ДонНТУ   Портал магистров

Моя коллекция

Коллекционирование (от лат. collectio – собирание, сбор) – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). Это могут быть произведения искусства (книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмы, видеоигры), историко-культурные и технические ценности и предметы (монеты, значки, почтовые марки, модели, автомобили) или объекты природы (насекомые, минералы, раковины моллюсков, цветы). Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства. Коллекция – систематизированное собирание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу – частному лицу, организации, государству. Некоторые виды коллекционирования предполагают большие финансовые затраты, некоторые – нет. Часто коллекционирование ставит перед коллекционером задачу нахождения очень редких экземпляров, которых ни у кого нет, или тираж которых существенно ограничен. Также часто ставится задача сбора всех возможных предметов коллекционирования [1]. Мне нравится коллекционировать модели автомобилей в стиле ретро. Количество собранных уже достигло 72 автомобиля. Ниже опишу некоторые из них, а также приведу немного фактов их истории и о конструкции.

ЗИЛ-117— советский легковой автомобиль высшего класса с кузовом седан. Преемник – ЗИЛ-41041 (1986—2000)  [2].

На Фото 1 представлена модель ЗИЛ-117 в масштабе 1/43 чёрного цвета.

pic1

Фото 1 – ЗИЛ-117.

ЗИЛ-117 был создан в 1971 году на базе правительственного лимузина ЗИЛ-114 и имел такие же строгие и гармоничные формы. Несмотря на сокращение длины и колёсной базы, силуэт машины остался стремительным и элегантным, вполне соответствуя официозному имиджу легковых ЗИЛ-ов. Внешне ЗИЛ-117 отличался также иным оформлением передней части кузова  [2].

Официально (заводская версия) ЗИЛ-117, был создан как более динамичный, скоростной и маневренный по отношению к лимузину ЗИЛ-114 автомобиль сопровождения. Тем не менее, в правительственных эскортах в качестве автомобилей сопровождения продолжали ходить преимущественно лимузины, а также «чайки», «волги» и позже иномарки. Неофициально же бытовало утверждение, что ЗИЛ-117 – «драйверская» версия, созданная по личному распоряжению Л.И. Брежнева, любившего управлять автомобилем лично. Имеется немало свидетельств очевидцев, что ещё во второй половине 1970-х генсек собственноручно управлял «коротким» ЗИЛом. По своему статусу ЗИЛ-117 считался на одну ступеньку ниже лимузинов ЗИЛ-114 и ЗИЛ-115 и полагался кандидатам в члены Политбюро ЦК КПСС и членам Правительства СССР. В последние годы застоя 117-ми ЗИЛами начали пользоваться и личные референты Брежнева, что было сразу пресечено после прихода к власти Ю.В. Андропова. В итоге 1978 году производство ЗИЛ-117 было свёрнуто. В итоге по некоторым данным было произведено около 19 автомобилей  [2].

ГАЗ-14 «Чайка» – советский представительский легковой автомобиль большого класса, ручная сборка на Горьковском автомобильном заводе c 1977 по 1988 год. Всего было изготовлено около 1120 автомобилей этой модели [3]. Ниже на фото представлена модель ГАЗ-14 в масштабе 1/43 чёрного цвета.

pic2

Фото 2 – ГАЗ-14.

С технической точки зрения автомобиль, по сути, был глубоко модернизированным вариантом своего предшественника, ГАЗ-13. При этом новая модель была существенно крупнее, и по сути ушла в более высокий подкласс, вплотную приблизившись по габаритам, техническим характеристикам и уровням комфорта и оснащённости к моделям ЗИЛ высшего класса.  [3]

В чём новая модель представляла собой настоящий прорыв [3]. так это в уровне оснащённости салона и использовании всевозможных сервоприводов. Автомобиль был весьма обильно снабжён различными устройствами, повышающими комфорт для водителя и пассажиров. К их услугам были очень сложная система вентиляции и отопления с двумя отдельными отопителями, электромеханическим приводом заслонок воздухозаборников и встроенным кондиционером, обеспечивавшая индивидуальный микроклимат на переднем и заднем сидении, электростеклоподъёмники, так же автомобиль оснащался стереофоническим радиоприёмником высшего класса «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма» (Рижский радиозавод), в левом подлокотнике заднего дивана установлен пульт дистанционного управления радиоприёмником, который имел приоритентое право включения. Центральный замок, четыре пепельницы. Некоторые автомобили имели встроенный радиотелефон «Алтай» или спутниковый «Кавказ». Гнутые атермальные боковые стёкла с лёгкой сине-зелёной тонировкой не пропускали в салон ультрафиолетовое излучение. Заднее стекло и некоторые боковые имели электрообогрев. Имелся и фароочиститель струйного типа. Всего в автомобиле было 17 электродвигателей различной мощности. Акустический комфорт благодаря мощной шумоизоляции и специальной настройке агрегатов также был «на уровне» – по данным прессы тех лет, при равномерном движении уровень шума в салоне не превышал 73 дБ  [3]/

ГАЗ-24 «Волга» – советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1970 по 1985 год  [4]. На фото 3 представлена модель автомобиля ГАЗ-24 в масштабе 1/43 белого цвета.

pic3

Фото 3 – ГАЗ-24.

С технической точки зрения машина представляла собой значительный шаг вперёд по сравнению с предыдущей моделью ГАЗ-21, хотя развитие было не революционным, а эволюционным. Важными нововведениями стали:

  • четырёхступенчатая полностью синхронизированная на передачах переднего хода коробка передач;
  • гидровакуумный усилитель (лицензионная копия узла Girling PowerStop) и разделитель контуров в тормозной системе;
  • тормозные механизмы колёс с автоматической регулировкой;
  • кованая балка передней подвески;
  • улучшенное отопление салона с обдувом заднего стекла;
  • двухкамерный карбюратор (на модификациях с карбюраторным двигателем);
  • 14-дюймовые диски колёс;
  • привод стояночного тормоза на задние колёса (у ГАЗ-21 был довольно ненадёжный трансмиссионный стояночный тормоз);
  • гнутые боковые стёкла  [4].

  • Всего до 1992 года был выпущен 1 481 561 экземпляр ГАЗ-24 всех модификаций, включая ГАЗ-24-10; это была самая массовая легковая модель в истории завода  [4].

    УАЗ-469 и УАЗ-3151 – советские легковые автомобили повышенной проходимости (внедорожники), выпускавшиеся на Ульяновском автомобильном заводе  [5]. На фото 4 представлена модель в масштабе 1/43 автомобиля УАЗ-469.

    pic4

    Фото 4 – УАЗ-469.

    Основной командирский автомобиль в Советской Армии, а также в странах Варшавского договора, начиная с середины 1970-х, сменивший в этом качестве предшественника ГАЗ-69. Серийный выпуск моделей УАЗ-469 и УАЗ-469Б начат в декабре 1972 года  [5].

    УАЗ-469 был разработан для транспортировки людей, грузов и лёгких автомобильных прицепов на всех типах дорог. Разработка автомобиля началась в 1961 году, на следующий год был построен первый опытный образец под названием УАЗ-460. Автомобиль похож на американский джип – крепкий утилитарный внедорожник, но не очень удобный. Интересно, что уже в 1965 г. изображения УАЗ-469 можно было встретить в советской прессе, однако до запуска машины в производство было еще далеко  [5].

    УАЗ-469 перевозит 7 пассажиров и 100 кг багажа или двух пассажиров и 600 кг. Автомобиль может буксировать прицеп массой 850 кг. Для увеличения дорожного просвета до 300 мм были применены ведущие мосты с двойной главной передачей (удлинённый картер уменьшенного вертикального размера) и понижающими бортовыми редукторами (между полуосью и ступицей, пара цилиндрических шестерён с внутренним зацеплением; направление вращения полуоси и ступицы совпадает). На автомобиле УАЗ-469Б устанавливались ведущие мосты с одинарной главной передачей (сконструированы на основе мостов от ГАЗ-69), бортовые редукторы отсутствовали. Карданные валы на УАЗ-469Б стояли несколько увеличенной длины. Общее передаточное число ведущих мостов (как редукторного, так и безредукторного) было одинаковым. Ступицы переднего моста отключаемые, что позволяло незначительно снижать расход топлива на дорогах с хорошим покрытием. Водитель торцовым трубчатым ключом откручивал защитный колпак (этот же ключ применялся для регулирования подшипников ступиц), затем шестигранником на «12» подключал-отключал соединительную муфту. На автомобили с 1990-х гг. устанавливались быстроотключаемые или самоблокирующиеся муфты  [5].

    Это только несколько моделей из масштабной коллекции. Я написал интересные факты именно о них, как о самых ценных экземплярах коллекции.

    Список источников

    1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Коллекционирование
    2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИЛ-117
    3. http://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-14
    4. http://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-24
    5. http://ru.wikipedia.org/wiki/УАЗ-469