ДонНТУ   Портал магистров

Путь самурая

В моем индивидуальном разделе хотелось бы рассказать вам о культуре Японии, в частности, познакомить с культом самурая, так как я уже упоминал мне очень близка по духу данная философия. Рассмотрим культуру Японии на основе сословия самураев, т.к. на мой взгляд проследив историю этого сословия, затронув их религиозные воззрения, занятия, можно более полно составить представление о культуре этой загадочной нации – японцев.

Самурай

В переводе с японского «самурай» означает «воин» или «человек, занимающийся боевым искусством». Именно это слово стало привычным для европейца. Но в Японии те же иероглифы читают иначе — «буси». Никакого дополнительного оттенка слово «самурай» (буси) не несёт, оно просто обозначает человека, который профессионально занимается воинскими искусствами или принадлежит к воинской среде. (Последнее я подчёркиваю особо, поскольку с XVIII в. многие потомственные воины вообще не занимались боевыми тренировками, носили меч лишь по традиции и всё своё время посвящали развлечениям и изящным искусствам). Самураев объединяла не только принадлежность к ратному делу, но и особая идеология, которая в свою очередь диктовала определённый типповедения — преданность господину, верность слову, презрение к смерти, беззаветное служение интересам своего государства или клана. Всё это в совокупности стало называтьсяБусидо — «Путь воина».

Самураев называют «душой Японии». Ничто, наверное, не повлияло на японскую культуру и тем более на культуру боевых искусств так сильно, как самурайский дух.

Как особое сословие самураи существовали на протяжении всей истории Японии. Первоначально они были в услужении аристократических родов, корни которых лежали в древнейшей японской иерархии жрецов. В конце эпохи Хэйан крупнейшие кланы самураев обрели самостоятельный политический и военный вес, и аристократам уже нечего было им противопоставить. В течение веков одни самурайские кланы сменяли другие, сражаясь за титул сёгуна – военного правителя страны. Основой идеологии самураев стали дзэн – буддизм и складывающееся веками учение бусидо, базирующееся на конфуцианстве. Во главу угла оно ставило полное подчинение самурая своему господину. Последнее, однако, не означало готовность подчиненного на совершение любой подлости и злодеяния по слову повелителя. Если самураю отдавался заведомо преступный приказ, то он должен был смиренно пытаться переубедить господина. Могущество самурая определялось доходом от пожалованных ему земель. Чем больше был этот доход, тем больший отряд мог привести самурай в армию господина. Пожалованные земли не воспринимались как реальная собственность самурая. Они могли быть легко отняты или переданы другому воину. От всех прочих самураи отличались двумя вещами – особой прической с выбритым лбом и зачесанными назад волосами и правом носить два меча – большой и малый . Право носить малый меч имели все совершеннолетние мужчины.

Самурай

Рисунок 3 – Самурай

Воспитание самурая

Обучение в семье и наставления учителя были двумя основными факторами, фундаментом в воспитании молодёжи сословия самураев, формировавшими идеал воина, основанный на мифических сказаниях, буддийском безразличии к смерти, страху и боли, конфуцианском культе сыновней почтительности и чисто японской основе – верности своему феодалу. Семья и наставник прежде всего заботились о становлении характера подростка, вырабатывали отвагу и мужество, выносливость и терпение. Будущих самураев растили бесстрашными и смелыми, другими словами, развивали в них качества, которые считались в среде самураев самыми главными добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей собственной жизнью ради жизни другого. Такой характер развивался чтением рассказов и историй о храбрости и воинственности легендарных героев, знаменитых военачальников и самураев, просмотром театральных представлений. Нередко отец приказывал будущему воину для развития смелости отправляться ночью на кладбище или место, известное своей дурной славой (где «водилась» нечистая сила и т. д.). Чтобы развить у молодёжи терпение и выносливость, сыновей воинов заставляли исполнять непосильно тяжёлые работы, проводить ночи без сна (во время праздников богов учения), ходить босиком зимой, рано вставать и т. д. Ненамеренное же лишение пищи считалось полезным.

После краткого знакомства с культурой самураев можно выделить базовые ценности данного учения. До того, как я выделю данные ценности, я хотел бы сказать, что все эти учения актуальны и в наше время. По крайней мере, они бы точно не помешали воспитанию духа и характера подрастающего поколения. И так основопологающими ценностями являются:

Источники

  1. Бесплатный интернет ресурс: samurai-japan.narod.ru
  2. Бесплатная электронная энциклопедия википедия: Самурай
  3. Маслов А.А. Дзэн Самурая, http://sv-scena.ru/athenaeum/dzen-samuraya.dzen-samuraya.Razdel-1-0-1-0-1.html