Назад в библиотеку

Реализация денежно‑кредитной политики Украины в условиях кризиса


Автор: Левитасова В.Б., Миночкина О.Н.
Источник: Актуальні проблеми розвитку фінансово-кредитної системи України: матеріали III всеукраінської наукової конференції студентів та молодих вчених. – Донецьк: ДонНТУ – 2010. – С. 230–232.

Аннотация

Проведен анализ среды монетарной политики НБУ, мирового финансового кризиса как важнейшего внешнего фактора ее формирования, определены особенности его влияния на эффективность денежно-кредитной политики. Осуществлен анализ основных антикризисных мер НБУ и предложены некоторые принципы монетарной политики на 2010 г.


Актуальность выбранной темы определяется необходимостью оперативного решения проблемы эффективного денежно-кредитного регулирования Украины в кризисных условиях. Решение данной проблемы является одним из необходимых условий на пути преодоления кризисных явлений 2008-2010 годов в экономике.

В ходе проведенной работы изучены и проанализированы как работы классиков научной экономической мысли (А. Маршалла, Дж. Кейнса, П. Самуэльсона, М. Фридмана и др.), так и монографии, статьи и публикации современных экономистов, затрагивающие вопросы среды реализации кредитно-денежной политики в кризисных условиях (Сомик А.В, Геец В., Кухарская Н., Яременко О., Кричевская Т., Любский М.).

Нa сегодняшний день, в сложившихся кризисных условиях, меры, предпринимаемые по преодолению валютно-финансового кризиса и формированию эффективных рыночных отношений, не достаточно увязаны с созданием реальных предпосылок для устранения негативных тенденций в экономиках стран.

Целью статьи является анализ среды монетарной политики НБУ, мирового финансового кризиса как важнейшего внешнего фактора ее формирования, определение особенностей его влияния на эффективность денежно-кредитной политики, анализ основных антикризисных мер НБУ и предложение некоторых принципов монетарной политики на 2010 г.

Условия реализации и оценка денежно-кредитной политики зависят от среды ее проведения, которая, в свою очередь, формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. Современные исследователи выделяют множество негативных внутренних факторов среды реализация кредитно-денежной политики. К ним относят: несовершенство законодательного поля деятельности банков, как следствие неэффективной политики правительства; склонность банков к спекуляциям на валютном рынке, политическое посягательство на операционную независимость НБУ; отсутствие механизма притягивания к ответственности политиков и должностных лиц за информационный негатив, который дает возможность в нашей стане безнаказанно распространять информацию, которая подрывает доверие к банковской системе, НБУ и правительству. Эти факторы свидетельствуют о несостоятельности и необходимости усовершенствования законодательной базы в области кредитно-денежного регулирования [5].

Наиболее значимым в нынешних условиях для определения условия среды реализации кредитно-денежной политики, является внешний фактор, основой и предпосылками возникновения которого выступают все вышеперечисленные внутренние факторы – это распространение мирового финансового кризиса.

Началом развития финансового кризиса считают день банкротства одного из крупнейших инвестиционных банков США – «Lehman Brothers – 15 сентября 2008. Основным проявлением финансового кризиса в Украине стало ухудшение глобальной ликвидности, что обусловило ограничения доступа к рынкам капитала для субъектов финансового и нефинансового секторов экономики страны, снижение интереса инвесторов к Украине и отток иностранного капитала. Еще одним негативным последствием кризиса для украинской экономики является снижение спроса и цен на экспортную продукцию национальных производителей из-за рецессии в странах-потребителях, что привело к потере рынков сбыта и падению промышленного производства более чем на треть. Принципы денежно-кредитной политики основываются на критериях и макроэкономических показателях, и параметрах общегосударственной программы экономического и социального развития Украины на соответствующий период, включающей прогнозные показатели объема валового внутреннего продукта, уровня инфляции, размера дефицита государственного бюджета и источников его покрытия, платежного и торгового балансов, утвержденных Кабинетом Министров Украины. Национальный банк ежегодно информирует Верховную Раду Украины о направлениях денежно-кредитной и валютной политики, разработанной им на следующий год или на более длительный период [2].

Для определения особенностей денежно-кредитной политики и валютной политики Украины относительно кризиса 2008г. необходимо рассмотреть период выхода экономики с предыдущего кризиса 1998-1999 гг.

Как утверждают некоторые исследователи, период 2000-2008 гг. можно разделить на два подпериода: 2000-2003 гг., когда наблюдалась достаточно низкая инфляция и очень высокие темпы увеличения денежной массы, и второй подпериод – 2004-2008 гг., когда темп прироста денежной массы все еще оставался достаточно большим. Особенно сильно он увеличивался в 2005-2007 гг. (более 50%), но значительно усиливалась при этом проблема инфляции [1].

По расчетам Института экономики и прогнозирования НАН Украины можно говорить о том, что уже с конца 2003 г., а в основном – с 2004 г., инфляция была главным источником снижения ценовой конкурентоспособности экономики Украины. Таким образом, у многих исследователей возник вопрос о том, не была ли кредитно-денежная политика 2000-2007 гг. результатом увеличения цен, которые обострили проблемность состояния экономики Украины во второй половине 2008г., когда определилась тенденция падения промышленного производства. Необходимо учесть, что в 2000-2007гг. экономика Украины характеризовалась достаточно равномерной тенденцией повышения продуктивности труда (особые позитивные всплески в – 2000-2001гг., темпы роста продуктовности труда соответственно, 145,8% и 135,9% в результате достаточно высоких темпов увеличения ВВП в этот период – 7%) [3].

К началу финансового кризиса, имея высокие темпы роста ВВП и продуктивности труда, но при постоянном возрастании предложения денег, Украина находилась в финансово нестабильном положении, так как динамика предложения денег в экономике в оба рассмотренных подпериода приблизительно на уровне 80-90% определялась выкупом иностранной валюты Национальным банком, хотя и на основе разных тенденций.

Неоптимальная структура платежного баланса Украины, отрицательное сальдо которого по текущим операциям покрывалось поступлениями по финансовому счету, долгое время создавало угрозы финансовой стабильности страны. Поэтому для преодоления кризисных последствий Украиной был взят кредит МВФ. Сейчас особое беспокойство вызывает сформирована субъектная структура внешнего долга Украины. По данным Национального банка, долг сектора государственного управления состоянием на 1 января 2010 года достиг 17,8 млрд. дол. (17,1% от объема валового внешнего долга и 15,2% от ВВП), что на 5,8 млрд. дол. (48,9%) больше, чем на начало года. Таким образом, экономическую политику 2000-2007 гг. можно считать небезопасной, но, по мнению авторов, что, возможно, она могла бы обеспечить относительную стабильность на протяжении 2008г, так как еще в середине года прилив иностранного капитала в Украину был достаточно высоким. Однако почти пятипроцентная ревальвация национальной валюты того периода, направленная на снижение инфляции, только ухудшила состояние текущего платежного баланса. В результате таких процессов в настоящее время украинская экономика находится в состоянии двойной угрозы – собственного и мирового финансового кризиса, когда можно ожидать и банковского кризиса и глубокого падения экономики, что соответствует массовым недовольствами населения.

Главной целью денежно-кредитной политики в 2010 г. и в дальнейшем в соответствии с Конституцией Украины остается обеспечение стабильности денежной единицы, что является основой для обеспечения сбалансированного экономического развития, повышения уровня занятости и реальных доходов населения. Однако лишь инструменты и методы денежно-кредитной политики НБУ для удержания стабильности национальной валюты, в том числе ее курсовой и инфляционной составляющих, являются недостаточными. Национальная валюта не может быть сильной, а финансовая стабильность продолжительной, когда в стране не развивается внутреннее производство, за исключением отдельных отраслей, разбалансирован платежным баланс и неэффективны механизмы государственного регулирования. Кроме того, долгая экспансивная бюджетная политика вопреки необходимости предупреждения растущих инфляционных процессов препятствует эффективности денежно-кредитной политики в Украине [4].

Для стабилизации сложившейся ситуации Национальный банк должен опираться на прогноз развития реального сектора экономики, платежного баланса и финансового рынка, сделанный на основании тщательного анализа широкого спектра макроэкономических, бюджетных и монетарных показателей, их взаимосвязи и влияния на стабильность гривны с учетом возможных изменений в будущих тенденциях.

Для повышения финансовой устойчивости банков Национальный банк Украины должен усиливать мониторинг осуществления банками дополнительной капитализации, стимулировать банки к улучшению качества управления рисками, совершенствовать кредитные процедуры, уделять внимание чрезмерной кредитной экспансией. Одновременно должны приниматься меры по содействию процессам консолидации в банковском секторе.

В перспективе внешняя устойчивость денежной единицы должна базироваться на устойчивом повышении конкурентных преимуществ национального производства и эффективности конечного использования его продукции. Это предполагает активизацию структурной политики, основные элементы и направленность которой должны предусматривать постепенный переход к новым технологическим укладам с увеличением доли добавленной стоимости в структуре отечественного производства.

Однако следует отметить, что законодательная база Украины кредитно-денежному регулированию является неэффективной, так как любое административное регулирование в условиях рыночной экономики является неприемлемым. Необходимо применение рыночных инструментов и методов регулирования. Например, для выгодного направления кредитных ресурсов в различные отрасли по приемлемой цене для заемщика необходимо создание соответствующих условий. При этом также важны временные налоговые льготы как важный инструмент стимулирования кредитования и инвестирования в приоритетные отрасли. Также неэффективным является административное курсовое регулирование. Оно не может быть основой стабилизации валютного курса, в силу чего необходимо более широкое применение доступных финансово-кредитным органам рыночных механизмов (регулирование денежной массы, ставки рефинансирования и др.).

Таким образом, можно сделать вывод, что среда реализации современной денежно-кредитной политики НБУ формируется многими факторами, которые в совокупности создают крайне сложные условия и снижают эффективность денежно-кредитной политики в достижении намеченных целей. Однако наиболее значимым является распространение мирового финансового кризиса, для преодоления которого Украине необходимо усовершенствование законодательной базы денежно-кредитного регулирования и применение рыночных механизмов регулирования кредитной системы.

Список литературы

1. Бурлачков В. Теоретичні основи грошово-кредитної політики і сучасні фінансові кризи / В. Бурлачков // Економіка України: Всеукраїнський щомісячний науковий журнал / Міністерство економіки України; Міністерство фінансів України; НАНУ.- К. – 2009 – №2. с. 49–59.
2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебн./ [Л.Н. Красавина, Т.И. Алибегов, С.А. Былиняк и др.]; под ред. Л.Н. Красавиной. – [3-е изд.]. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 576 с.
3. Мищенко С.В. Влияние финансового кризиса на реализацию денежно-кредитной политики центральных банков / С.В. Мищенко // Актуальні проблеми економіки: науковий журнал. – К.: ВНЗ Національна академія управління, 2009 – №9(99). – с. 209–218.
4. Основні засади грошово-кредитної політики на 2010 рік // Вісник НБУ: щомісячний науково-практичний журнал Національного банку України. № 10 (164), жовтень 2009. – с. 3–6
5. Сомик А.В. Умови середовища реалізації грошово-кредитної політики в Україні / А.В. Сомик // Фінанси України: науково-теореоретичний та інформаційно-практичний журнал / Міністерство фінансів України.– К. – 2009 – №6. с. 39–52.