Скорочтение – миф или реальность?
Еще Сухомлинский, исследуя причины умственной отсталости школьников, заметил, что если в младших классах дети мало уделяли внимания процессу чтения и обработки получаемой информации, то у них складывалась структура малой деятельности мозга. Печальным фактом является то, что, однажды научившись читать, мы больше не уделяем внимания тому, чтобы повысить эффективность этого важного процесса.
Когда мы учимся читать, мы произносим буквы, потом слоги, потом слова. Вырабатывается рефлекс, навык проговаривать текст (сначала вслух, потом шёпотом, потом - про себя). Эта школьная привычка, на первых порах способствующая лучшему восприятию графической информации, впоследствии становится неким тормозом, замедляющим процесс чтения и, соответственно, значительно сокращающим объем получаемой нами информации.
Привычка проговаривать слова (пусть даже всего лишь про себя) чрезвычайно устойчива и сохраняется у большинства всю жизнь. И как бы Вы не спорили, но скорость Вашего чтения не может быть больше скорости, с которой Вы произносите слова (вслух или про себя – не важно)!
Т.е. возникает противоречие – есть скорость речевого аппарата, которую нельзя увеличить в разы, и есть скорость чтения, которую необходимо увеличить в разы.
Выход прост. Зачем нам читать с помощью речевого аппарата? Зачем проговаривать слова? Будем использовать тот же принцип, что и при просмотре телепередач – будем просто следить за развитием сюжета!
Что я имею ввиду? Когда Вы смотрите фильм, Вы не проговариваете про себе все происходящее (вот главный герой, одетый в классический костюм от «Армани», сел в красный автомобиль марки «Бентли», достал из правого кармана ключи … ) Вы просто смотрите на быструю смену картинок и все понимаете.
Того же самого эффекта можно добиться в чтении - воспринимать слово ни как набор отдельных символов, а как единый образ, картинку. Каждый раз, смотря на надпись «МАГАЗИН», Вы не читаете ее по буквам. Вы узнаете ее образ с одного взгляда. Моментально.
В 1930-х годах доктор Сэмюэль Реншоу, профессор экспериментальной психологии из университета штата Огайо, изучал скорость восприятия зрительных образов у человека. Используя в своих экспериментах тахистоскоп, инструмент, который на доли секунды показывает изображения, он доказал, что можно было обучить испытуемых идентифицировать число из 9 (!!!) цифр, появляющееся перед глазами на 1/100 долю секунды. Выходит за минуту человеческий глаз может «просмотреть» около 54000 символов (цифры или буквы здесь значения не имеют). С учетом того, что средняя длина слова в русском языке составляет, примерно, 7 символов, получаем теоретически-возможную скорость восприятия текстовой информации на уровне более 7 тыс./мин.
Думаете невозможно? История полна подобными фактами – Сталин, Ленин, Рузвельт, Пушкин, Горький. Все они читали очень быстро, что приводило в изумление их окружение.
Сегодня человеческий капитал - главный ресурс экономики. И в Украине, и за рубежом он оплачивается очень высоко. А для того, чтобы создать свой интеллектуальный капитал, надо прочитать и запомнить очень много интересующей, нужной информации. И чем быстрее вы это сделаете, тем больше времени останется для приобретения новых знаний.
Научившись быстро читать, человек не только воспринимает большой объем текста за короткое время, у него увеличивается скорость нервных процессов. Иными словами, скорочтение - это не только быстрый прием информации, но и высокий темп образа жизни. Проверенно на себе ;)