Вверх

ДонНТУ   Портал магистров

Искусство рисования карандашом

Каждый человек видит мир по своему и только с помощью живописи можно передать всю его красоту, эмоции и настроение. Еще с раннего детства я много внимания уделяла рисованию карандашом. Начиная с первого класса я посещала школу рисования, но к сожалению много времени уходило на учебу и поэтому рисование с каждым годом уходило на второй план. Но я никогда не смогу отказаться от того, чтобы не посидеть в тишине и не передать свое настроение на бумаге.

Множество моих рисунков было потеряно во время переезда, но все же небольшая часть моего творчества осталась, которое вы можете увидеть в данном разделе. Я далеко не считаю свои рисунки шедеврами для этого необходимо много учиться и иметь огромный талант, просто это то, чем я увлекаюсь в свободное время, когда у меня хорошее или плохое настроение. Поэтому даже, если близкие люди критикуют мои работы, то я отношусь к этому с юмором, так как рисую для себя.

В данном индивидуальном разделе я хочу рассказать о живописи карандашом. Хотя многие скажут, что при помощи карандаша легче рисовать, чем например акварелью, маслом и т.д., но я с этим не соглашусь. У больших мастеров искусства карандаш обычно играл подсобную роль для набросков, эскизов, беглых зарисовок, позволяющих потом на их основе создавать произведения живописи, графики, скульптуры декоративно-прикладного искусства, тем не менее он послужил для создания самостоятельных графических творений в области рисунка. Кто не знает выдающихся рисунков Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дюрера, Гольбейна Младшего, Тициана, Рубенса, Рембрандта, Энгра, Александра Иванова, Врубеля, Серова.

У обыкновенного, простого, как мы его частенько называем, карандаша (от тюркского «кара» — черный и «таш» — камень) своя занимательная история происхождения.

История карандаша

Люди с древнейших времен пытались чем-нибудь рисовать. Впервые карандаш стали использовать в четырнадцатом веке. Он в то время представлял собой простой стержень, состоящий из свинца с оловом или цинком. Изображения, нанесенные такими карандашами, были не устойчивы. Их можно было с легкостью стереть при помощи пемзы или хлебного мякиша. Но если в сплав добавлялось серебро, то изображение уже невозможно было стереть. Также для рисования использовался острый камень, глина, заостренные палки, затем древесные угольки и т.д. Но когда узнали особенности графита (природного минерала черного цвета), то отдали ему предпочтение перед всеми другими рисовальными материалами. Художники Возрождения еще не знали графитового стержня и пользовались свинцовыми, серебряными и даже золотыми штифтами, оставляющими на бумаге следы. И вот появился графит. В чистом виде стержень этого минерала очень хрупок и сильно пачкает руки. Сначала приходилось всячески ухищряться в пользовании графитом: стержни обматывали тесьмой, обмазывали глиной и т.п.[1].

Добывать графит стали во второй половине XVI века в Англии, где было открыто месторождение ценного минерала — одного из видов кристаллического углерода в смеси с другими минеральными веществами. Швейцарский естествоиспытатель Конрад Гейслер был первым, кто дал описание графита в качестве рисовального материала. Длительное время делались неудачные попытки укрепить графитовый стержень с помощью различных добавок, и только в 1761 г. немец Каспар Фабер нашел один из способов такого укрепления: растертый порошок графита смешивался со смолой и сурьмой, образовывалась густая по консистенции масса,затвердевшая в отливках стержней, довольно прочных [2].

1790 г. стал временем рождения карандаша, примерно в том виде, в каком мы используем его сейчас. Такой графитный карандаш появился благодаря французскому ученому Никола Жаку Контье, испытавшему несколько новых способов укрепления минерального стержня за счет добавления в графит глины в разных пропорциях, что позволило создать вещество различной твердости, и, кроме того, впервые предложившему вклеивать стержень в деревянный пенал. Это предложение было подхвачено, и вскоре в Европе появились фабрики, специализирующиеся на выпуске графитных карандашей.

Время шло, карандаш все совершенствовался. В 1846 г. уже производили карандаши 17 степеней твердости.

Техника рисования карандашом

Также я хочу рассказать о технике рисования при помощи карандаша. Прежде чем приступать к рисованию нужно предварительно подготовить все необходимые инструменты. Не забудьте заточить карандаши. Использовать для этого можно лезвие безопасной бритвы, ножик или точилку. Если вы заточите его точилкой, то стержень примет форму конуса с острым кончиком. По мере рисования, линии будут становиться все тоньше, так как стержень с каждым штрихом будет тупиться. Если же вы заточите карандаш лезвием или ножиком, то стержень примет форму лопаточки. В этом случае вы сможете, переворачивая карандаш, наносить по желанию толстые или тонкие линии. Поэтому художники обычно держат неподалеку ножички для резки бумаги, которые используют для заточки карандашей.

Чтобы научиться рисованию, нужно предварительно делать специальные упражнения по штриховке. Линии художников никогда не будут одной толщины, они должны быть как бы живыми, а наша задача научиться рисовать их правильно. Если на первых порах штрихи не будут ровненькими, не стоит отчаиваться, ведь мы будем перекрывать их и скрещивать. То есть будем придавать фигурам объем и форму, а не наносить безликие штрихи [3].

«Современный» карандаш

Сегодня графитный карандаш дает на бумаге нескончаемую шкалу неуловимых оттенков, нежнейшие тушевки и тончайшие штриховые пятна. Если остро заточить карандаш, можно получить тонкую паутину линий и провести одну резкую, решительную. Положенный почти плашмя, он дает на бумаге сочное бархатное пятно. Вообще карандаш реагирует на все индивидуальные приемы работы, допускаемые рисующими, и в этом заключается проявление его изумительных свойств. Достоинством карандаша являются полная свобода всех операций на бумаге и одновременное исправление допущенной в рисунке ошибки — путем использования резинки.

Карандаш для рисовальщика служит как бы походным материалом. Им можно сделать тут же стремительный набросок в карманном альбомчике, быстро зафиксировав таким образом острое впечатление от увиденного [4].

В длительном рисунке обнаруживается способность графитного карандаша передавать объемность предметов и мелких деталей с четкостью и ясностью формы.

Рисуют карандашами на деревянной оправе, размеры которой указаны по степени мягкости — от 1М до 5М (за рубежом обозначение указывается буквами Н — степень твердости и В — степень мягкости).

Для цветных рисунков применяют карандаши цветные. Они имеют утолщенные стержни, в состав которых входят жировые частицы, соединенные с порошковым пигментом в спрессованном виде. Эти карандаши могут пригодиться в декоративном рисовании. Они тоже имеют свои достоинства, если поработать всерьез над рисунком, например, натюрморта или пейзажа. Цветной стержень отличается упругостью, фактурностью линий и штрихов. Правда, допущенную ошибку в цветном рисунке исправить нельзя — резинка ее не удаляет, иной цвет не перекрывает.

Таким образом, работать карандашами удобнее и проще, нежели какими-либо другими материалами, так как они всегда под рукой. Графитным карандашом выполняют рисунки, начиная от ученических и до высокохудожественных произведений.

Литература

  1. Материал о карандаше из Википедии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Карандаш
  2. История карандаша [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.risovanien.ru/chem-risovat/10-istoriya-karandasha.html
  3. Рисование карандашом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art911.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=22
  4. Материалы для рисунка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hudozhnikam.ru/peizazh_maslom/39.html