Вверх

 
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

В условиях рыночных отношений в экономике большое значение приобретают не только непосредственно производственные процессы изготовления продукции производственно-технического назначения и товаров широкого потребления, но также и процессы распределения произведенной продукции и товаров в сфере обращения.  Кроме этого, сами технологические процессы производства промышленной продукции включают в себя многочисленные и разнообразные операции перемещения, перегрузок, складирования, формирования транспортных партий и т.д., без оптимизации которых невозможно создать и поддерживать эффективное производство, которое могло бы успешно конкурировать на рынке то­варов, работ и услуг с другими аналогичными промышленными предприятиями.

Как показывает опыт, привлекательность товара в меньшей степени зависит от выгодности цены качества, чем от скорости доставки до потребителя или торгового посредника. Такое внимание, оказываемое фактору скорости поставки, объясняется тем, что остановка производства или неготовность товара к продаже стоит достаточно дорого.

Но сокращение времени поставки, а значит, и снижение некоторых затрат производства и товарообращения, приводит к повышению издержек на складирование и организацию более рациональных схем транспортировки товара. Без сомнения, особые возможности в этих областях сервиса повышают привлекательность товара для покупателя.

1. Актуальность проблемы исследования

Совершенствование транспортного обслуживания предприятий различных отраслей экономики в современных условиях требует разработки новых подходов, основой которых должны стать системный анализ, процессное взаимодействие транспорта и производства, что позволит обеспечить снижение издержек на транспортировку сырья и продукции и адаптацию промышленных предприятий к условиям динамичной, сложной и нестабильной экономической среды.

Значение транспортного обслуживания определяется тем, что часть транспортных затрат в себестоимости продукции относительно велика и колеблется в пределах 3-7%. Поэтому улучшение использования транспортных средств является важным условием снижения себестоимости продукции и сокращения длительности производственного цикла.

В связи с этим, выбор путей и способов совершенствования управления транспортным обслуживанием предприятий на основе разработки автоматизированной системы на предприятии представляет особую актуальность.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Цель данного исследования заключается в разработке моделей и алгоритмов работы системы управления (СУ) транспортным обеспечением предприятия, что позволит своевременно обеспечивать производство всеми видами транспортных средств и услуг. Критерием достижения этой цели является сведение к минимуму части транспортных затрат в себестоимости готового продукта.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Научная новизна магистерской работы заключается в усовершенствовании математических моделей и алгоритмов системы управления транспортным обеспечением на предприятии за счет решения задач оптимизации по стоимости затрат на перевозки груза, сумарного времени выполнения заявок и времени простоя производства из-за низкой скорости транспортировки груза.

3. Обзор исследований и разработок

3.1 Обзор глобальных исследований и разработок

Проанализируем обзор глобальных исследований и разработок.

В работе Равшанова Ч.Б. [1]-[6] рассмотрены организационно-методологические основы транспортного обеспечения экономической безопасности. Получены следующие наиболее значимые результаты: произведена оценка существующих угроз транспортной и экономической безопасности, а также определены понятия уровня угроз транспортной безопасности; разработана и предложена модель анализа и управления рисковых ситуаций в системе транспортной безопасности.

Научная новизна результатов исследования в работе Соловьева С.Н. [7] определяется следующим: разработана концептуальная модель обоснования формирования единой транспортной системы страны в современных экономических условиях, основным содержанием которой является: выявление основных предпосылок создания единой транспортной системы; определение порядка реструктуризации транспортной отрасли; определение направленности транспортной системы страны.

Научные результаты исследования Мусаева П.М. [8]: установлено, что успешное развитие внутреннего и въездного туризма невозможно без коренного изменения его транспортного обслуживания, и что эта задача может быть решена лишь при условии совершенствования системы управления региональным транспортным комплексом.

На основании проведенного исследования Клещева С.И. [9] сделаны следующие выводы и рекомендации: проведен анализ состояния экономики и выявлены тенденции развития транспортного обеспечения потоков; предложена модель единой транспортно-логистической системы региона, представляющая собой описание потоков, обеспечивающих взаимодействие элементов системы и отличающаяся разграничением ее функций при реализации миссии, целей, задач системы, что дает возможность сократить время на согласование потоков.

Результаты научной работы  Кузнецовой Е.Ю. [10] имеют следующие результаты: предложены эмпирические зависимости учета влияния риска на объем годовых перевозок, обосновывающие принятие решения о финансировании инвестиционных проектов транспортного обеспечения строительного производства; предложена система повышения эффективности инвестиций в транспортное обеспечение строительного производства.

Научная новизна работы Ефремова В.П. [11] состоит в следующем: разработана концепция эффективного регулирования системы транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности региона в условиях международного разделения труда, в основу которой положен критерий сочетания регулирующей роли государства и мотивационных особенностей рынка.

3.2 Обзор национальных исследований и разработок

Рассмотрим исследования и разработки по данной тематике, которые были разработаны в Украине.

В работе Стыскина Б.М. [12] целью исследования является совершенствование управления территориально-транспортным комплексом на основе разработки математического и программного обеспечения и объединения разнородных моделей в единую имитационную модель для поддержки принятия решений в автоматизированной системе экспертного типа, оценки их результатов и последствий в системах типа территориально-транспортного комплекса (ТТК).

Научная новизна работы Перекрестовой Ю.Н. [13] состоят в следующем: разработана совокупность математических моделей для исследования процессов функционирования автоматизированной системы оперативного управления пожарными автомобилями.

Результатами работы Петрова М.В. [14] являются: проведен системный анализ существующих методов и средств обеспечения надежности и эффективности автоматизированных систем планирования грузовых перевозок, на основе количественных значений системы приоритетных показателей разработаны алгоритмы контроля надежности функционирования автоматизированной системы планирования грузовых перевозок. Это позволило повысить эффективность выполнения заказов за счет уменьшения количества невыполненных заявок заказчиков. Результаты работы Петрова М.В. [14] внедрены в промышленную эксплуатацию на 439 рабочих местах АСПГП, в том числе на 93 грузовых станциях, 7 региональных центрах, а также в центральном управлении Куйбышевской железной дороги.

3.3 Обзор локальных исследований и разработок

В данном подразделе рассмотрим исследования и разработки, которые проводились по данной тематике в ДонНТУ.

Научная новизна работы Писецкой В.В. [15] состоит в приведении методических рекомендаций в области повышения эффективности деятельности транспорта.

В работе Ганущак Н.К. [16] впервые выполняется исследование и сравнения работы алгоритмов Уоршелла-Флойда, Дейкстры и Левитта между собой. Если применить результаты исследований, выполненных в данной работе, при разработке программного обеспечения, можно повысить эффективность, быстродействие и качество программ для решения транспортных задач и анализа сети в ГИС.

Практическая ценность  работы Дорошенко А.Е. [17], состоит в повышении эффективности транспортной системы карьера, которая заключается в сокращении расстояния транспортирования полезного ископаемого, повышении производительности карьера, уменьшении зависимости от климатических условий, уменьшении трудоёмкости работ, повышении автоматизации технологических процессов.

4. Анализ характеристик транспортного отдела как объекта управления

Анализ характеристик транспортного отдела как объекта управления включает в себя: задачи и функции транспортного отдела предприятия, исследование организационной структуры управления транспортным отделом, назначение подсистем в данной организационной структуре, а также осуществляется классификация и формализация переменных для системы управления.

Внутризаводской транспорт является не только способом механического перемещения грузов, а и способом труда, который обеспечивает ритмичную работу предприятия в соответствии с заданным производственным графиком.

Транспортные операции составляют значительную часть в технологическом процессе производства продукции. Это являются следствием функционально-технологических особенностей разделения труда между цехами (участками), которые определяют необходимость многоразовых перевозок одних и тех же грузов [18].

Задачи транспортного отдела предприятия определяются в следующем:

Функции транспортного отдела предприятия:

Значение транспортного хозяйства предприятия не ограничивается лишь перемещением грузов. Организация внутризаводского транспорта и его работа непосредственно влияют на ход производственного процесса и на себестоимость продукции, которую производит предприятие. От работы транспорта зависит равномерный выпуск продукции, ритмичность работы всех участков и рабочих мест. Время, затраченное на внутри- и межцеховые перевозки, напрямую влияют длительность производственного цикла. Затраты на содержание транспортного хозяйства и транспортирования грузов достигают 30% всех непрямых затрат. Поэтому основными ориентиром транспортного хозяйства предприятия является бесперебойное транспортирование грузов в условиях эффективного использования транспортных средств и минимизации себестоимости транспортных операций. Это можно достигнуть за счет правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, совершенствования хозяйственного расчета.

Система транспортного хозяйства на крупных и средних предприятиях имеет двухуровневую структуру: на уровне предприятия создается транспортный отдел, на уровне цехов функционируют службы цеховых механиков. Структура внутрипроизводственного транспорта зависит от объема и типа продукции, состава цехов и их территориального размещения [20]. Структура транспортного хозяйства предприятия зависит от многих факторов и определяется при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий. Очевидно, что со сменой технологии, профиля продукции, которая выпускается, изменяется и структура транспортных средств. Структура управления транспортного отдела среднего предприятия представлена на рисунке 1:

Организационная структура управления  транспортного отдела предприятия

Рисунок 1 —  Организационная структура управления транспортного отдела предприятия

На крупных и средних предприятиях создается транспортный отдел, подчиненный непосредственно заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту (снабжение, сбыт, транспорт). Этот отдел объединяет ряд хозрасчетных единиц по видам транспорта (транспортный цех и др.). В состав транспортного отдела входят бюро (группы): планово-экономическое, диспетчерское, техническое и участки транспортного отдела.

Планово-экономическое бюро разрабатывает план производственно-хозяйственной деятельности (транстехплан), определяет грузооборот по предприятию и объем погрузочно-разгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг.

Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта, которое сводится к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на заводе.

Техническое бюро проводит техническую подготовку производства с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разрабатывает транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ.

Транспортный цех является материальной базой транспортного хозяйства. Цех, как правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления межцеховых и внешних перевозок грузов [21].

Логистический подход к организации автомобильных перевозок обусловливает новое методологическое содержание, заключающееся в том, что основной составляющей частью перевозок должно стать проектирование оптимального перевозочного процесса. Под этим понимается поиск наилучших организационных и технически возможных решений, обеспечивающих максимальную эффективность перевозки грузов от места их производства до места потребления [22]-[24].

На рисунке 3 показана принципиальная схема организации перевозки груза. Здесь обозначено: I грузообразующий пункт; II грузопоглащающий пункт; III перевозочный комплекс; W(t) грузопоток перевозочного комплекса; WQ транспортная продукция; Wr потребности грузополучателя; W'k плановая провозная возможность перевозочного комплекса; Wk фактическая провозная возможность перевозочного комплекса; O1,O2,O3 операторы.

Принципиальная схема организации перевозки  груза

Рисунок 2 — Принципиальная схема организации перевозки груза
(анимация: 9 кадров, 5 циклов повторения, 126 килобайт)
(W(t) — входные сигналы, т.е. грузопоток перевозочного комплекса, WQ — выходные сигналы, продукция, которую получает заказчик)

В данной принципиальной схеме можно выделить два контура. 1 – количество груза, доставленного грузополучателю WQ, должно соответствовать грузопотоку перевозочного комплекса W(t). Разница между входом и выходом ΔW=W(t)-WQ подается по цепи обратной связи на грузообразующий пункт и через оператора O1 изменяет плановую величину провозной возможности перевозочного комплекса. Оператор O1 приводит в соответствие связь между грузопотоком и провозной возможностью перевозочного комплекса. Планируемая величина его провозной возможности W'k в свою очередь преобразуется в действительную провозную возможность Wk с помощью оператора O2.

Второй контур представляет собой изменение в объеме перевозок, связанные со спросом получателя на данную продукцию (груз). Свои потребности он подает в виде заказов по другой цепи связи на грузообразующий пункт и на перевозочный комплекс. Изменение потребности получателя в данном грузе влияет на действительную провозную возможность, что отражается, прежде всего, на выходе системы. Это действие выполняется оператором O3.

 

Рассмотрим схему системы управления для транспортного обеспечения предприятием, где TrO — транспортное отделение, SM — система управления (рисунок 3):

СУ транспортным обеспечением

Рисунок 3 — Схема системы управления транспортным обеспечением

Анализ процесса функционирования транспортным обеспечением предприятия позволил выделить множество входных, выходных и управляющих переменных объекта управления. Входными переменными являются множество заявок Х, поступающих в транспортный отдел:

X1 — заявки на доставку груза по цехам;

X2 — заявки на транспортировку рабочих;

X3 — заявки на доставку груза на другие предприятия;

X4 — заявки на ремонт транспорта.

То есть множество заявок X представимо в виде:

где Xi — i-ый вид заявки,

xij j-тая заявка i-го вида,

ni — количество заявок i-го вида.

Множество управляющих переменных можно подразделить на следующие виды, такие как:

u1 — график поставок груза;

u2 — маршрут поставок груза;

u3 — объем поставляемого груза;

u4 — график текущих и капремонтов автотранспорта.

Тогда множество управляющих переменных представимо:


Множество выходных переменных составляет характеритики качества работы транспортного отдела:

y1 — стоимость затрат на перевозки;

y2 — суммарное время выполнения заявок;

y3 — время простоя производства из-за низкой скорости  транспортирования груза.

Множество выходных переменных представимо:

Задачами при управлении транспортным обеспечением является определение таких значений uk , чтобы yl  (x, u) → minu .


Выводы

Разработка автоматизированной системы управления транспортным обеспечением является основой для создания современной отраслевой информационной системы, позволяющей обеспечить эффективное управление развитием и регулированием процессов функционирования транспортным комплексом.

Объединение всех видов транспорта в рамках единого информационного поля — задача весьма актуальная и сложная, ее реализация требует многоуровневого подхода, начиная от преодоления межведомственных административных барьеров до оптимизации форм перевозочных документов.

Создание и внедрение интеллектуальных транспортных систем позволит повысить эффективность управления перевозками, сократить непроизводительные затраты на транспортировку грузов, ускорить развитие национальной транспортной, территориальной и информационной инфраструктур, обеспечить благоприятный климат для внедрения сервисов на основе глобальных навигационных спутниковых систем.

В рамках проведенных исследований было выполнено:

а) выявлены актуальность выбранной темы, цели и задачи исследования, практическая значимость и научная новизна работы;

б) проведен анализ литературных источников по уже имеющимся результатам подобных исследований;

в) рассмотрена организационная структура управления транспортным отделом;

г) выделены уровни управления транспортным обеспечением на предприятии;

д) рассмотена принципиальная схема организации перевозки груза

е) осуществлена классификация и формализация входных и выходных данных управления транспортным обеспечением на предприятии;

Дальнейшие исследования направлены на следующие аспекты:

а) получение численного решения задач для каждого уровня управления;

б) разработка общей структуры управления транспортным обеспечением на предприятии;

в) разработка алгоритмов работы системы управления.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты. Окончательное завершение магистерской работы — январь 2013 года.

Список литературы

  1. Галабурда В.Г., Тимошин А.А., Персианов В.А. Единая транспортная система: Учебник для вузов / Галабурда В.Г. – М.: Транспорт, 1996. – 295с.
  2. Правдина Н.В. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: учебно-методическое пособие / Правдина Н.В. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 95с.
  3. Миротин Л.Б. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов / Миротин Л.Б., Ширяев С.А., Гудков В.А. – М.: Издательство «экхамен», 2003. – 512с.
  4. Равшанов Ч.Б. Организационно-методологические основы транспортного обеспечения экономической безопасности: дис. канд. техн. наук: 08.00.05 / Равшанов Чоршанби Буранович. – Душанбе, 2009. – 158с.
  5. Соловьев С.Н. Стратегия организации логистики транспортного обеспечения национальной экономики: дис. канд. техн. наук: 08.00.05 / Соловьев Сергей Николаевич. – Санкт-Петербург, 2004. – 224с.
  6. Равшанов Ч.Б. Организационно-методологические основы транспортного обеспечения экономической безопасности: дис. канд. техн. наук: 08.00.05 / Равшанов Чоршанби Буранович. – Душанбе, 2009. – 158с.
  7. Соловьев С.Н. Стратегия организации логистики транспортного обеспечения национальной экономики: дис. канд. техн. наук: 08.00.05 / Соловьев Сергей Николаевич. – Санкт-Петербург, 2004. – 224с.
  8. Мусаева П.М. Логистический подход к транспортному обеспечению региональной программы развития: дис. канд. техн. наук: 08.00.05 / Мусаева Пазилат Магомедовна. – Саратов, 2007. – 214с.
  9. Клещев С.И. Методы оценки эффективности инвестиций в транспортное обеспечение строительного производства: дис. канд. техн. наук: 08.00.05 / Клещев Сергей Игоревич. – М., 2005. – 164с.
  10. Кузнецова Е.Ю. Регулирование транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности региона: дис. канд. техн. наук: 08.00.05 / Кузнецова Елена Юрьевна. – М., 2000. – 409с.
  11. Ефремов В.П. Модели и методы формализации для автоматизированной системы принятия решений по использованию ресурсов территориально-транспортного комплекса с применением имитационного моделирования: дис. канд. техн. наук: 05.13.06 / Ефремов Виктор Павлович. – Санкт-Петербург, 2001. – 174с.
  12. Стыскин Б.М. Автоматизированная система оперативного управления пожарными автомобилями: дис. канд. техн. наук: 05.13.06 / Стыскин Борис Маркович. – М., 2004. – 208с.
  13. ерекрестова Ю.Н. Управление транспортным обеспечением внутреннего и въездного туризма на региональном уровне: дис. канд. техн. наук: 08.00.05 / Перекрестова Юлия Николаевна. – М., 2002. – 185с.
  14. Петров М.В. Системный анализ и алгоритмы контроля надежности функционирования автоматизированной системы планирования грузовых перевозок: дис. канд. техн. наук: 05.13.01 / Петров Максим Владимирович. – Самара, 2007. – 171с.
  15. Автореферат магистерской работы Писецкая В.В. «Логистика автомобильного транспорта» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://masters.donntu.ru/2002/fem/pisetskaya/index.htm
  16. Автореферат магистерской работы Ганущак Н.К. «Исследование существующих алгоритмов решения транспортных задач в ГИС» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.masters.donntu.ru/2006/ggeo/ganushchak/diss/index.htm
  17. Автореферат магистерской работы Дорошенко А.Е. «Анализ существующей схемы транспорта на карьере «Восточный» Новотроицкого рудоуправления и рекомендации по её усовершенствованию» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://masters.donntu.ru/2007/fema/doroshenko/diss/index.htm
  18. Косицын Д.П. Математические методы и модели формирования производственной программы промышленных предприятий с выпуском продукции на заказ: дис. канд. техн. наук: 05.13.18, 05.13.06 / Косицын Дмитрий Петрович. – Петрозаводск, 2007. – 162с.
  19. Ильина Т.А. Учет и контроль в системе управления производством продукции молочного скотоводства: дис. канд. техн. наук: 08.00.12 / Ильина Татьяна Александровна. – М., 2003 – 200с.
  20. Талакуев Н.П. Система управления производственными процессами по выпуску огнеупорных изделий: дис. канд. техн. наук: 0513.01 / Талакуев Николай Павлович. – М., 2002. – 176с.
  21. Балахонова И.В. Развитие системы управления бизнес-процессами промышленного предприятия в условиях нестабильности: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Балахонова Ирина Владимировна. – Пенза, 2003. – 263с.
  22. Орлов Е.А. Управление бизнес-процессами на предприятии: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Орлов Евгений Алексеевич. – М., 2009. – 160с.
  23. Фогельгезанг А.В. Модели оптимизации выпуска продукции неплатежеспособного предприятия: дис. канд. экон. наук: 08.00.13 / Фогельгезанг Анатолий Викторович. – Санкт-Петербург, 2002. – 126с.
  24. Аленина Е.Э. Оптимизация управления выпуском продукции на корпоративных предприятиях промышленности: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Аленина Елена Эдуардовна. – М., 2005. – 149с.