Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
- 3. Обзор исследований и разработок
- 4. Совместные образовательные программы и их совместное состояние
- 4.1 Понятие «двойного» диплома/совместных степеней
- 4.2 Модели программ двойных дипломов
- 5. Проблемы создания и реализации совместных образовательных программ
- Список источников
Введение
Развитие совместных программ становится одним из магистральных направлений развития международного сотрудничества между вузами-партнерами разных стран мира. Международные эксперты в области высшего образования убеждены в том, что никакая другая форма взаимодействия вузов не дает таких весомых результатов в развитии сотрудничества с зарубежными партнерами как совместные программы. Так, профессор Филипп Альбах, отвечая на вопрос о роли и значимости международных ассоциаций университетов, подчеркнул, что программы двойных дипломов более значимы, чем ассоциации, в решении целого ряда прагматических задач, ведущих к интернационализации университетов и к повышению профессиональной мобильности молодых специалистов.
Реализация совместных программ способствует решению целого ряда стратегических задач образовательного учреждения:
- повышению качества образовательных услуг;
- повышению конкурентоспособности вуза на внешнем и внутреннем рынках образовательных услуг;
- получению практического опыта по использованию новых образовательных технологий;
- расширению возможностей международного партнерства;
- повышению рейтинга вуза как внутри страны, так и за рубежом.
1. Актуальность темы
Украина имеет не большой опыт внедрения программ двойных дипломов в сравнении в странами ЕС, Россией и другими странами СНГ. Поэтому в нашей стране актуальным остается вопрос расширения сферы сотрудничества ВУЗов с иностранными партерами, в частности в области создания и внедрения программ двойных дипломов. Однако необходимо решить целый ряд проблем связанных разработкой совместных программ.
2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
Целью исследования является выявление основных трудностей и проблем, которые возникают при разработке и внедрении двойных дипломов, а также предложить возможные пути их решения.
3. Обзор исследований и разработок
Мартыненко Е.В в своей работе Создание и сопровождение программ двойных дипломов
[1] даны понятие и определение программы двойного диплома (совместной степени). Приведены основные нормативно-правовые документы в области их создания и сопровождения. Проанализированы различные модели программы двойных дипломов, разработаны предложения по организации, информационному сопровождению, маркетингу, а также мониторингу и оценке программ двойных дипломов (совместных степеней).
Проблемы разработки программ двойных дипломов описаны в книге Артамонова Ю. Д. и др. Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы
[2].
В книгеБолонский процесс и его значение для России
под ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева [3] описываются новые возможности российских ВУЗов, которые они получили после присоединения России к Болонской декларации и в частности возможность создавать совместные программы обучения вместе с европейскими учебными заведениями.
В Практическом руководстве по созданию и сопровождению совместных образовательных программ
[4] представлена система создания и реализации совместных образовательных программ, приведены основные нормативно-правовые документы, даны образцы документов институционального уровня для успешной реализации совместных образовательных программ в вузе.
4. Совместные образовательные программы и их совместное состояние
4.1 Понятие двойного
диплома/совместных степеней
Практика создания вузами совместных образовательных программ насчитывает уже более полутора десятилетий. От простого обмена студентами на непродолжительный (от месяца до трех) период вузы все более массово переходят к реализации совместных образовательных программ. И если до начала нового тысячелетия создание таких программ было инициативой самих вузов, то теперь – это уже направление политики в образовании, под которую создаются государственные программы и выделяются финансовые средства. Стоит отметить, что даже в США за последнее десятилетие мы наблюдаем кардинальное изменение позиции в отношении образовательного сотрудничества. Политика опоры только на собственные силы
в ведущих вузах (Гарвардском, Стэнфордском и др. университетах, Массачусетском технологическом институте) изменяется на идею диверсификации образования, которая возможна за счет включенного обучения студента по крайней мере в течение полугода в другом ведущем вузе на взаимной основе. Это – не признание собственной слабости вузов; дело в том, что современные темпы развития производства и возросший темп внедрения инновативных разработок, а также их разнообразие однозначно требуют от системы образования, во-первых, гораздо более высоких темпов включения новых идей и технологий в образование, во-вторых, диверсификации (разнообразия) образовательного процесса. Инновационность производства, необходимость включения
инновационных разработок (различных, заметим, в разных странах) и необходимость диверсификации подготовки кадров и являются объективной основой создания совместных образовательных программ [5].
Высоко оценивая потенциальную значимость развития сотрудничества между вузами, в особенности в отношении совместных учебных планов, схем академической мобильности, интегрированных программ обучения, видя в этом мощное средство обеспечения привлекательности европейского образования и его конкурентоспособности, авторы Болонской декларации провозгласили важность придания этому сотрудничеству европейского измерения. В документах по итогам встречи европейских министров образования в 2001 г. в Праге эта задача конкретизируется в форме призыва к развитию межвузовских программ, ведущих к получению совместных степеней (дипломов) [6].
В Украине учатся студенты из 137 стран мира, и их количество постоянно растет. Число иностранных студентов в ВУЗах Украины в 2010/2011гг. представлено на рисунке 1.
Дополнительным преимуществом, которое может привлечь иностранных студентов
Интересна и эволюция понятия совместных образовательных программ. Еще недавно этот термин использовали почти для любого вида международного академического сотрудничества вузов. Наличие студенческих и/или преподавательских обменов между родственными кафедрами, небольшое взаимозаимствование в учебных планах давали повод именовать этот вид сотрудничества совместными образовательными программами. Сегодня под совместными образовательными программами понимают совместно разработанные двумя (или более) партнерскими вузами и ведущие к диплому образовательные программы, автоматически признаваемые всеми партнерами. Важным элементом совместных образовательных программ является академическая мобильность, однако обязательной она является только для определенного типа совместных программ [5].
Критериями классификации образовательной программы как совместной могут быть следующие:
- совместная программа разработана структурным подразделением вуза (факультетом, институтом) совместно с одним или несколькими вузами;
- партнерами (или иным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность);
- обучающиеся каждой из сторон принимают участие в совместной программе обучения в вузах-партнерах (или иных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность);
- пребывание обучающихся в вузах-партнерах имеет продолжительность, отвечающую установленным правилам в Соглашении о совместной программе;
- периоды обучения и академическая аттестация, пройденные обучающимися в вузах-партнерах совместной программы, взаимно признаются;
- вузы-партнеры совместно разрабатывают учебный план и могут организовывать совместные приемные и аттестационные комиссии;
- по завершению совместной программы обучения обучающиеся получают документы об образовании, принятые в вузах-партнерах.
При этом, только понимая цели и задачи создаваемой совместной программой, реально оценивая имеющиеся ресурсы и потребности, имея организационные навыки и располагая необходимой нормативно-правовой базой, можно приступать к процессу формирования совместной образовательной программы [4].
4.2 Модели программ двойных
дипломов
Практикуются три основных модели этого вида академической подготовки:
- Программа двойных степеней, когда каждый вуз-партнер присваивает свою собственную степень студенту, выполнившему все предписанные взаимными договоренностями требования.
- Совместная степень, напротив, представляет собой единый документ, утверждаемый всеми вузами-участниками консорциума. Иногда модель двойных степеней включают в категорию совместной степени, что вызывает замешательство и недопонимание не только у студенчества, но и среди академической общественности и образовательных учреждений и властей.
- Третья модель является, в сущности, комбинацией двух первых с большим или меньшим уклоном в сторону одной из них.
Каждая из этих моделей имеет свои сильные и слабые стороны. На первый взгляд, наибольшую гибкость с точки зрения мобильности студентов и обмена преподавателями предоставляет первая модель. Однако в этом случае мобильность теряет свой смысл из-за идентичности программы. А смысл и привлекательность программ двойных дипломов состоит именно в том, что бы каждый партнер мог внести вклад своими наработками или ресурсами, которых нет в университете-партнере.
Совместные программы, основанные на синергии уникального опыта каждой стороны, позволяют разработать программы, направленные на формирование у студентов в каждом из университетов-партнеров каких-либо отдельных групп компетенций, которые взаимно дополняют друг друга. При этом слишком узкая специализация каждого партнера также непродуктивна, поскольку препятствует сотрудничеству преподавателей.
В настоящее время большинство программ следуют второй модели – такие программы составляют около 60 % всех совместных программ. Только десятая процентов программ имеет идентичную структуру в каждом университете-партнере, и около тридцати процентов строится по третьей модели, которая чаще всего реализуется в совместных программах с участием стран, не являющихся членами ЕС, в которых обучаются студенты второго цикла на завершающем этапе (5 или 6 год) [3].
В этой связи все модели двойных дипломов (совместных степеней) требуют высочайшего уровня доверия между партнерами, строжайшего контроля за разработкой и внедрением учебного плана, а также непрерывного и динамичного оперативного сотрудничества. Более того, чаще всего студенты проводят бoльшую часть времени не в родном вузе, а принимающем, что влечет за собой совершенно иные требования к таким студентам.
Сравнительный анализ моделей программ двойных дипломов (совместных степеней) по отдельным странам был проведен специалистами программы SOCRATES (Сократ
) по поручению Еврокомиссии и при ее финансовой поддержке.
Речь шла, прежде всего, о присвоении настоящей
совместной степени от имени обоих (в случае двусторонних соглашений) или всех участников (при образовании консорциума), а также о двойных, отдельных документах (сертификатах) или о двойной степени
. В результате было отмечено:
- До настоящего времени совместная степень в полном понимании этого понятия (с выдачей единого документа) зарегистрирована только в Великобритании и Италии. Такая же практика вводится в Фламандской части Бельгии.
- Присвоение двух отдельных сертификатов (
двойная степень
) распространена довольно широко, особенно в двустороннем межгосударственном или межуниверситетском сотрудничестве, хотя двойные степени существуют и при многостороннем сотрудничестве. Примеры такого сотрудничества имеются в Болгарии, Эстонии, Ирландии, Литве и Швейцарии. Двойные дипломы могут также выдаваться в Италии (на уровнях бакалавриата и магистратуры), Латвии, Голландии, Норвегии и Великобритании. В Венгрии отдают предпочтение двум отдельным документам об образовании. Две степени присуждаются также в случаях, когда программы создаются в рамках более широкого партнерства, как правило, в виде консорциума. Например, в рамках консорциума CIDD (Консорциум международных совместных степеней
), объединяющего университетские бизнес-школы, программы совместных степеней разрабатываются всеми его членами, однако студенты учатся только в двух из них, где они и получают двойной документ (две степени). Такая же практика существует и в рамках консорциума TIME (Top Industrial Managers for Europe
). Выдача более двух сертификатов о совместной степени от имени всех партнеров – куда более редкая практика, хотя в некоторых странах такая возможность существует. - Как правило, сертификат о присвоении степени выдается вузом, в котором зарегистрирован студент. В большинстве случаев законодательство стран-участниц не регламентирует вопросы присвоения
совместных
и/илидвойных
степеней.
Когда совместная степень присваивается от имени одного вуза, применяются различные методики для обоснования того, что она является результатом осуществления совместной программы. Например:
- в дополнение к национальной степени от имени всех партнеров соглашения может выдаваться так называемый
неофициальный сертификат
, удостоверяющий, что программа разрабатывалась и осуществлялась совместно. Такая практика существует в ряде консорциумов по совместным степеням в Европе, как, например, консорциум, присваивающий степени магистра наук по европейскому строительству; консорциум, практикующий совместные докторские степени в области биологии, или такое же объединение, выдающее свидетельство (сертификат или аттестат) о присвоении степени европейского магистра в сфере наук о бизнесе. Аналогичная практика существует в Исландии, Польше и Румынии (при совместном сопровождении докторских диссертаций и совместных степеней на постградуальном уровне, т.е. магистр или кандидат наук, Ph.D.); - сертификат о присвоении степеней одним вузом подписывается представителями всех остальных членов соглашения о консорциуме. Хотя о такой модели часто упоминается в разных странах и говорится, что она является логическим подходом к решению этой проблемы, примеры ее практического применения крайне редки;
- когда сертификат о присвоении степени должным образом оформляется и подписывается представителями лишь одного из вузов-партнеров, однако в нем ясно указывается, что его получатель окончил курс совместно разработанной программы и перечисляются все другие вузы-партнеры [7].
Так, во франкоговорящей Бельгии и Голландии такая практика давно существует между их вузами. Есть основания полагать, что такая процедура распространена куда шире, чем показывают результаты официальных опросов.
Вместе с тем, в ряде стран законодательство не допускает внесения какого-либо дополнительного текста в официально утвержденный документ (диплом или сертификат). Надо сказать, что разработка более или менее приемлемых для многих европейских вузов структурных моделей программ двойных дипломов (совместных степеней) была и до сих пор остается одной из сложнейших проблем, которая еще ждет своего решения.
В отношении структурных моделей совместных европейских магистерских программ было выявлено, что общей модели совместной европейской магистерской степени не существует. В каждом отдельном случае модель, применяемая сетью, отражает временные рамки выполнения учебного плана, а не формальное следование структурным требованиям. Принципиальная концепция каждой модели – это развитие удовлетворительного академического и культурного опыта, приобретаемого студентами во всем европейском образовательном пространстве. Однако общая проблема для всех таких проектов – это преодоление различий между академическими системами и традициями в целях создания согласованной и связанной учебной программы, и в то же время – умение решать дополнительные административные вопросы, которые эта программа ставит перед участниками.
Все же, несмотря на вариативность структурных моделей, были согласованы некоторые общие параметры, применимые к совместной европейской магистерской степени, а именно:
- сетевые партнеры должны совместно разрабатывать и четко фиксировать цели и результаты подготовки студентов в рамках совместной учебной программы;
- студенты должны проходить учебу как минимум в двух различных странах (в ряде действующих программ у студентов есть выбор, отправляться ли за рубеж, или нет, а эта практика, в сущности, прямо противоречит понятию «совместной программы»);
- в реализации программы двойных дипломов должен участвовать ППС всех вузов-партнеров, а не одного из них.
Хотя и не было принято никаких формальных решений в отношении языковой политики, все партнеры признали необходимость изучения местных языков в рамках всех совместных магистерских программ [8].
Мотивация и цели. Мотивация и цели программ двойных дипломов (совместных степеней) многообразны. Европейские органы и национальные правительства рассматривают программы двойных дипломов как средство укрепления европейского гражданства и повышения спроса на выпускаемых специалистов. Национальные и региональные правительства могут поощрять их как средство и инструмент привлечения квалифицированных кадров в целях регионального развития. Для университетов программы двойных дипломов (совместных степеней) служат средством повышения эффективности собственных программ развития, получения иностранной/международной аккредитации, присвоения квалификаций, которые не может предложить национальная система образования, повышения конкурентоспособности «своего» вуза, либо обеспечения дополнительных доходов (путем, например, франчайзинга их программ и степеней) [7].
Совместные программы встречаются во множестве предметных областей, однако, наибольшее распространение они получили в экономике, бизнес-образовании, юриспруденции, менеджменте и инженерном образовании. Распределение программ двойных дипломов по областям специализации приведено на рисунке 2.
Широко представлены такие программы в областях знаний, связанных с науками об обществе и языках.
В большей степени совместные программы представлены на магистерском и докторском уровнях; в меньшей степени – на уровне подготовки бакалавров. Большинство программ выросло из двустороннего сотрудничества университетов, хотя есть и примеры многосторонних программ. Распределение программ двойных дипломов по уровням образования представлено на рисунке 3.
5. Проблемы создания и реализации совместных образовательных программ
Создание совместных программ в европейских университетах благодаря возросшей поддержке со стороны международного образовательного сообщества ускорилось в последние годы и, по мнению ряда экспертов, перемещается из периферии университетской жизни в ее центр. Однако их деятельность сопровождается множеством проблем, часто являющихся следствием несопоставимости требований различных европейских образовательных структур. Среди них наиболее важными являются следующие:
- финансирование обучения;
- признание совместных степеней;
- обеспечение и контроль качества;
- эффективность управления;
- синхронизация движения студентов в университетах разных стран.
Критическим вопросом для распространения совместных или двойных дипломов является необходимость расширения базы их финансирования. Такие программы являются более затратными по сравнению с обычными программами (это обусловлено, в первую очередь, международной мобильностью и управлением). Распространена практика, когда эти более высокие затраты покрываются самими участниками сети или даже студентами. Первый способ может снижать заинтересованность университетов в таких программах. Второй способ приводит к усугублению неравенства среди студентов, которым такие программы будут доступны в различной степени.
Изменить ситуацию могли бы следующие решения:
- увеличение партнерств и источников финансирования, включая европейский и национальный уровни;
- участие в финансировании не только государства, но и бизнеса;
- большее фокусирование финансовой поддержки на потребностях совместных программ с
организованной мобильностью
в отличие от поддержки мобильности вообще; - делегирование прав финансового управления руководителям совместных программ для обеспечения большей эффективности и развития сотрудничества.
- расширение рамок финансирования благодаря облегчению процедуры признания совместных программ и степеней [3].
Успешное распространение программ совместных дипломов в Европе зависит сегодня, прежде всего, от решения вопроса их государственного и международного признания.
Дизайн совместных программ является, как правило, результатом совместных действий университетов и закрепляется в межуниверситетских соглашениях. Эти соглашения регулируют не только вопросы, связанные с организацией учебного процесса (включая элемент международной мобильности как необходимый), но и вопросы присуждения совместных степеней. Присуждение совместных степеней в европейских странах сегодня регулируется в основном межуниверситетскими соглашениями, а не законодательными инструментами более высокого уровня. Это связано с отсутствием национального законодательства, признающего двойные, а в ряде случаев – и совместные дипломы.
Признание результатов обучения студентов в партнерском университете происходит, как правило, автоматически, на основе межуниверситетских соглашений. Процедура присвоения совместных степеней сложнее - она не может исчерпываться только межуниверситетскими соглашениями, а требует специальных государственных законов (отсутствующих в настоящее время в большинстве стран), обеспечивающих государственное и международное признание совместных и двойных дипломов [10].
В связи с юридическими трудностями в признании совместных степеней в практике сотрудничества стали более четко разграничивать вопросы самих совместных программ и присвоения дипломов по завершении этих программ. В университетской практике в связи с этим, наряду с присуждением совместного диплома, когда от лица стран-участниц программы выдается один диплом, широкое распространение получило и присуждение двух дипломов. При этом один из них представляет собой признаваемую всеми национальную степень, другой – иногда только фактически сертификат, подписанный всеми участниками университетского партнерства, и поэтому не имеющий юридического признания. Для устранения подобных проблем необходимы изменения в национальных законодательствах, что рекомендовано органами европейского образовательного сообщества и ЕС [11].
Широкое обсуждение вызывают процедуры обеспечения качества в совместных программах. В Берлинском коммюнике 2003 г. сформулирован принцип, согласно которому в совместных программах, где участвуют несколько университетов, ответственность за внутренние процедуры обеспечения и контроля качества остается за университетом, присваивающим степень. На практике эту роль выполняют программные комитеты, которые состоят из представителей университетов-партнеров и исходят в своей деятельности из взаимосогласованных требований к качеству. Существование таких комитетов является распространенной практикой для эффективного управления совместными программами.
Как отмечается в выводах проекта Европейской университетской ассоциации по обобщению опыта совместных программ, что хотя программы совместных или двух дипломов еще сравнительно немногочисленны даже в Европе, они, как прообраз будущего, играют важнейшую ключевую роль пионеров, находящихся на шаг вперед по отношению к нынешнему состоянию Болонских реформ.
Общие тенденции создания и развития совместных образовательных программ пробивают дорогу и в высшем образовании России, хотя в достаточно еще скромных масштабах и специфических формах. Современные совместные программы российских вузов с зарубежными партнерами не являются до сих пор элементом долгосрочной государственной образовательной политики. Они создаются по инициативе отдельных университетов в результате установления ими прямых контактов с зарубежными партнерами.
Одна из главных трудностей для анализа подобных программ отсутствие систематической и достаточно полной информации о них в центральных органах образования, а иногда и на сайтах самих университетов.
Другая проблема связана с определением и классификацией подобных программ. В условиях, когда даже европейские совместные программы имеют достаточно короткую историю, в отличие от сотрудничества по линии учебных планов или академической мобильности, а характеристики таких программ достаточно размыты и находятся в процессе развития, в России довольно часто под совместными программами понимают любое международное сотрудничество между университетами.
Для иллюстрации этого можно сослаться на результаты двух проведенных исследований. Одно из них было осуществлено Институтом социологии РАН и охватывало 50 университетов, другое было реализовано в рамках проекта Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы
. и включало 25 вузов. В обоих случаях большая часть опрошенных университетов подтвердила наличие совместных программ с зарубежными университетами, которые при более внимательном рассмотрении часто оказывались программами обменов или сотрудничества в других, менее комплексных, чем совместные программы, формах [12].
Список источников
- Мартыненко Е.В. Создание и сопровождение программ двойных дипломов: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 123 с.
- Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы / Ю. Д. Артамонова, А. Л. Демчук, Е. В. Караваева — М. : КДУ, 2011. — 56 с.
- Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе – М.: РЕЦЭП, 2005. – 199с.
- Г.А. Краснова, М.М. Малышева, Н.В. Сюлькова Практическое руководство по созданию и сопровождению совместных образовательных программ / М.: РУДН, 2011. - 118 с.
- Принципы и формы организации краткосрочных программ обучения /Арсеньев Д.Г., Алексанков А.М., Кораблев В.В. и др.; Под ред. А.М.Алексанкова: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. 194 с.
- Академическая мобильность в России: нормативно-методическое обеспечение/Сёмин Н.В., Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Лукшин А.В., Муравьева А.А., Олейникова О.Н. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 208 c.
- Совместные программы и программы двойных дипломов в странах Европейского Союза - РОО
Центр изучения проблем профессионального образования
- Владимиров А.И. О международных связях. –М.: ООО «Издательскийдом Недра», 2010. –59 c.
- Совместные образовательные программы: состояние, проблемы, перспективы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.almavest.ru/...
- Проблемы соответствия государственным образовательным стандартам при реализации программ двойных дипломов[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://http://www.rae.ru/...
- Двойной диплом – фикция или реальность?[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.ng.ru/education/...
- Болонский процес и система образования Украины [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://gendocs.ru/v35099...