Авторы: А.С. БУЙНОВСКИЙ, М.Г. МИНИН, Л.Ф. ФИЛАТОВА
Источник: http://www.rae.ru/zk/arj/2005/03/buynovski.pdf
Вторая половина XX века – это период так называемого «образовательного взрыва». Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить современную профессию. В этих условиях достижение нового качества образования определяет главный приоритет образовательной политики нашего государства.
Химия – одна из фундаментальных естественных наук, знание которой необходимо для плодотворной деятельности современного инженера любой специальности. Этот предмет входит в учебные планы подготовки специалистов разных направлений. Поэтому совершенствование концепции химического образования очевидно.
Проблемой подготовки кадров высшей квалификации для атомной отрасли России сотрудники Северского государственного технологического института (СГТИ) занимаются в течение 30 лет. За последние 10 лет этому вопросу уделяется особое внимание, т.к. современное высшее образование переживает время реформ. При сохранении времени, отведенного на занятия, увеличивается объем информации, который должны усвоить студенты. Возрастает интенсивность занятий, что в свою очередь оказывает влияние и на систему образования, и на систему преподавания технических дисциплин.
К сожалению, в настоящее время в разных сферах производственной деятельности, в том числе и в химической промышленности, все более ощущается недостаток фундаментальных химических знаний об используемых процессах и материалах. Отсюда, актуальность работы определяется слабой химической подготовкой выпускников школ, студентов вуза; низким качеством педагогических программных средств, неэффективным использованием компьютерных технологий в образовательном процессе и в диагностике качества знаний.
Особенности подготовки и выпуска инженеров химиков в СГТИ заключаются в том, что он, по поставленным перед ним задачам и своему расположению, относится к «институту ЗАТО» и готовит инженеров по специальности «Химическая технология материалов современной энергетики» для конкретных производств, в частности – Сибирского химического комбината (СХК), являющегося градообразующим предприятием ЗАТО Северск. Поэтому весьма важен вопрос привлечения выпускников школ нашего города для поступления в СГТИ и подготовки высококвалифицированных специалистов узкой направленности.
Специфические условия работы на предприятиях атомной отрасли предъявляют к молодым кадрам ряд требований. Для наиболее полного развития требуемых качеств их формирование необходимо начинать со школьного возраста, на этапе, когда развиваются способности учащихся, позволяющие в дальнейшем успешно овладевать естественнонаучными дисциплинами, и закладываются их базовые понятия. В связи с этим, сотрудники кафедры «Химическая технология материалов современной энергетики» (ХиТМСЭ) СГТИ разработали и создали единую систему подготовки по общей и неорганической химии учащихся школ и студентов вуза химической специальности с применением новых информационных технологий с целью повышения качества.
Все это позволяет оперативно определять уровень подготовки учащихся, давать сравнительную характеристику успеваемости в вузе (школе), группе (классе) и у отдельного студента (ученика), делать выводы о причинах неуспеваемости, активизировать самостоятельную работу, содействовать закреплению знаний по химии.
Внедрение разработанных ППС в учебный процесс позволяет: решить ряд теоретических и практических проблем качества обучения, усвоения и закрепления знаний, диагностики их качества; оказать помощь при подготовке к выпускному и вступительному экзаменам; повысить мотивацию к предмету и престиж химии как науки; поднять конкурс на химическую специальность в вузе.
Такой комплексный подход к созданию единой системы обучения химии может быть перенесен и на другие предметы, что скажется на качестве подготовки кадров высшей квалификации для атомной отрасли.