Назад в библиотеку
Проблемы обеспечения гендерного неравенства в Украине
Автор: Захарова О.В., Юрчук Н.И. АннотацияЗахарова О.В., Юрчук Н.И. – Проблемы обеспечения негендерного равенства в Украине. Обоснована необходимость обеспечения гендерного равенства. Проанализирован опыт экономически развитых стран мира в деле обеспечения гендерного равенства. Рассмотрены причины гендерного неравенства. В современном общественном устройстве равенство между полами является неотъемлемым условием обеспечения прав человека, предпосылкой демократии и социальной справедливости. Первоочередной задачей всех демократических стран является обеспечение гендерного равенства путем расширения возможностей достойной занятости для мужчин и женщин, решения проблем неравенства в уровне оплаты труда мужчин и женщин, создания равноправного социального обеспечения и более активного вовлечения женщин в процесс социального диалога. Провозгласив себя суверенным демократическим государством, Украина взяла на себя ответственность за законодательное обеспечение и гарантирование равных прав и возможностей для каждого человека, независимо от пола. Для реализации данных обязательств было разработано и утверждено более двадцaти законодательных актов, программ, и приказов, наиболее важным из которых является принятый 8 сентября 2005 г. Закон Украины "Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин" № 2866-IV [1]. Законно определяет гендерное равенство как равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, что позволяет лицам обоих полов принимать равное участие во всех сферах жизнедеятельности общества. Одним из основных индикаторов гендерного равенства является наличие женщин на руководящих должностях, как отдельных предприятий, так и в сфере государственного управления страной. По состоянию на начало 2009 г. доля женщин в составе законодательной власти Украины составляла 5,1%, среди руководителей центральных и местных органов исполнительной власти – 7,0%. Для сравнения, в скандинавских странах женщины составляют 39,7% от численности депутатов законодательной власти. Многолетний опыт участия женщин скандинавских стран в управлении государством позволил выявить четкую зависимость между уровнем участия женщин в принятии решений и качеством жизни. Было установлено, что только при условии участия 20% женщин в парламенте, законодатели серьезно начинают разрабатывать законопроекты в интересах детей. Только при приближении доли женщин к 30% активизируется законотворческая деятельность, отвечающая интересам женщин. Подтверждение этому факту находят и эксперты Мирового Банка, которые утверждают, что увеличение представительства женщин в органах власти препятствует распространению коррупции [2]. Активное участие женщин в управлении бизнес структурами разного уровня также приносит значительный положительный эффект. Специалисты консалтинговой компании Catalyst, изучив кадровый состав и результаты деятельности 353 американских компаний, пришли к выводу, что чем больше женщин среди высшего руководства фирмы, тем выше её финансовый успех [3]. В фирмах, где женщины занимали высокие руководящие должности, общий размер прибыли компании был на 35% выше. Такое положение связано с тем, что у женщин-руководителей больше преимуществ, чем у мужчин: они более тонко чувствуют нюансы взаимоотношений; способны быстро предотвратить или сгладить возможные конфликты; легче идут на контакт; тверже отстаивают интересы коллектива; быстрее находит компромиссы в сложных переговорах; по своим психофизиологическим характеристикам более устойчивы к неблагоприятным факторам среды (перегреванию, переохлаждению, голоданию, инфекциям, болям и др.). Кроме того, участие украинской женщины в управлении страной и фирмой обосновано еще и более высоким уровнем ее образования по сравнению со средним уровнем данного показателя для мужчин. Однако полноправному участию женщин на разных уровнях управления препятствует определенное количество причин. Основной причиной является ярко выраженное нежелание работодателей брать на работу незамужних девушек, беременных женщин и женщин с маленькими детьми. Объясняется данное нежелание большой вероятностью того, что женщина, находясь в любой из перечисленных статусных категорий, может уйти в декретный отпуск или на больничный по уходу за ребенком, что приведет к временному прекращению выполнения ею профессиональных обязанностей и негативно повлияет на ожидаемый фирмой доход. По этой же причине работодатель ограниченно осуществляет инвестирование в развитие человеческого капитала данных категорий работников, что сдерживает качественные изменения в уровне знаний и умений женщин и не позволяет им быстро продвигаться по карьерной лестнице в иерархии управления фирмой. Исходя из того, что женский пол в профессиональном плане больше представлен сферой услуг, то уровень средней заработной платы у них намного ниже, чем у мужчин. Для решения гендерной проблемы необходимо адаптировать законодательство Украины к законодательству ЕС в сфере гендерного равенства, внедрить гендерно-правовую экспертизу с целью осуществления контроля за соблюдением гендерного равенства. Литература
|