Реформа высшего образования Украины и болонский процесс
Перевод: А.Л. Оголь
Источник: http://www.ond.vlaanderen.be/...
Перевод: А.Л. Оголь
Источник: http://www.ond.vlaanderen.be/...
Сегодня высшее образование — один из определяющих факторов воспроизводства интеллектуальных и продуктивных сил общества, развития духовной культуры украинского народа, гарант будущих успехов в укреплении авторитета Украины как суверенного, независимого, демократического, социального и правового государства. Это один из приоритетов, определенных проектом программы деятельности правительства «Конкурентная Украина». Главенствующая роль высшего образования была отмечена на итоговом саммите «Группы восьми» в Санкт-Петербурге «Образование для инновационных обществ в XXI веке».
Процесс объединения Европы, его движение на Восток сопровождается созданием общего образовательного и научного пространства, разработкой единых критериев и стандартов в области образования и науки, и качество высшего образования является основой формирования этого пространства. Никогда еще проблема качества образования в Украине не имела такого важного идеологического, социального, экономического и технического значения, как сейчас. Выдвижение проблемы качества на первый план обусловлено объективными причинами:
во-первых, от качества человеческих ресурсов зависит уровень развития страны и ее глобальной экономической конкурентоспособности;
во-вторых, качество образования приобретает все большеезначение в обеспечении конкурентоспособности выпускников высшей школы на рынке труда.
Основными принципами, обусловливающими развитие системы высшего образования Украины в современных условиях, являются:
– создание инновационного пространства на основе образовательной и научной поддержки. сформировав поколение людей, которые мыслят и действуют по-новому. Отсюда — большое внимание к общему развитию личности, ее коммуникативных способностей, усвоению знаний, самостоятельности в принятии решений, критичности и культуры мышления, формированию информационных и социальных навыков. Таких подходов требует главная педагогическая идея современности — образование в течение всей жизни;
− адаптация системы высшего образования Украины к нормам, стандартам и основным принципам Европейского пространства высшего образования;
− обеспечение социального контекста высшего образования, что предоставит возможность выпускникам высших учебных заведений формировать свою профессиональную карьеру на принципах социальной справедливости, ответственности, общечеловеческих ценностей.
Образовательный сектор, включая высшее образование, считается сферой деятельности стратегического значения, приоритетного развития общества и государства.
Начиная с Бергена (май, 2005), в системе высшего образования Украины сделаны важные шаги в реализации положений Болонского процесса и подготовлен План действий по их реализации до 2010 года.
При Министерстве науки и образования по распоряжению Правительства Украины создана межведомственная рабочая группа по внедрению положений Болонского процесса.
В 2006 году из специалистов ведущих университетов Украины сформирована Национальная группа промоутеров Болонского процесса в Украине (National Team of Bologna Promoters). Они участвуют в учебных тренингах по актуальным проблемам высшего образования на Европейском образовательном пространстве и соответственно проводят в Украине учебные тренинги по таким основным направлениям:
− обеспечение качества высшего образования;
− трехцикловая система образования;
−система квалификаций Европейского образовательного пространства.
Созданный при Министерстве образования и науки Украины Всеукраинский студенческий совет стал кандидатом в члены Национальных союзов студентов Европы (The National Union of Students in Europe (ESIB)).
В 2006/07 учебном году во всех вузах Украины III-IV уровней аккредитации введена кредитно-трансферная система ECTS. Подготовлен соответствующий Пакет инновационных нормативных документов ECTS, разработаны рекомендации и осуществляются организационные мероприятия по внедрению Приложения к диплому европейского образца (Diploma Supplement).
В 2006 году по инициативе Совета Большой хартии университетов (Magna Charta Universitatum) проведено два семинара по проблемам конвергенции высшего образования на пути создания Европейского образовательного пространства.
Расширена система информирования и мотивации субъектов деятельности высших учебных заведений по проблемам интеграции украинской системы высшего образования в европейскую. С этой целью налажены тесные контакты с рабочими группами Европейского союза.
Различные типы институций регулируются едиными правилами и законами, кроме вопросов финансирования для государственных и частных учебных заведений.
Высшие учебные заведения осуществляют прием на обучение в соответствии с «Условиями приема в высшие учебные заведения в Украине», утвержденными приказом Министерства образования и науки Украины. Приемная комиссия высшего учебного заведения действует в соответствии с «Положением о приемной комиссии высшего учебного заведения», утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины.
Министерством образования и науки Украины предприняты определенные меры по формированию и внедрению системы национальных квалификаций. Этот процесс планируется завершить поэтапно до 2010 года с выполнением обязательств, принятых в Бергене в 2005 году. Основой этих действий является гармонизация национальной системы квалификаций с системой квалификаций Европейского пространства высшего образования.
В частности осуществлены такие мероприятия:
− разработан и утвержден на уровне Правительства ряд программ подготовки бакалавров, в которых учтен опыт европейских стран. В настоящий момент начато формирование национальной структуры квалификаций бакалавра, которая соответствует этим программам и будет представлена Группе сопровождения Болонского процесса (BFUG) для адаптации к общеевропейской системе квалификаций.
− в 2006/07 учебном году студенты всех вузов III-IV уровней аккредитации вовлечены в двухцикловую систему подготовки, что соответствует Болонским принципам.
Относительно программ второго цикла, изучается проблема диверсификации программ в соответствии с критериями академичности и профессиональности. Сегодня в Украине действует послебакалаврская программа «магистр наук» и программа под условным названием «специалист», которая в большей степени ориентирована на практическую деятельность.
В процессе обсуждения таких программ высшими учебными заведениями и работодателями предложено два варианта:
1. Оставить на втором цикле только программу подготовки магистра (но тогда заостряется проблема трудоустройства бакалавра и значительного количества лиц, которые будут иметь доступ к магистерским программам).
2. Разработать два варианта магистерских программ — магистра академического и профессионального профиля. В качестве примера
для технических специальностей — магистр наук, магистр инженерии. Последняя программа в большей степени сориентирована на практическую деятельность. По отдельным направлениям планируется создать программы подготовки интегрированных магистров на базе полного среднего образования.
Такие программы уже предлагаются при подготовке специалистов по отдельным направлениям образования. Это касается медицины и ветеринарии. Возможно расширение также для специальностей философии и искусства.
Предложение по приведению в соответствие национальной системы квалификаций с системой квалификаций Европейского пространства высшего образования обсуждалось всеми заинтересованными сторонами на национальном уровне и были согласованы сроки для его внедрения (2010 г.).
Разработаны механизмы подготовки докторов наук как третьего Болонского цикла в соответствии со структурированными докторскими программами:
− стандартные сроки подготовки докторов наук составляют 3 года;
− учебные программы по подготовке докторов наук включают лекционные курсы и независимые научные исследования;
− разрабатываются процедуры контроля и оценивания качества подготовки докторов наук;
− подготовка докторов наук интегрирована в междисциплинарное обучение и способствует развитию взаимозаменяемых умений. Постепенно реализуются принципы непрерывности и преемственности программ подготовки на втором та третьем циклах обучения;
− предполагается введение кредитов ECTS для измерения учебной нагрузки при подготовке докторов наук;
− ведется работа по согласованию принципов включенияи подготовки докторов наук в систему национальных квалификаций.
Все квалификации первого цикла дают доступ к нескольким программам второго цикла, и все следующие, как минимум, к одной программе третьего цикла практически без каких-либо промежуточных (бридж) программ.
Осуществляются мероприятия по адаптации национальной системы по обеспечению качества стандартов и рекомендаций для соответствия качеству в Европейском пространстве высшего образования (ЕПВО).
С целью сотрудничества и изучения опыта деятельности Европейской сети обеспечения качества (ENQA) в государственной аккредитационной комиссии создан специальный отдел.
Министерством образования и науки Украины подготовлены планы и установлены сроки для усовершенствования национальной системы обеспечения качества высшего образования в соответствии со стандартами и рекомендациями по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования.
Министерство образования и науки планирует провести в апреле 2007 года семинар в г. Ялте по проблемам обеспечения качества образования с участием представителей ENQA. Целью проведения семинара является создание в дальнейшем методологии системы обеспечения качества высшего образования в соответствии с требованиями Европейской сети обеспечения качества, изучение передового опыта этой структуры и стран-участниц Болонского процесса, представление свого опыта и получение его соответствующей оценки, а также сертификации наших агентств/учреждений по обеспечению качества. Этот опыт будет полезен для разработки нормативно-правовой базы по данной проблеме (внесение изменений в законы, положения и т.д.).