Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Анализ объекта контроля и аналитический осмотр методов и средств измерения параметров, которые необходимо контролировать.
- 1.1 Выбор объекта для исследования.
- 1.2 Анализ объекта контроля и обоснование необходимых контролируемых параметров и дестабилизирующих факторов.
- 1.3 Аналитический осмотр методов измерения параметров, которые контролируются в условиях объекта контроля.
- 2. Построение математической модели измерительного канала концентрации бенз(а)пирена в выхлопных газах автомобиля.
- 2.1 Построение структурной схемы прибора
- 2.2 Построение математической модели измерительного канала концентрации бенз(а)пирена.
- Выводы
- Список источников
Введение
В настоящее время загрязнение окружающей среды стало основной проблемой человечества. Важнейшей частью окружающей среды, является атмосфера, а в частности воздух, которым мы дышим.
Как известно, в большей степени, источниками загрязнения воздуха являются те, в которых используются процессы горения органического топлива, а наиболее распространенными из таких являются двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Так, существенный вклад в загрязнение окружающей среды оказывает автомобильный транспорт.
Юридически концентрация выбросов автомобильного транспорта контролируется с помощью нормативных документов, государственных и международных стандартов, а именно Евро–4, Евро–5 и Евро–6. Но при достаточно развитой нормативной базе, на Украине слишком мало уделяется внимания техническим средствам контроля выбросов автомобильного транспорта.
Бензапирен – это канцерогенный газ, содержащийся в выбросах автомобильного транспорта в достаточно малых концентрациях, но при многочасового воздействии на организм человека вызывает серьезные заболевания, такие как рак легких, болезни желудочно–кишечного тракта, нарушения мозговой активности и др.
В настоящее время, бензапирен возможно измерять только в лабораторных условиях с использованием средств газоподготовки, которые увеличивают время измерения и затрудняют его алгоритм. Но все больше возрастает потребность выполнять контроль газов с высокой скоростью, точностью и легкостью.
Так возникает задача, разработать прибор контроля выбросов автомобильного транспорта, который не будет требовать использования средств предыдущей газоподготовки, иметь высокие показатели точности, чувствительности, и скорости измерения. Разрабатываемый прибор должен быть рассчитан на использования людьми, которые могут не иметь соответствующих знаний по химии, физики и других залузей знаний, поэтому должно быть простым в использовании.
Для разработки же технических средств измерения концентрации загрязняющих веществ в выбросах автомобильного транспорта необходимо ознакомиться с самим объектом исследования и изучить его свойства.
1.Анализ объекта контроля и аналитический осмотр методов и средств измерения параметров, которые необходимо контролировать.
1.1 Анализ объекта контроля и обоснование необходимых контролируемых параметров и дестабилизирующих факторов.
Объектом для исследования был выбран выхлопные газы автомобиля. Данный объект был выбран по следующим причинам:
- объект имеет прямое отношение к специальности
научные аналитические и экологические приборы и системы
- более 60% загрязняющих веществ в атмосферу города попадают с выбросами автомобильного транспорта
- малый выбор среди современных средств измерения выбросов автомобильного транспорта и однообразие измерительных параметров
- изучения данного объекта актуально вследствие появления новых современных автомобилей, топлива, а так же стандартов, контроль которых практически не возможен без соответствующих приборов.
Выхлопные газы автомобиля прежде всего вносят вред в окружающую среду, загрязняя ее разнообразными вредными газообразными и твердыми веществами, такими как сажа, двуокись углерода, альдегиды и др..
Угарный газ (CO), например, прозрачный, не имеет запаха [1]. Этот ядовитый газ, немного легче воздуха, плохо растворяется в воде. Оксид углерода – продукт неполного сгорания топлива, на воздухе горит синим пламенем с образованием двуокиси углерода (углекислого газа). В камере сгорания двигателя CO образуется при неудовлетворительном распиловке топлива, в результате действия недостаточных температур при сгорании топлива с недостатком кислорода, а также вследствие диссоциации двуокиси углерода при высоких температурах. При дальнейшем сгорании после воспламенения (после верхней мертвой точки, на такте расширения) возможно горение оксида углерода по наличии кислорода с образованием двуокиси углерода. При этом процесс выгорания CO продолжается и в выпускном трубопроводе.
Оксиды азота (NO, NО2, N 2, N2О3, N2О5, далее – NОx) являются одними из наиболее токсичных компонентов отработавших газов. При нормальных атмосферных условий азот весьма инертным газом. При высоком давлении и особенно температурах азот активно вступает в реакцию с кислородом. В выхлопных газах двигателей более 90% всего количества NОx составляет оксид азота NO, который еще в системы выпуска, а затем и в атмосфере легко окисляется до двуокиси (NО2).
Оксиды азота раздражают слизистые оболочки глаз, носа, разрушают легкие человека, так как при движении дыхательным трактом они взаимодействуют с влажной верхних дыхательных путей, образуя азотную и азотистое кислоты. Как правило, отравления организма NОx проявляется не сразу, а постепенно, причем каких-либо нейтрализующих средств нет.
Углеводороды (CnНm – этан, метан, этилен, бензол, пропан, ацетилен и др.). – органические соединения, молекулы которых построены только из атомов углерода и водорода, являются токсичными веществами. В выхлопных газах содержится более 200 различных соединений CH, которые делятся на алифатические (с открытым или закрытым цепью) и таких, которые содержат бензольное или ароматическое кольцо. Ароматические углеводороды содержат в молекуле один или несколько циклов из 6 атомов углерода, соединенных между собой простыми или двойными связями (бензол, нафталин, антрацен и др.).. Имеют приятный запах.
Наличие CH в отработавших газах двигателей объясняется тем, что смесь в камере сгорания является неоднородной, поэтому у стенок, в перезбагачених зонах, происходит гашение пламени и обрыв цепных реакций.
Не совсем сгоревшие CH, выбрасываемых с выхлопными газами и является смесью нескольких сотен химических соединений, имеют неприятный запах.
CH является причиной многих хронических заболеваний. Токсичные
также и пары бензина, которые являются углеводородом. Допустимая
среднесуточная концентрация паров бензина составляет 1,5 мг/м3
Вихлопні гази (або відпрацьовані гази) – основне джерело
токсичних речовин двигуна внутрішнього згорання – це неоднорідна
суміш різних газоподібних речовин зі всілякими хімічними і фізичними
властивостями, що складається з продуктів повного і неповного згоряння
палива, надлишкового повітря, аерозолів і різних мікроскопічних домішок
(як газоподібних, так і у вигляді рідких і твердих часток), що
поступають з циліндрів двигунів в його випускну систему. У своєму
складі вони містять близько 300 речовин, більшість з яких токсичні. Основними нормованими токсичними компонентами вихлопних газів
двигунів є оксиди вуглецю, азоту і вуглеводні. Крім того, з вихлопними
газами в атмосферу поступають граничні і неграничні вуглеводні,
альдегіди, канцерогенні речовини, сажа і інші компоненти. Приблизний
склад вихлопних газів представлений в таблиці 1 [2]. Таблица 1 – Состав выхлопных газов автомобильного транспорта При работе двигателя на этилированном бензине в составе выхлопных
газов
присутствует свинец, а в двигателях, работающих на дизельном топливе
–
сажа.
Для контроля количества (концентрации) загрязняющих веществ,
содержатся в выхлопных газах ДВС, в настоящее время используются
различные
методы, отризняються по способу использования и чувствительностью [3].
Сравнительные характеристики методов сведены в таблицу 2. Таблица 2 –
Сравнительные хар–ки абсорбционных методов Электронный прибор, разрабатываемого конструктивно планируется
выполнить в виде пяти блоков: Выносной блок соединяется с прибором кабелем, по которому в
выносной
блок поступает напряжение питания датчика, а в базовый с выносного
–
выходной сигнал датчика. Для того, чтобы длина соединительного кабеля
не
влияла на качество передачи сигналов измерительной информации
планируется использовать передачу информации по кабелю в виде
унифицированного сигнала постоянного напряжения (от 0,250 до 0,300) мВ.
Структурная схема прибора измерения концентрации выхлопных газов
автомобильного транспорта на основе оптико-акустического метода
представлена на рисунке 2 [4]. На структурной схеме на рисунке 2 обозначены: ОАГ – ОА
детектор; ВМ – измерительный мост Г – генератор; RCпидс
– RC-усилитель; ДМод (10кГц) – демодуляторы сигнала 10 кГц;
ДМод (5Гц) – демодулятор сигнала 5 Гц; АФНЧ (5Гц) –
активный фильтр
низких частот с полосой пропускания 5Гц; АФНЧ (0,5 Гц) – активный
фильтр низких частот с полосой пропускания 0,5 Гц; МАС –
мультиплексом аналоговых сигналов; ПВЗ – устройство выборки и
хранения; АЦП – аналогово–цифровой преобразователь; МПУ
–
микропроцессорное устройство; СОИ – средство отображення
информации. Проанализировав характеристики бенз (а) пирена и данные о
содержании его в рабочей зоне, а это 0.15 мкг / м 3 [5],
был сделан вывод, что его концентрацию теоретически измерять с помощью
методов обладают высокой чувствительностью, таких как методы
абсорбционного анализа. Одним из них является метод непосредственного
поглощения вещества.
Дальнейшей задачей становится построение математической модели
измеряемой среды и построение спектральных характеристик. Второй закон, сформулированный Бером, выражает связь между
интенсивностью прошедшего излучения и концентрацией поглощающего
вещества в растворе: поток параллельных лучей монохроматического
излучения при прохождении через раствор поглощающего вещества
концентрации С ослабляется по закону: где I0 интенсивность падающего монохроматического
излучения; I – интенсивность прошедшего монохроматического
излучения; k1 и k – коэффициенты поглощения,
характеризующие вещество; D – оптическая плотность излучения; C
– концентрация вещества; l – толщина поглощающего слоя. Если концентрация выражена в молях на литр и толщина слоя в
сантиметрах, то коэффициент поглощения называется молярным
коэффициентом поглощения (или молярной экстинкцией) и обозначается
ε [6]. Таким образом оцифрованный и промоделированный спектр поглощения
бенз(а)пирена построен по закону: Для синтеза спектра были использованы 17 S(λi)составляющих,
которые накладывались на основную S(λ).
Спектр поглощения бенз(а)пирена показан на рисунке 3:
где knorm = 1.28·105 коэффициент
нормирования.
Для лучшей наглядности на рисунке 2 добавлен спектр поглощения,
который был представлен в литературе, но при этом он несколько
приподнят над моделью, так как их адекватность влечет слитие в один. Для построения математической модели газовой среды необходимо задаться характеристиками источника поглощения. Из полученного спектра видно, что необходимо выбрать СИД с длинной излучения от 220 до 400 нм [7]. Тут становиться задача моделирования параметров СИД. Модуляция тока СИД должна быть синусоидальной, что обеспечит
узкополосность модулированного потока, а соответственно выходного
сигнала фотоприемника. Выходной поток СИД определяется как: где I0 = 5 мА – среднее значение тока СИД; Imod
= 4 мА – амплитуда тока модуляции. Амплитуда потока модуляции определяется как Fmod =
k·Imod и равняется 4 мкВт. Поскольку пироэлектрический фотоприемник не обеспечивает передачу
низкочастотных сигналов и статических сигналов, то при моделировании
учитывается только переменная составляющая потока СИД. Спектральная плотность амплитуды потока на длине волны 280 нм
синтезируется из оцифрованного спектра и имеет вид: Отсюда спектральная плотность амплитуды потока определяется как: где S0 mod = Фmod/12.878 = 0.031 мкВт/нм
– спектральная плотность соответствующая амплитуде
модулированного сигнала; Su – спектральная плотность
излучателя Спектральная плотность амплитуды потока представлена на рисунке 4. Исходя из этих данных можно определить оптическую плотность
излучения для некоторых случаев концентрации вещества. Оптическую
плотность излучения определим как : где l – длина трассы измерительной кюветы; m – молярная
концентрация, моль/л.
Концентрация a, при этом может изменяться от 1 до 50 мкг/м3.
Молярная масса бенз(а)пирена М = 252.32 г. Коэффициент пропускания рассчитаем как: Выходной поток оптического канала при данных параметрах может
изменяться от 0.399 до 0.382 мкВт в зависимости от концентрации
бенз(а)пирена. Входной и выходной поток оптического канала при максимальной
концентрации бенз(а)пирена показаны на рисунке 5. Выходной ток фотоприемника определяется как: ФвыхОК(50) = 0.382 – плотность выходного потока
оптического канала, которая зависит от выходного потока и концентрации
бенз(а)пирена; k(λ) = 0.048 – коэффициент спектрального
согласия; Sинт – интегральная чувствительность
(соотношении между величиной потока и величиной тока выходного потока). где Sвыч – спектральная фоточувствительность
фотоприемника. Исходя из полученных данных функция выходного тока фотоприемника
представлена на рисунке 6. Математическая модель используется при разработке структурной схемы
прибора измерения концентрации без (а) пирена в выхлопных газах
автомобиля. В дальнейшем развитии модели предусмотрено введение в нее
дестабилизирующих факторов, влияющих на точность измерений
концентрации бенз (а) пирена. На базе полученной математической модели должна быть разработана
оптическая
схема прибора, которая должна быть внесена в его структурную схему. 1.2 Анализ объекта контроля и обоснование необходимых
контролируемых параметров и дестабилизирующих факторов.
Компоненты выхлопных газов
Состав по объему, г/м 3
Заметки
Двигатели Бензиновые
Дизельные
Нитроген, г/м3
от 85.07 до 88.52
от 87.37 до 89.67
нетоксичен
Кислород, г/м3
от 0.39 до 10.51
от 2.62 до 23.64
нетоксичен
Водяной пар, г/м3
от 3.44 до 6.32
от 0.57 до 4.59
нетоксичен
Двуокись углерода, г/м3
от 9.23 до 21.94
от 1.88 до 18.88
нетоксичен
Окись углерода, г/м3
от 0.123 до 12.31
от 0.012 до 6.15
нетоксичен
Углеводороды неканцерогенные, г/м3
от 0.107 до 1.601
от 4.8×10−3 до 0.26
нетоксичен
Альдегиды, г/м3
от 0 до 0.328
от 1.64×10−3 до 0.015
нетоксичен
Окись серы, г/м3
от 0 до 5.25×10−3
от 0 до 0.079
нетоксичен
Сажа, г/м3
от 0 до 0,04
от 0,01 до 1,1
нетоксичен
Бенз(а)пирен –3,4, г/м3
(от 10 до 20)×10−6
до 10×10−6
токсичен
1.3 Аналитический осмотр методов измерения параметров, которые
контролируются в условиях объекта контроля.
Параметры
Методы
Методы прямого измерения поглощения
Оптико–акустический метод
Молекулярно–абсорбционный анализ
Атомно–абсорбционный
анализ
Чувствительность, % об.
до 10–8
от 10–8 до 10
от 10–4 до 30
до 5×10–4
Погрешность, % об.
от 1 до 3
от 2 до 10
от 1 до 6
от 1 до 4
2 Построение математической модели измерительного канала
концентрации бенз(а)пирена в выхлопных газах автомобиля.
2.1 Построение структурной схемы прибора
Выводы
Список источников