Стихи – это вам не просто так!
 Я думаю, что в жизни каждого человека когда-то возникает момент, когда, находясь на краю жизненной безисходности, оказавшись среди событий, которые неумолимо происходят, он начинает мыслить. Это, как мне кажеться и есть муза. Однажды она явилась и ко мне. Долгие рассуждения о различных больших
 мелочах жизни привели меня к бумаге и ручке. Я начал писать свои мысли на бумаге. Иногда это происходит надуманно, но иногда строки сами по себе, взмывая над заоблачной мыслью, падают камнем вниз – на бумагу. 
Но что делать если слова, записанные в стих имеют рифму, но не имеют звучноти, порядка? Присутствие этих явлений называется ритм
. И именно о нем, столь важном аспекте стихосложения, над которым бились не только одаренные талантом писатели, но и великие умы мира, я хотел бы немного поведать.
РИТМ – звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.
МЕТР(греч. metron – мера, размер) – упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма.
РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр, ямб может включать в себя размеры от 1–стопного до 12–стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом – числом ударений; в метрическом и силлабо–тоническом – метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры. Примеры:
| Двустопный ямб | Четырёхстопный ямб | 
| Играй,/ 
            Адель, | 
            О па/мять 
            сер/дца! Ты
            /сильней/ | 
| Двустопный хорей | Четырёхстопный хорей | 
| 
            Аты–/баты, | 
            Буря
            / мглою/ 
            небо/ кроет, | 
| Двустопный амфибрахий | Трёхстопный амфибрахий | 
| 
            Пусть 
            сосны 
            /и 
            ели | 
            Средь 
            шумно/го бала
            /случайно, | 
| Трёхстопный анапест | Четырёхстопный дактиль | 
| 
            Что ты жа/дно 
            глядишь 
            /на 
            доро/гу | 
            Утро ту/манное,
            /утро се/дое, | 
В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге "Студия стиха" Илья Сельвинский.
| Одностопный ямб | Двустопный ямб | Четырёхстопный ямб | 
| 
              Весна  | 
              Весна идёт. | 
              
                   Весна идёт. 
              Она поёт,  | 
| Трёхстопный ямб | Пятистопный ямб | |
| 
              Весна идёт. 
              Она  | 
              Весна идёт. 
              Она поёт, журчит, | 
Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):
Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В.Я. Брюсов)
ИКТ(лат. ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) безударный слог в стихе.
СТОПА – единица длины стиха, повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. 
      Графически стопа изображается с помощью схемы, где « – »  – ударный слог, а – безударный.
 – безударный.
ЯМБ – двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Cхема: « –».
 –».
Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)
ХОРЕЙ (греч. choreios – плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios – бегущий) – двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Cхема: «– ».
 ».
      
Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)
ДАКТИЛЬ (греч. daktylos – палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Схема: «–
 ».
».
      
В рабстве спасённое
Сердце народное–
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)
АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys – с обеих сторон краткий) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Схема: « –
– ».
».
      
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой , она.
(М.Ю. Лермонтов)
АНАПЕСТ (греч. anapaistos – отраженный, т.е. обратный дактилю) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Схема: «
 –».
–».
      
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)
Кроме вышеперечисленных пяти видов стоп существует ещё несколько интересных, иногда странных, а порой и удивительных стоп и терминов. Это: ПЕОН, ПЕНТОН, ПИРРИХИЙ, ТРИБРАХИЙ, АНАКРУЗА, СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ, СПОНДЕЙ, УСЕЧЕНИЕ, АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ, ГЕКЗАМЕТР, ПЕНТАМЕТР и другие [1].
Светило солнце в небе ярко,
И птицы пели ласковые песни,
А ветер дул так нежно и приятно,
Но словно что-то захотело мести.
И прозвучал на всю великую страну
Глас Левитана нерушимый, строгий.
О том, что под удар поставили судьбу –
Идет война к нам по неведомой дороге.
И смрадной тучей чёрною накрыло города,
Померкло все! В душе погибла радость.
Стон матери, что сын идет туда,
Где жизни нет, где тело поглощает слабость,
Сорвался с губ и прозвучало: «Боже!
За что дано терпеть нам этот страх?
Ведь крепок дух, бояться нам негоже,
И не дано в борьбе терпеть нам крах!»
И вот уже идет солдатский строй.
Наперевес с ружьем, чеканным шагом
Набойки счет ведут на мостовой,
Сколько осталось до посмертной славы?
Четыре жарких, громких смертных года
Пропахли порохом – орудием войны.
Кровь запеклась на звездах, кителе, погонах.
И только трус не посмотрел в глаза беды!
Штык-нож уродует грудную клетку,
А пуля-дурра – в лоб, в плечо и по ноге.
И снайпер зачищает местность метко,
И жизнь товарища висит на волоске.
А дома мать всё проливает слёзы.
И не дождавшись сына письмеца,
Читает стих про белые берёзы,
Что бы ни думать: «Не увижу в нём отца!»
За годом год летят над головой ракеты,
За годом год теряем мы друзей.
Вернёмся с фронта – нам подарят всем букеты,
Вручат медали, ордена, но не собрать камней!
Вот близится весенний месяц май.
И выстрелов уже почти не слышно.
Вернулся сын домой: «Мама, победу принимай!»,
А мамы нет, дождаться сына ей не вышло…
Стих посвящен всем погибшим и оставшимся в живых во Второй Мировой Войны! Мы помним ваши подвиги!
Некоторые из моих лучших стихов вы можете скачать тут: Сборник стихов. Автор В.И.Рак.
Список источников
- Русские рифмы [Электронный ресурс].; Режим доступа: http://rifma.com.ru/AZ-RAZ.htm.
