Библиотека

Источник u-psihologa.com.ua

Гендерные проблемы Украины: вчера, сегодня. Завтра?

Динамичная современная жизнь водит в оборот, научный и обыденный, все новые и новые слова. Привычными уже стали плюрализм и толерантность, ваучер, холдинг и лизинг. Но процесс идет, появляются все новые понятия, отражающие сложные экономические и социальные реалии. Все чаще в мас-медиа обсуждаются гендерные проблемы. Причем даже на уровне интуиции все понимают, что слово «гендер» как-то связано с женщинами. Но иногда, особенно в контексте работы гендерных фондов, приходится слышать вопрос: «А Гендер – это кто? Какой-нибудь филантроп типа Сороса?»

Поэтому, о гендере – подробнее. Понятие «гендер» происходит от английского слова «gender». Такая «родословная» – не случайна. Именно в английском, в отличие от русского, украинского, немецкого, французского и большинства других языков понятие «пол» дифференцировано: «sex» обозначает биологический пол, а «gender» – социально-культурный аспект пола, и дословно переводится – «род». В конце двадцатого столетия такая дифференциация стала импульсом для рассмотрения «женского» как социального конструкта, то есть моделируемого обществом стандарта, а не как чего-то однозначно заданного от рождения и обусловленного анатомией и психикой.

Еще одно понятие, связанное с проблемами женщин – «феминизм». Оно более известно, но реакцию чаще вызывает негативную. Причем не только у мужчин, но, что странно, и у женщин, активно участвующих в женских общественных организациях, партиях. Многие из них спешат заявить: «Мы не феминистки». Они, к сожалению, плохо знают историю феминизма, который был далеко не монолитен. Ведь кроме провокативного, радикального, компрометировавшего женское движение за равноправие своими призывами к мужеподобию или же, наоборот, возводившего в идеал амазонок, существовал и умеренный, который существенно усилил общественные позиции женщин. Тем не менее, основа феминизма – противопоставление мужчин и женщин, основа же гендерного подхода – это принятие за аксиому, что именно различия мужского и женского начал является залогом развития всего общества. Нельзя мужчин и женщин «измерять одной линейкой», нельзя определить: кто выше – кто ниже, кто лучше – кто хуже.

«Гендерный аудит» это один из аспектов того, что называется «учет» - анализ основной общественной политики, включая законодательство, регуляции, ассигнования, налоги и социальные проекты, их эффекта с точки зрения на статус женщины в данном обществе. Гендерный аудит анализирует доходы и расходы правительства с точки зрения полов. Основное предположение гендерного аудита в том, что общественная политика влияет по-разному на мужчин и женщин. Различия проявляются в разнице ролей женщины и мужчины в семье, в низком экономическом статусе женщины и так далее. Цель гендерного аудита внести изменения в общественную политику, которая уменшит неравенство полов.

К сожалению, современным обществам присуща определенная гендерная асимметрия, основу которой составляют стереотипы. Настойчиво делаются попытки разрушить стереотип восприятия женщины как существа с потребительскими мещанскими наклонностями, «украшения» мужчины, рабыни домашнего очага. Но даже когда женщины пробиваются в высокие сферы, их преследуют стереотипы, которые известная шведская деятельница Анита Валлен назвала «синдромом возможностей»:

- женщине нужно быть, по крайней мере, вдвое более способной, чтобы иметь шанс сделать карьеру;

- необходимый на руководящей должности уровень компетентности от женщины требуется, как правило, до выдвижения – в то время как для мужчин считается допустимым сначала получить должность, а потом набирать соответствующий уровень компетентности;

- если женщина молода, красива, сексуальна, то окружающие «объясняют» ее карьеру «неформальными» отношениями с боссом, а не ее деловыми качествами.

И всегда над женщинами висит дамоклов меч того, что Анита Валлен называет «коллективным наказанием». Суть его в следующем. Если женщина-руководитель высокого уровня допускает ошибку и вынуждена пойти в отставку, большинство мужчин и даже многие женщины воспринимают это как доказательство того, что женщины вообще не способны занимать должности такого уровня. В подобной ситуации с мужчиной-руководителем никто и никогда не делает вывод, что мужчинам нужно закрыть доступ в высшие эшелоны власти.

Все эти стереотипы своими корнями уходят в глубину тысячелетий. Объяснить их появление можно тем, что в условиях патриархального хозяйства результаты работы мужчин были более заметными, а потому считались более значимыми, чем кропотливый, но малопродуктивный труд женщин. Далее эта гендерная асимметрия расширялась, закреплялась религиозными предрассудками, мифами, и даже философской рефлексией. В концепциях большинства мыслителей всех времен и народов, от античного философа Платона до современного немецкого социолога Хабермаса женщина олицетворяет исключительно домашние, семейные отношения, за ней закрепляется роль берегини приватных основ общественного бытия мужчин. А некоторые выдающиеся мыслители, например русский философ Н. Бердяев, просто страдали женофобией. Чего стоит его сентенция, что надо всеми силами преодолевать различия по признаку пола и стремиться, в конечном счете, стать андрогином – бесполым существом. Или его утверждение (работа «О смысле творчества»), что женщина уже в силу своей детородной функции настолько биологизирована, что в принципе не способна на какое-либо проявление творчества. Это классический случай для дедушки Фрейда, разновидность психической патологии, корни которой уходят в неадекватные переживания детства, нелюбовь матери, не сложившиеся отношения с женщинами.

Обратившись к философскому дискурсу о месте и роли женщины в обществе, необходимо истины ради отметить, что женофобией, к счастью, была мало распространенным явлением. Более того, некоторые мыслители давали импульс женским движениям. Именно так обстояло дело с «первым феминистом» – английским философом Дж.Ст.Миллем, в середине ХІХ века выдвинувшего требование предоставления женщинам права голоса наравне с мужчинами. Воплощением в жизнь этого требования и занялись суфражистки (от англ. suffrage – избирательное право). Значительно способствовал переоценке места и роли женщин в обществе французский мыслитель Ш.Фурье, давший знаменитую формулу измерения прогрессивности общественного строя: степень эмансипации общества определяется степенью эмансипации женщины. То есть прогрессивность общества находится в прямой зависимости от отношения к женщинам.

К сожалению, в современной Украине обсуждение гендерной проблематики вызывает часто неадекватную реакцию. У нас, как и во многих переходных обществах кроме женских проблем есть и проблемы молодежи, и проблемы пенсионеров и т.д. Корни у этих проблем общие: кризисное состояние экономики, которое часто усугубляется предрассудками, перерастающими в разные формы дискриминации. Например, такую, как эйджизм (от англ. age – возраст). То есть когда молодым не дают работу, потому что они молоды, что подразумевает отсутствие навыков, опыта, ответственности и т.д., а старикам – потому что здоровье гипотетически может помешать им качественно выполнять работу. Все большее распространение в нашем обществе получает сексизм (от англ. sex – пол). Это дискриминация по признаку пола, когда отказываются принять на работу, потому что ты – женщина, когда в карьере ты можешь дойти до определенного уровня, а потом перед тобой – «стеклянный потолок», Причем этот вид дискриминации имеет тенденцию усиливаться: уже никто не скрывает, что причина отказа «потому что ты – женщина». И поскольку рационального объяснения дать не могут, то приводят, на их взгляд «самый веский аргумент»: «Место женщины в обществе закреплено в Библии». Как будто человечество не прожило более двух тысяч лет после библии. Да и тексты Библии писали люди. По всей видимости, авторы – древние иудеи – закрепили и постулировали в ней свои собственные комплексы.

История свидетельствует, что такое отношение к женщине, как к существу второго сорта, может иметь серьезные негативные последствия. Общепризнанно, что славянские женщины гораздо красивее, чем женщины Западной Европы. Причина этого – инквизиция. В средневековье человечество не могло выжить в тесных, грязных городах. Эпидемии и голод уносили миллионы жизней. Понять, объяснить и найти решение этих проблем не могли. Поэтому, выбрали самое простое – свалить вину на кого-то. Сейчас, как правило, вину за свои проблемы сваливают на представителей другой нации. Поскольку тогда общество в городах не было структурировано по национальному признаку, поэтому на вопрос «Кто виноват?» был дан однозначный ответ – «Женщина». Это утверждение было возведено в ранг постулата. Так, в инкунабуле «Malleus Malephicarum» («Молот ведьм») ученейшие иезуиты Шпренгер и Иститор утверждали, что женщина – это исчадие ада: «Если бы не женская извращенность, мир был бы свободен от множества опасностей». И всю отточенность своего схоластического ума направили на то, чтобы описать, как надо пытать, истязать, казнить женщин, обвиняемых в колдовстве. Это привело Европу к катастрофическим последствиям. Население отдельных стран было на грани выживания. Зафиксирован исторический факт: в немецком городе Оснабрюк в шестнадцатом веке из семисот представителей женского пола в течение года были сожжены четыреста человек. Причем на костер первыми шли красивые и умные женщины. Ведь красота в сочетании с умом считалась первым признаком колдовства. И сейчас любой турист, приехавший в Испанию, Германию или Францию, где больше всего пылали костры инквизиции, может воочию убедиться, как это отразилось на женском населении. Красивые женщины в этих странах стали редкостью, ведь они погибали на кострах, не успев дать потомства. И генофонд этих наций не может восстановиться до сих пор. Может быть, отчасти поэтому в западных странах быстрее пришли к осознанию необходимости решать проблемы, связанные с отношением к женщинам в обществе.

Существует заблуждение, что украинский менталитет предполагает равноправие женщин, что в Украине не существует связанных с этим проблем. На примере княгини Ольги доказывается, что женщины правили наравне с мужчинами. Да, это существовало, но это были единичные примеры, исключения, к тому же только на уровне знати.

В двухтысячном году институтом социологии был проведен мониторинг общественного мнения украинского общества по вопросам отношения к женщинам. Половина опрошенных считают, что женщина в быту должна нести большую нагрузку, чем мужчина. В отношении приоритетности в предоставлении рабочих мест, тридцать процентов мужчин и двадцать процентов женщин считают, что приоритет необходимо отдавать мужчинам. Притом, что на уровне украинских законов гарантируется равноправие, то на уровне реалий это совсем не так. Примерно до достижения возраста двадцати лет, явной дискриминации нет - предоставляются равные условия получения среднего и высшего образования. Проблемы начинаются при поступлении на работу. Вероятность скорого замужества, рождения детей и связанного с этим декретного отпуска ставит серьезный барьер перед молодыми женщинами. И здесь возникает интересный вопрос: «А почему в декретный отпуск должна идти женщина?». По закону декретным отпуском может воспользоваться мать, либо отец ребенка или его бабушка.

Джон Леннон, например, пять лет занимался воспитанием сына. В то время как Йоко Оно делала музыкальную карьеру, он все свое время, целиком отдавал ребенку. И в своем интервью журналистам, он утверждал, что воспитание ребенка принесло ему колоссальный заряд энергии, в результате которого у него начался новый творческий подъем.

«Нашим» примером может служить Александра Кужель – председатель государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Со вторым ребенком в дискретном отпуске находился ее муж. Это вызвало большой резонанс со стороны окружающих. Большинство склонялось к тому, что это ненормально. Сложившиеся стереотипы не позволяют мужчинам воспринимать женщину как равноправного партнера ни в бизнесе, ни в политике. А ведь у женщины в силу социальной нагрузки, двойной занятости, когда она должна успевать и на работе и дома, в значительной степени развиты такие качества, как работоспособность, адаптивность, толерантность. Тем не менее, в Украине всего восемь процентов депутатов – женщины. Это уровень мусульманских стран. Ни в одной развитой Европейской стране нет такого показателя. В скандинавских странах на законодательном уровне закреплено равное представление женщин и мужчин в законодательных органах.

Женские проблемы тянут за собой, как за нитку из клубка, целый ряд проблем. Социальная незащищенность и отсутствие реальной помощи в воспитании детей привели к резкому падению рождаемости. В результате каждый год в Украине умирает на триста тысяч человек больше, чем рождается. Здесь, как динамит, закладываются проблемы на будущее. Старение населения, в свою очередь, приведет к еще большим проблемам.

Жан-Франсуа Бужан – директор Французского методико-информационного центра в Киеве отмечает, что женские организации нашей страны «…не очень успешны. Когда мы спрашивали о них участниц дискуссии, никто не смог толком назвать ни одну, а у нас был список из 200 различных женских организаций в Украине» (Газета «Зеркало недели», № 9 (384), с. 22).