Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
- 3. Обзор исследований и разработок
- 4.Теоретико – методологические основы изучения феномена христианского экуменизма
- Заключение
- Список источников
Введение
1. Актуальность темы
Актуальность данной темы для обусловлена быстрым развитием религиозного движения за годы независимости, которая сопровождается становлением межконфессиональных и межцерковных отношений. Генезис экуменического движения и отношений между христианскими церквями и деноминациями в мире моделью развития межконфессиональных отношений в Украине: от постепенного убывания острых межцерковных конфликтов и конкурентного сосуществования к формированию толерантных отношений, сотрудничества и диалога.
Исследования экуменизма является актуальным не только потому, что экуменизм является религиозным движением, но и потому, что богословские диалоги, которые ведутся в рамках экуменического движения, могут изменить некоторые достаточно устойчивые положения, существующие в христианском богословии. Таким образом, разностороннее исследование и анализ как экуменических диалогов, так и экуменизма в целом является насущной потребностью религиоведческих исследований.
2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
Цель работы – выполнение философско-религиоведческого анализа феномена экуменизма в современном христианстве.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Показать соотношение понятий "экуменизм" и "экуменическое движение".
- Выяснить истоки и причины возникновения экуменизма.
- Раскрыть особенности экуменических отношений и их формы.
- Проанализировать экуменические позиции христианских церквей и деноминаций и типологизировать их.
- Проследить основные тенденции развития экуменического движения.
Объектом работы является межконфессиональные отношения в христианстве.
3. Обзор исследований и разработок
Экуменизм является одной из характерных черт христианства ХХ в., поскольку влияние на развитие христианской теологии, христианских институтов, а главное – на формирование качественно нового типа межконфессиональных, межцерковных отношений – экуменических отношений.
Существуют серьезные, фундаментальные исследования украинских религиоведов, объектом которых выступает христианство. Особенности формирования и становления, модернизации и функционирования христианства раскрываются в исследованиях В. Бондаренко, В. Еленского С. Здиорук, А. Колодный, В. Лубского, А. Сагана и др.. Развитие современного католицизма, политику аджорнаменто, социальную концепцию и другие вопросы анализировали в своих исследованиях И. Богачевская, Н. Кочан[5], Маринович А., Юраш , П. Яроцкий и др.. Становление современных протестантских церквей и деноминаций, их функционирования и особенности богословия в современном мире исследуются Н. Жалюк, В. Любащенко, Ю. Решетниковым, А. Копье и др.. Проблему функционирования христианства в обществе, в частности украинского, разрабатывали Л. Волова, Т. Горбаченко, М. Кирюшка, В. Козленко, В. Лубский, М. Рибачук, А. Уткин.
Экуменизм анализировался советскими учеными Гордиенко Н. С.[2]., Н. Барановой, В. Гараджа, Я. Гиорбелидзе, М. Гордиенко, Ю. Кряневим, Кураев А.[6], П. Курочкиным, В. Острубовою, Б. Раммом, А. Чанишевим, Г. Янченко и др.. Их исследования заслуживают внимания, хотя и требуют критического пересмотра, поскольку велись с позиций научного атеизма. Исследование экуменизма отечественными учеными происходило преимущественно в контексте анализа особенностей конфессионального восприятия христианского единства, проблем миссионерства и прозелитизма, особенностей межконфессиональных отношений в Украине. Отдельные статьи украинских исследователей были посвящены богословским диалогам и развития экуменического движения. Следует отметить достаточно основательные исследования современной религиозной ситуации в Украине. Существующие научные труды зарубежных авторов Райзер К. "Экуменизм в поисках нового взгляда" [8], Тиле К. "Основные принципы науки о религии"[10], Віллем Ж.-П. Європа та релігії[1].
Теоретико–методологические основы изучения феномена христианского экуменизма
Экуменизм (от греч. – Эйкумена, заселенная земля) – движение за объединение христианских церквей, достижения вероисповедной единства и создания экуменической (всемирной) церкви. Возник в протестантизме. Официальное начало экуменистическое движение положила Эдинбургская Всемирная миссионерская конференция 1910. На 1–й Всемирной ассамблее церквей в Амстердаме 1948 создан руководящий орган Экуменистическое движение - Всемирный совет церквей (ВСЦ). Социальная неоднородность и отсутствие вероисповедной единства лишает экуменистическое движение возможности выработать единые социально-политические и теологическую программы. Особенно острые противоречия существуют в экуменистическом движении в социально-политических вопросах. Христианские апологеты капитализма, которых большинство среди руководства ВСЦ навязывают экуменистическое движение о-империалистическую ориентацию. Однако под влиянием религиозных деятелей социалистических стран и развивающихся стран, ВСЦ принял ряд решений в защиту общ. мира [2].
Прежде всего, следует отметить, что понятие "экуменизм" и "экуменическое движение" происходит от греческого "oikumene" и латинского "ocumenus", значит соответственно, населенная земля и "вселенский". Еще одно греческое слово, с которым связано понятие "экуменизм", – "oikoumenikos", которое означает то, что объединяет всю землю "общий". Во всех определениях присутствует направленность движения: на сближение, консолидацию, единство. Достижение единства, консолидации возможно лишь при условии сближения, и наоборот – сближение возможно при условии определенного единства. В современном виде экуменизм появился в XX веке. Официальным началом возникновения экуменического движения считают 1910 [5].
Необходимо определить в имеющихся дефинициях экуменизма субъекты движения. В некоторых толкованиях они не указаны вообще, а в других - ими являются церкви. Однако многие исследователи говорят об объединении христиан и поэтому субъектами являются не институты – церкви или деноминации, а лица – христиан или совокупность лиц. Нет единодушия и во взглядах на объект единства. В дефинициях экуменизм преимущественно представлен как движение за единство церквей. Вопросы христианского и церковного единства, – пишет седьмой генеральный секретарь ВСЦ Кондрат Райзер, – составляет сердцевину традиционного экуменического взгляда и считается первым смыслом существования Всемирного совета церквей "[8].
Однако экуменические институты не исчерпываются только ВСЦ: достаточно распространенными в мире являются национальные и региональные советы церквей, которые также занимаются экуменизм. Существует более сотни двусторонних богословских диалогов, многие из которых вообще не касаются ВСЦ. А католическая церковь – самая христианская церковь – не является членом ВСЦ, однако активно работает по делу христианского единства [8].
Интересно то, что в католическом учебнике по догматическому богословию говорится "экуменическое богословие" и "богословие экуменизма". Таким образом, экуменизм – это не только движение за сближение и единство христиан, но и направление богословия, который рассматривает проблему христианского единства.
Современный православный богослов и публицист в. Андрей Кураев в книге "Вызов экуменизма" дает десять понятий экуменизма(рис.1): 1) сотрудничество христианских конфессий в евангелизации, 2) диалог между христианами с целью взаимного познания и переработки негативных стереотипов, 3) знакомство инославию с православием 4) заимствования православием положительного опыта в других христиан, 5) принцип единства в разнообразии, 6) сотрудничество христиан в социальных вопросах, 7) терпимость к инакомыслящим, 8) существование благодати в других христианских церквях, 9) благодатная равенство христианских церквей, 10) все религии сотериологических равнозначны. Оценивает А. Кураев понимание экуменизма следующим образом: положительной, одобрительной оценки, является приемлемой для православия удостаиваются первые семь соображений, восьмое является дискуссионным, а последние два неприемлемыми. По нашему мнению, следует остановиться на последнем смысле экуменизма. Исторически экуменическое движение возникло лишь как стремление христиан к единству, поэтому принципы, на которых строились отношения между христианами, были перенесены на отношения между христианами и представителями других религий [6].
Проблема христианского единства ставила вопрос не только об онтологическом статусе христианских церквей и деноминаций, но и об отношениях между национальными культурами, представляющий которых были те или иные церкви и деноминации. В ситуации некоторой стабилизации экуменического движения, завершение его институционального оформления, приходится на начало последней трети XX в., Перед христианами стоит вопрос о диалоге с представителями других религий. Это было вызвано стремительным ростом в экуменическом движении церквей и деноминаций Африки и Азии, для которых проблема сосуществования с другими религиями была не только теоретической, но и практической. На II Ватиканском соборе католической церкви был поднят вопрос о других религиях, решение которой нашло свое отражение в Декларации об отношениях церкви к нехристианским религиям (1965). Поскольку христианство в африканских и азиатских странах в определенной степени представляет западную культуру, то сосуществование христианства с другими религиями выступает как сосуществование различных культурный традиций. А дальше произошла подмена понятий – по проблеме сосуществования культур произошел переход к проблеме онтологического статуса различных религий.
Британский социолог Брайан Уилсон отметил, что церкви становятся экуменическими только тогда, когда они как социальные институты находятся в кризисном состоянии, объединения и блокировки происходит тогда, когда институты являются скорее слабыми, чем сильными "[6], когда наблюдается уменьшение количества паствы и размытия отличительных особенностей в вероучении различных церквей. Проблемами христианского единства больше озабочены священники, а не миряне, объясняется желанием духовенства подкрепить свой социальный статус и вернуть влияние на секуляризованное общество.
Особой ролью в развитии христианства наделяли экуменизм еще в начале XX в. философы и богословы. Архиепископ Кентерберийский Уильям Темп отмечал, что экуменическое движение есть "новым и большим явлением нашей эпохи ", а русский философ Николай Бердяев писал, что успех движения, предусматривает новую эру в самом христианстве, новую и глубокую духовность" [2].
Итак, экуменическое движение ставит вопрос о диалоге с другими религиями, но не об истинности или ложности той или религии или их равенство в духовном измерении. Межрелигиозные отношения также иногда называют экуменизм, а точнее широким экуменизм (wider ecumenism). "Большой" экуменизм, – пишет американский исследователь П. Фен, – понимается как официальный движение, привлекает христиан к диалогу с верующими других религий - иудеями, мусульманами, буддистами, индуистами, зороастрийцами, даосами, конфуцианцами, джайнистов, сикхами, Синтоисты, последователями племенных религий и таких новых религиозных движений, Церковь унификации и т.п. – относительно новым феноменом "[2]. Итак, экуменизм можно понимать как движение за диалог и сближение христиан и последователей других религий. Те девять соображений экуменизма, касающиеся христианства, указывают на формы отношений между христианами и определенные богословские установки по онтологии христианских церквей и деноминаций. Российский исследователь истории религии в Швеции А. Чернышева выделяет три структурных уровне экуменического движения: 1) конфессиональный, на котором взаимодействуют христианские церкви, 2) богословский, на котором взаимодействуют различные христианские вероучения, 3) повседневный, на котором взаимодействуют отдельные приходы и сообщества не только в религиозной, духовной, но и в социальной сфере [2].
С религиоведческого взгляда, экуменизм является видом межконфессиональных, межцерковных отношений, характерным признаком которых является их направленность на сближение христиан. Экуменизм как религиозный феномен является логическим следствием религиозных и общественных процессов XIX-XX вв. Среди тенденций в рамках христианства, повлиявшие на возникновение экуменизма, были: появление национальных внеконфессиональных и межконфессиональных организаций и ассоциаций в миссионерской сфере; христианская сотрудничество в Африке и Азии не только в евангелизации, но и в общественной сфере; возникновения международных позаденоминацийних и конфессиональных организаций. Эти тенденции к объединению обусловленные внутренними и внешними факторами. Под внутренними понимаем закономерности развития религии. Экуменизм, с этой точки зрения, можно рассматривать как конечную попытку слияния разных вероисповеданий, что, согласно К. Тиле, является необходимым условием развития любой религии, или как духовное движение, которое будет развивать только определенный элемент вероучения христианства [10]. Под внешними факторами понимаем социально – культурные условия. Среди них развитие технологий, которые, с одной стороны, сломали социальную и культурную изоляцию, а с другой – влияние на рост социальной гомогенности и культурное объединение внутри общества, а также секуляризация, которая привела к кризису религиозных организаций и появления религиозного плюрализма.
Характерным признаком экуменических отношений является их направленность на сближение христиан. Однако отдельно взятая событие взаимоотношений представителей двух церквей может вообще не иметь отношения к проблеме христианского единства. Например, взаимные поздравления Константинопольских патриархов с папами римскими на Рождество и Пасху сами по себе представляются актами обычной вежливости, но в контексте других документов из сборника Томос Агапис становятся важным элементом экуменических отношений двух церквей. Также миссионерская сотрудничество остается важной составляющей экуменических отношений. Вообще взгляд западных социологов существенно не отличается от позиции советских исследователей. Рост секуляризации, кризис церквей, развитие технологий – таков основной перечень факторов, способствовавших появлению экуменизма. Экуменизм, – пишет В. Гараджа, – является одним из симптомов глубокого кризиса религии в наше время, своего рода защитной реакцией на разрушительные для ее традиционных форм тенденции в современной общественной жизни "[10].
Разностороннее изучение экуменизма позволит не только лучше понять современное христианство и спрогнозировать дальнейшие пути его развития, но и на основе его понять межрелигиозный диалог, от которого во многом зависит будущее мирового сообщества. Таким образом, экуменизм не является однородным феноменом, ведь изменится в процессе своего развития и имеет региональные особенности. Экуменизм не только ведет к эволюции отношений между церквями и деноминациями – от самостоятельного сосуществования, конкурентной борьбы на рынке духовных услуг к взаимному признанию, сопричастность и объединения, но и сам эволюционирует во взаимодействии с секулярным миром и христианскими церквями.
Выводы
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать что поставленная цель достигнута, путем поэтапного раскрытия указанных задач исследования. Таким образом можно сделать следующие выводы:
- Понятие "экуменизм" и "экуменическое движение" не являются тождественными. Понятие "экуменизм" шире по объему, то есть включает в себя объем понятия "экуменическое движение". Таким образом, экуменизм является, во-первых, движение христиан, выступающий за их сближение и единство, а во-вторых, экуменизм является направлением богословия, который рассматривает проблему христианского единства.
- Возникновение экуменизма, как общехристианской тенденции к объединению, необходимо связывать с объективными внутренними и внешними факторами. Экуменизм является логическим этапом развития христианства, или приведет к слиянию различных конфессиональных направлений христианства, сделает эту религию целостной или разовьет только элементы христианского вероучения. В обоих случаях экуменизм является детерминантой развития христианства. Внешними факторами возникновения экуменизма является социально – культурные и религиозные процессы XIX - XX вв., Научно – технический прогресс, особенно развитие технологий, привели к унификации образа жизни и жизненного мира, культурной конвергенции и роста социальной гомогенности. Экуменизм также возникает необходимой интегрирующей силой внутри христианства, противостоящей процесса секуляризации, а затем отношения секуляризация – экуменизм определены как взаимовлияние.
- На основании того, что экуменизм является видом межконфессиональных и межцерковных отношений, следует использовать новое понятие – "экуменические отношения". Понятие "экуменические отношения" является более узким по объему, чем понятие "межконфессиональные отношения" и "межцерковные отношения" и определяет направленность на сближение и единство христиан. Формами экуменических отношений является сотрудничество и экуменический диалог, в основе которых заложена толерантность. Поскольку экуменические отношения происходят не только в религиозной, но и в светской сфере, то, по религиоведческой точки зрения, они не всегда являются отношениями религиозными. Экуменический диалог ведется с четких конфессиональных позиций. Целью экуменического диалога как формы экуменических отношений является достижение христианского единства. Целями экуменического Феномен экуменизма в современном христианстве: философско – религиоведческих анализ диалога могут выступать: 1) знакомство с другими церквями или конфессиями 2) поиск общих и отличительных элементов в вероучении, 3) преодоление вероучительных различий.
- Конфессиональные позиции по проблеме христианского единства базируются на богословском учении о церкви – экклезиологии. Всего существует три подхода к проблеме: фундаментом для двух является протестантская экклезиология, а еще один базируется на католическо – православном учении о Церкви. Исходя из протестантского учения о видимой и невидимой церкви, современные протестантские богословы делают вывод, что единство между христианскими церквями и деноминациями уже существует, а потому целью экуменизма является только выявление и гармонизация этого единства. Второй подход характерен в целом для протестантского большинства и представлен в совместных документах Всемирного совета церквей. Его суть – для христианского единства необходимо согласие в фундаментальных вопросах вероучения и совершения таинств. Для единства не является обязательным объединение церквей, но те должны находиться в общении и взаимно признавать таинства крещения и причастия, мирян и священнослужителей. Третий подход основан на экклезиологической положении, которое разделяют и католики, и православные: христианское единство возможно лишь в лоне единой святой соборной апостольской церкви. Единство в Церкви Христовой возможна только в случае исповедание единого вероучения и осуществления всех семи таинств. Важным также является наличие епископата и его преемственность с ранней Церковью, пребывание в общении с епископатом других церквей. Принципиальными для православных является признание учение семи Вселенских Соборов, для католиков – двадцати одного Вселенского Собора и верховенства Папы Римского.
- Развитие экуменизма привел к тому, что отношения между христианскими церквями и деноминациями строятся вокруг не догматических, а этико – аксиологических вопросов, дифференциации ценностей на религиозные и светские, консервативные и либеральные.
При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2013 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора после указанной даты.
Список источников
- Віллем Ж.-П. Європа та релігії. Ставки XIX ст. / Ж.- П. Віллем. – К.: Дух і літера, 2006. – 331 с.
- Гордиенко Н. С. Современный экуменизм. Движение за единство христианских церквей / Н. С. Гордиенко.– М. : Наука, 1972. – 200 с.
- Етерович М. Екуменічний діалог - ідеал і реальність / М. Етерович // Людина і світ. 2002. – № 11 - 12. – С. 2–9.
- Экуменическое движение : [антология ключевых текстов / сост. М. Киннемон, Б. Коуп]. - М. : ББИ, 2002. – 615 с.
- Кочан Н. Екуменізм: до характеристики явища і поняття / Н. Кочан // Знаки часу : [до проблеми порозуміння між церквами / упор. М. Антонюк., М. Маринович]. – К.: Сфера, 1999, – С. 13–18.
- Кураев А. Вызов экуменизма / А. Кураев. - [Изд. 2-е, испр. и доп.]. М.: Издательский Совет РПЦ, 2003. – 384 с.
- Мартинюк Е. Екуменізм, конвергенція, єдність / Е. Мартинюк // Екуменізм і проблеми міжконфесійних відносин в Україні / Е. Мартинюк. – К.: Гносис, 2001. – С. 26–36.
- Райзер К. Экуменизм в поисках нового взгляда / К. Райзер // Экуменическое движение : [антология ключевых текстов / сост. М. Киннемон, Б. Коуп]. – М.: ББИ, 2002. – С. 81–89.
- Релігієзнавчий словник / [за ред. А. Колодного, Б. \Лобовика]. – К.: Четверта хвиля, 1996. – 392 с.
- Тиле К. Основные принципы науки о религии / К. Тиле // Классика мирового религиоведения: [aнтология]. – Т. 1. – М.: Каннон+, 1996. – С. 144–196.