мелодию, а не на смысл. Но есть в арабской культуре довольно большое количество песен, которые нужно знать на слух. Они входят в золотой фонд. Такие композиции даже без слов нужно танцевать со смыслом. В этом сложность передачи восточного танца.
Можно возмутиться - зачем нам так погружаться в культуру, ведь мы просто хотим красиво станцевать на вечеринке. В ответ я хочу привести один случай: украинские туристы заходят в европейский стрипбар и с удивлением видят, как гламурная танцовщица танцует на пилоне под музыку «мне кажется порою что солдаты с кровавых не пришедшие полей…». Меня задел этот случай, а вас? Для профессионального исполнения нужно узнавать много информации - интеренет благо под рукой. А иначе возможны … ляпсусы! Итак сценический танец, ракс шарки – танец под восточную ритмически сложную музыку(не попсу) с использованием фольклорных элементов в сценическом варианте. Кошмар? Да этому нужно учиться и даже не по дискам. Но мы ведь договорились, что сценический танец – это профессиональный танец. Изучая восточный танец вы сможете заметить, что сценический танец очень разнообразен. Есть несколько основных школ восточного танца: египетская, ливанская, турецкая, российская, американская, аргентинская, европейская и даже китайская. Кроме того у разных танцовщиц есть личный стиль, так что обучение это не копирование уже имеющегося танца, а создание своего. Ведь на востоке в отличие от Европы принято танцевать импровизации!
Шоу. Итак что же такое шоу? Это то что интересно смотреть! Всегда интересно смотреть экзотику, да еще и красиво исполненную. Так часто на сцене можно увидеть девушку, которая под популярную восточную музыку красиво извивается. Это не беллиданс! Это подражание или стилизация. Вот было в начале 20 века модно все экзотическое и был знаменитый русский продюсер Дягилев. Так появились балеты «Шахерезада» и «Синий Бог». Прекрасные лирические костюмированные постановки, которые прогремели по всему миру, в том числе и в Америке.
Хорошее шоу сделать очень сложно! Это безусловно профессиональный проект. Для которого требуется идея, часто профессиональный реквизит и хорошая подготовка танцора. Есть золотое правило – зрелищно то что удивляет! Поэтому не пробуйте танцевать как кто - то – это не шоу, а подражание.
Беллиданс родился как танец шоу, танец кабаре, но стал развиваться и вошел в национальную культуру.
Из личного опыта могу сказать, что не всё дается сразу.
Я занимаюсь восточными танцами на протяжении 4 лет и мне есть к чему стремиться.
Я танцевала классику, фольк, шоу и на данный момент у меня есть постановка баляди.
Слово «баляди» означает «родина», «родная местность». Танец под таким названием издавна исполнялся по всему Египту. Как правило, это был «домашний» танец, который показывался женщинами для женщин. Танец был довольно простым, основу его составляли движения бедрами. В дальнейшем на стиль танца повлияло распространение городского образа жизни, а также танцы стран Среднего Востока и западные веяния. Новый баляди стал называться Ракс Шарки (Raks Sharqi) — смешение стилей. Танец представлял собой женское сольное выступление, этим он и отличался от фольклорных танцев, обычно групповых.
Существует несколько вариантов костюмов «baladi»: платье может быть широким или подчеркивающим фигуру, с коротким или длинным рукавом (встречаются облегающие, пышные, расклешенные формы рукавов). Платье баляди часто используется и для танца саиди.
Современный эстрадный вариант этого наряда достаточно экстравагантен, подчеркивает фигуру, с разрезами, с открытым декольте. Над восточными костюмами известных исполнительниц работают именитые арабские модельеры, создавая целое, постоянно меняющееся направление моды.
Современный, известный многим костюм из двух частей (лиф и юбка с поясом) — это, скорее всего, изобретение Запада. Так европейцам представлялся экзотический вид восточной красавицы. Сейчас, благодаря популяризации и превращению в шоу восточного танца на самом Востоке, данный вид костюма стал весьма распространенным. В кабаре и ночных клубах наряд исполнительниц более открытый, а на торжественных мероприятиях, таких как свадьба, танцовщица в мусульманской стране должна одеваться более скромно. Поэтому, например, живот закрывается сеткой или более плотной тканью, юбка делается из непрозрачного материала, без больших разрезов или вообще без них, но это нисколько не портит завораживающего танцевального действа.
Ещё, на мой взгляд, потрясающим танцем является шамадан.
Raqs Al Shamedan (ракс эль шамадан) – танец с огнем, известный в странах Ближнего Востока и в Египте уже не одно столетие. В Египте его называют Raqs Al Avalem (ракс эль Авалем), что значит «танец с канделябром». Изначально танец Шамадан был исключительно ритуальным – танцовщица с фонарем или канделябром на голове исполняла танец, освещая путь молодоженов к их новому дому. Это было своеобразным благословением и пожеланием счастливой супружеской жизни.Мне очень нравится моё увлечение, я посвящаю ему всё своё свободное время, часто выезжаю на соревнования. И в завершении хотелось подчеркнуть, что беллиданс - это не только здоровье, пластика и хорошее настроение, но и грация, женственность и душевное равновесие!