ДонНТУ   Портал магистров

Мое хобби «Оригами»

Совсем недавно, я взглянула на бумагу по-новому. Оказывается, из обычных белых листков, можно сделать красивый цветок или какую-нибудь зверушку. Это увлекательная техника — создание объёмных фигур из треугольных модулей. На первый взгляд, покажется, что это занятие для школьников, во время уроков труда, но когда берешь в руки листочек и начинаешь его складывать в модуль, получается, что это длительный, увлекательный и трудоемкий процесс. Хотелось бы отметить, что складывая модули, разрабатывается моторика рук и развивается воображение. Для того чтобы получить красивую объемную фигуру понадобится не одна сотня модулей. Поэтому в этом деле важно терпение.

Лебедь из модульного оригами>


<p>
 Ну и конечно, немножко, истории. «Сложение бумаги»– целое искусство. История возникновения оригами — искусства складывать из квадратного листа без помощи ножниц любые фигурки, начинается в Японии. Самые первые листочки бумаги, сложенные в фигурки, появились сначала в монастырях. В японском языке «Бог» и «бумага» звучат одинаково. Поэтому, такие фигурки из бумаги имели символическое значение. Ими украшали храмы, они участвовали в религиозных церемониях, их помещали на жертвенный костер. История оригами сохранила нам первые бумажные фигурки — коробочки  «санбо», куда японцы складывали кусочки овощей и рыбы для жертвоприношений. Это не было настоящим искусством. Это был просто лист бумаги, отмеченный именем бога и стоящий по тем временам не малых денег.</p>
<p>
История появления оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора в периоды Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати (1333-1573 гг.). Придворные монахи были обязательно обучены

Во второй половине XIX века история развития оригами выходит на европейский уровень. Европейцы познакомились с японскими бумажными фигурками: цветком риса, рыбой, лягушкой, журавликом. История оригами из бумаги относится не только к Японии. Испанцы, например, самостоятельно додумались смастерить некоторые бумажные фигурки. Среди них выделяются испанские птички – «пахариты». В странах Южной Америки распространилась «испанская школа»

Стоит отметить имена известных людей, любителей оригами, из рук которых вышло множество замечательных бумажных фигурок. Это Леонардо да Винчи, Льюис Кэррол, Гудини. Известно, что Лев Толстой большой знаток оригами.

В Японии известно несколько типов оригами. Возникли они в разные времена, что обусловливалось не только разными технологиями изготовления похожих изделий, но и появлением цветной бумаги, а также целями выполнения того или иного предмета. Аише - и оригами представляет собой бумажную куклу, сделанную при помощи специальных разрезов и сгибов. Лицо куклы рисуется прямо на бумаге, а костюм может быть нарисован или приклеен.

Нишики – и оригами - в этом типе используют разноцветную бумагу, рисунок на которую наносят при помощи деревянных колодок. На куклах, выполненных в этом стиле, делали аккуратные разрезы и кисточкой разрисовывали черты лица и предметы одежды.

Касанеори – оригами представляет собой специальный сгиб, полученный при сгибании нескольких разноцветных листов бумаги, смешанных относительно друг друга. Последний лист бумаги кладется только определенного цвета.

Кавари– и оригами - это тип оригами, для которого используется бумага, отпечатанная с раздельными рисунками на каждом кусочке бумаги. Сгибание отдельных элементов изделия, то открывает, то прячет различные фигуры, изображенные на отдельных частях, создавая причудливые картинки. Киритсунаги- оригами предполагает изготовление нескольких соединенных фигур. Лучшим примером является «циифуне»- стая журавликов. Она делается из квадратного листа бумаги, который надрезан на маленькие квадратики, соединенные с центральным большим квадратом.

Эти типы оригами не нашли широкого использования в других странах мира, так как они тесно связаны с различными церемониями, ритуалами и праздниками, присущими только Японии. Однако складывание, основанное на использовании квадратного листа бумаги и традиционных форм оригами, нашло применение в образовании и искусстве множества стран.

Со временем стали появляться мастера, которых не устраивали рамки традиционной формы оригами. Они искали новые базовые формы для выполнения своих изделий. Использовали не только лист квадратной формы, но и прямоугольник, ромб, пятиугольник и шестиугольник, круг, треугольник. Это расширило возможности оригами и позволило создавать изделия, которые из квадратного листа сделать невозможно. Кошо Ушияво говорил: «Оригами - это мир, в котором каждый, кто может изобразить вещи из единственного листа бумаги, испытывает радость создателя». Изделия стали более творческими, и разнообразными.

Это особенно проявлялось при изготовлении масок. Характер исполнителя, его эмоциональное состояние находят отражение в изделии: размеры рта, глаз и носа никогда не бывают одинаковыми, каждая маска имеет свое « выражение лица». Творческая форма оригами стала активно развиваться, когда мастера принципиально отказались от использования ножниц. В этой форме оригами вместо надрезов стали использовать несколько листов бумаги для изготовления отдельных частей фигурки и последующего их соединения. Верблюд, свободно стоящий на ногах, у которого возможно изменения наклона головы,- один из примеров такой формы. Некоторые фигурки, например, черепаху, выполняют, деля лист пополам и затем складывая переднюю и заднюю части отдельно.

Часто при изготовлении сложных изделий в творческой форме оригами используют базы и элементы традиционной формы. Такие изделия относятся к комбинированной форме.

Со второй половины ХХ века начал складываться новый тип оригами - модульный. Модульное оригами отрицает использование ножниц и клея, для соединения используются складки и кармашки, образующиеся в процессе изготовления модуля. У того типа оригами есть очарование, свойственное головоломке, хотя он требует хороших знаний геометрии и стереометрии.

История развития оригами продолжается до сих пор. Люди с интересом осваивают это древнее искусство и придумывают новые фигурки, радующие глаз взрослых и детей.