Автор: Мугалимов Р.Г., Мугалимова А.Р., Мугалимова М.Р.
Источник:«Вестник ИГЭУ» Вып. 6 2012 г.
Мугалимов Р.Г., Мугалимова А.Р., Мугалимова М.Р. Перспективы применения асинхронных двигателей с индивидуальной компенсацией реактивной мощности в промышленных электроприводах В настоящее время в промышленных электроприводах применяются традиционные асинхронные двигатели, энергетические показатели которых невысоки. Повышение энергоэффективности асинхронных электроприводов является актуальной технико-экономической проблемой всех отраслей промышленности. Для решения этой проблемы разработаны, исследованы, изготовлены и испытаны на практике энергосберегающие асинхронные двигатели с индивидуальной компенсацией реактивной мощности.
Повышение энергоэффективности технологий, а также рабочих машин и механизмов, их реализующих, является актуальной технико-экономической проблемой всех отраслей промышленности. До 80–90 % рабочих машин и механизмов промышленных предприятий, строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйств приводятся в движение традиционными асинхронными двигателями (ТАД) с номинальным напряжением до 1000 В. Электроприводы на основе ТАД потребляют не менее 65 % всей вырабатываемой электроэнергии. Около 70 % электроприводов на основе ТАД являются нерегулируемыми, поэтому их энергоэффективность определяется, преимущественно, рабочими характеристиками двигателя.
При известных преимуществах электроприводов на основе ТАД одним из главных их недостатков является сравнительно невысокий энергетический КПД (?эн), определяемый произведением электрического КПД (Ф) и коэффициента мощности (cosФ) двигателя [1]. Даже при нагрузках, близких к номинальным, при которых электрический КПД ТАД находится в диапазоне 70–92 %, а коэффициент мощности 0,75–0,9, наилучший энергетический КПД электроприводов не превосходит 52–83 %. То есть 17–48 % потребляемой электрической энергии преобразуется в тепловую и рассеивается в окружающей среде. Это снижает энергоэффективность преобразования электрической энергии в механическую и, в итоге, конкурентную способность выпускаемой продукции.
В ООО «Научно-исследовательское и опытно-конструкторское бюро “Энергосбережение”» (г. Магнитогорск) совместно с ФГБОУВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» и ООО «МГТУ-Энергосбережение+» разработаны, исследованы, изготовлены и испытаны на практике энергосберегающие асинхронные двигатели (ЭАД) с индивидуальной компенсацией реактивной мощности [2, 3, 4].
При электрическом КПД ЭАД, равным КПД ТАД, энергетический КПД ЭАД находится в диапазоне 70–92 %, что на 9–18 % выше, чем у ТАД. Это достигается за счет повышения cosФ асинхронного двигателя до 0,99–1,0. Последнее обеспечивается конструктивным изменением обмотки статора, применением трехфазного конденсатора определенной емкости, схемами соединения обмоток друг с другом и конденсатором и использованием явления феррорезонанса токов в электромагнитной системе двигателя [5].
Конструктивные отличия ЭАД от ТАД заключаются в том, что в пазах статора ЭАД размещаются две трехфазные обмотки. Одна из обмоток, называемая рабочей (РО), подключается к источнику питания (ИП), а другая, называемая компенсационной (КО), – к трехфазному конденсатору (С) регламентированной емкости. Параметры обмоток и емкость конденсатора определяются при проектировании электромагнитной системы ЭАД по методике, изложенной, например, в [6, 7]. Отличительной особенностью методики проектирования ЭАД является электромагнитный расчет, выполняемый в два этапа. На первом этапе по известной методике проектирования асинхронных двигателей покритерию минимума затрат рассчитывается ТАД [8]. На втором этапе расчета, используя полученные результаты первого этапа и особенности конструкции ЭАД, осуществляется расчет по критерию максимума энергетического КПД двигателя.
Создание ЭАД возможно или на существующих электромашиностроительных заводах, или на электроремонтных предприятиях, цехах и участках путем реконструкции ТАД при их капитальном ремонте, используя имеющиеся технологии, материалы и оборудование.
Перспективы применения ЭАД в промышленных электроприводах определяются следующими их преимуществами:
Например, на рис. 4 приведена одна из простейших электрических схем, реализующая двухступенчатый пуск ЭАД с короткозамкнутым ротором ОР. Пуск реализуется или в функции времени, или в функции тока рабочей обмотки. Первая ступень пуска обеспечивается включением коммутирующего устройства К1 при отключенном коммутирующем устройстве К2, вторая ступень – включением К2 при отключенном К1. В приведенной схеме пусковой ток ЭАД уменьшается в (1 + WКО/WРО) раз, где WКО, WРО – числа витков соответствующих обмоток статора. Дополнительная ступень пуска может бытьобеспечена путем переключения последовательно соединенных пофазно КО и РО из схемы «звезда» в схему «треугольник».
Расчеты и эксперименты, проведенные на реальных электроприводах, созданных на основе ЭАД, при прежних режимах работы механизмов, позволяют утверждать:
В перспективе на основе ЭАД могут быть созданы регулируемые электроприводы по системам ТРН-ЭАД, ПЧ-ЭАД [9].
1. Ильинский Н.Ф. Рожанковский Ю.В., Горнов А.О.Энергосбережение в электроприводе // Энергосберегающая технология электроснабжения народного хозяйства / под ред. В.А. Веникова. – М.: Высш. шк., 1989. – 129 с.
2. Мугалимов Р.Г., Мугалимова А.Р. Энергосберегающий электропривод нефтяного станка-качалки на основе асинхронного двигателя с индивидуальной компенсацией реактивной мощности // Электромеханические преобразователи энергии: мат-лы Междунар. науч.-техн. конф. – Томск: ТПУ, 2005. – С. 196–199.
3. Мугалимов Р.Г. Моделирование энергоэффективности электроприводов насосных агрегатов на основе асинхронных двигателей с индивидуальной компенсацией реактивной мощности // Приводная техника. – 2011. – № 1. – С. 3–9
4. Мугалимов Р.Г., Мугалимова А.Р. Моделирование показателей энергоэффективности вариантов электроприводов промышленных установок на основе применения традиционных и компенсированных асинхронных двигателей // Вестник МГТУ. – 2011. – № 2. – С. 70–75.
5. Пат. 2112307 RU, МКИ 6 Н02 к 17/28. Асинхронная компенсированная электрическая машина / Савицкий А.Л., Мугалимов Р.Г. , Савицкая Л.Д.// Открытия. Изобретения. – 1998. – № 15. – 8 с.
6. Мугалимов Р.Г., Мугалимова А.Р. К проектированию энергосберегающего асинхронного двигателя с индивидуальной компенсацией реактивной мощности // Электромеханические и электромагнитные преобразователи энергии и управляемые энергомеханические системы: тр. III Междунар. науч.-техн. конф. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ,2007. – С. 77–80.
7. Мугалимов Р.Г., Косматов В.И., Мугалимова
А.Р. Метод и алгоритм проектирования компенсированного энергосберегающего асинхронного двигателя // Сб. мат-лов V Междунар. (XVI Всерос.) науч. конф., 18–21 сентября 2007 г. – СПб., 2007. – С. 281–284.
8. Гурин Я.С., Кузнецов Б.И. Проектирование серий электрических машин. – М.: Энергия, 1978. – 480 с
9. Мугалимов Р.Г. Асинхронные двигатели с индивидуальной компенсацией реактивной мощности и электроприводы на их основе. – Магнитогорск: ФГБОУВПО «МГТУ», 2011. – 250 с