Вокал как искусство
В данном разделе я бы хотела рассказать о том, чему я посвящаю значительную часть своего времени и о том, без чего я не могу жить – о вокале.
Петь я начала с 5 лет. По-другому и быть не могло, поскольку семья у меня «поющая». Именно поэтому, вначале родители отправили меня в вокальный коллектив, а уже потом в школу.
Руководитель нашего вокального коллектива «Калинонька» Гридина Карина Евгениевна с первых дней стала мне действительно второй мамой. Она не только учила меня искусству пения, но и воспитывала меня.
И вот, уже с раннего детства я поняла, что петь – это именно то, что мне нравится. В составе «Калиноньки» я побывала на различных городских, областных, всеукраинских и международных конкурсах и концертах. Самой главной победой для нас стала победа в 2005 году на международном открытом фестивале-конкурсе лирической песни имени Евгения Мартынова «Отчий дом».
Хочу сказать, что именно получение неповторимых эмоций и возможность постоянно обучаться и узнавать новое и не дают мне прекратить заниматься вокалом. Поэтому на этой страничке я бы хотела для всех тех, кто хочет научиться петь, правильно дышать или просто ознакомиться с новой информацией, рассказать о том, почему устает голос и как его развивать.
Основные причины утомляемости голоса:
- недостаточная тренированность голосовых мышц, участвующих в процессе звукоизвлечения;
- нарушение естественного алгоритма дыхания;
- в работу голоса не вовлечено тело, и голосовые связки перегружены, выполняя «чужую работу»;
- так называемые «зажимы», обусловленные психологическими проблемами, возникающие в теле и встающие на пути звука;
- дикционные и артикуляционные трудности, являющиеся препятствием свободного звукообразования;
Вопрос тренировки голосовых мышц решается буквально, путем «голосового фитнеса». Проконсультировавшись со специалистом, надо выяснить, какие именно мышцы нуждаются в развитии, и «качать», пользуясь упражнениями, разработанными для наружных и внутренних мышц гортани, для мышц, участвующих в дыхании, для языка, губ и т.д.
Одной из главных мышц, отвечающих за силу голоса, является диафрагма, центральная мышца нашего тела, отделяющая органы дыхания от органов пищеварения. Диафрагма это и есть та самая «опора», откуда голос черпает свою силу. У людей, чьим рабочим инструментом является голос, диафрагма всегда «накачана», твердая, как камень. Мало кому известно, что работа певца по энергозатратам приравнивается к работе грузчика, а у кого должен быть лучше развит голосовой аппарат, у вокалиста или у оратора, это еще вопрос!
Чтобы проверить, насколько важна диафрагма для звукоизвлечения, проведите следующий эксперимент.
Максимально расслабьте живот, контролируя рукой, насколько он сохраняет мягкость; после этого попробуйте издать звук… При малейшей попытке сделать звук погромче, вы почувствуете, как напрягается ваша диафрагма! Как узнать, что ваша диафрагма работает хорошо? Положите себе руку на живот, в тот момент, когда вас «разбирает смех»: в этот момент диафрагма максимально напрягается, посылая воздух (звук) импульсами. Это естественная, непроизвольная работа диафрагмы. Вы можете «устать смеяться», но устанут именно нетренированные мышцы живота, но никак не голос, как бы громко он не звучал.
Как выработать правильный алгоритм работы диафрагмы для речи?
Предлагаю вам простое упражнение, которое можно делать стоя и лежа, с утра, перед сном или даже по дороге на работу. Медленно и глубоко дышите, положив одну руку на грудь (следя за тем, чтобы она не поднималась), а другую – на живот. На вдохе живот (вместе с диафрагмой) подается вперед и вниз (раздувается), на выдохе – втягивается внутрь и вверх, под ребра. Когда это упражнение будет получаться у вас свободно и естественно, и, в конце концов, «встроится» в речь, это существенно усилит ваш голос и сделает его более управляемым. Кроме того, во время упражнения вы массируете ваши внутренние органы, и, уверяю вас, они скажут вам за это «спасибо» [1].
Основа любого звука - это дыхание.
Можно даже сказать, что голос – это озвученное дыхание: в звукоизвлечении используются те же самые органы, что и в дыхательном процессе. Но – увы, – мы не используем нашу дыхательную систему даже на одну треть, дыхание у нас часто стеснено, зажато, что оказывает негативное влияние не только на голос, но и на наше физическое и психологическое здоровье. Особенно характерно проявляются дыхательно-голосовые зажимы в стрессовых ситуациях: иногда мы буквально физически ощущаем, как нам «не хватает воздуха», а голос звучит сдавлено, глухо и быстро устает. Глубокое брюшное дыхание – прекрасный «антистресс», практический инструмент для восстановления и поддержания ровного, спокойного состояния, «владения собой». Если вам необходимо перед выступлением быстро найти правильный баланс тело-дыхание-голос, проделайте простое упражнение.
Встаньте прямо и, если есть возможность, широко раскиньте руки. Представьте себе, что вы из душного вагона выходите прямо на берег моря. Вдохните воздух так, чтобы свежий ветер и запах моря разом наполнили не только легкие, но и все ваше тело. Сделайте несколько вдохов с произвольным выдохом. Если это у вас легко получается – потренируйте выдох. Выдох, устанавливающий правильную позицию для звучания голоса, делается таким образом, как будто вы дыханием греете ладони на морозе. Чем горячее ваше дыхание, тем больше у вас расправляется гортань – ваш проводник звука. Несколько вдохов (море) и выдохов (мороз), - и вы почувствуете, что у вас установилось нормальное глубокое дыхание, сердце бьется ровно, тело в тонусе и голос звучит свободно.
Для налаживания естественного, природного алгоритма дыхания, очень хорошо использовать дыхательные гимнастики, например, знаменитую гимнастику Стрельниковой, которая и была разработана с целью восстановления и развития голоса. «Озвученное дыхание» дыхание тренируется не только при помощи гимнастик, но и на так называемых «доречевых» гласных звуках: вздох облегчения, громкая зевота, смех, стон и т.д. Если мы достигаем легкости и удобства в озвученном дыхании, то на него, как на крепкую нить, постепенно нанизываются все остальные голосовые навыки: дикция, интонации, различные тембры, – и голос приобретает практически неиссякаемый запас прочности [1].
Теперь поговорим о дикции.
Дикция это, прежде всего, четкое, правильное произнесение согласных звуков, а артикуляция – явственное звучание гласных. Ясность нашей речи «страдает» не только от недостаточного развития артикуляционных мышц, о которой говорилось раньше. Часто мы будто бы стесняемся проговаривать все буквы, будто бы не хотим быть до конца услышанными и понятыми. Преодоление дикционных трудностей иногда сводимо к чисто психологической работе. Надо позволить себе говорить четко.
Взяв в качестве тренажера нейтральный текст (например, скороговорки) проговорите его медленно, утрированно четко произнося абсолютно все гласные и согласные, так как они написаны. Добейтесь того, чтобы такой способ произнесения стал для вас естественным и внутренне оправданным. Постепенно дикционная четкость и артикуляционная ясность распространится и на ваши собственные речевые стратегии.
Можно сделать вывод, что голос – неотъемлемая часть нашей личности, имеющая колоссальное влияние и на нашу самооценку, и на отношения с людьми, и на отношения с миром в целом [1].
И для этого надо помнить, что:
- уникальный голос и слух даны каждому человеку от рождения;
- голос – инструмент, орган, продолжение нашего тела;
- управляешь голосом – управляешь собой – управляешь ситуацией.
Полезные ссылки: