Гитара – шестиструнный друг
Содержание
- 1. От желания к действию
- 2. История возникновения гитары
- 3. Устройство гитары
- 4. Классификация гитар
- 5. Аксессуары для гитары
- 6. Выбор гитары для начинающих
- Список использованных источников
От желания к действию
Но я научу даже марсианина играть так,
чтобы гитара дымилась!
Эйс Фрейли
Данный раздел я решил посвятить увлечению, которое изменило мою жизнь – изменило меня и мир вокруг. Наверное, стоит начать с того, что у моего отца была гитара. Это была старая, еще советских времен, потертая шестиструнная гитара. В детстве я любил на ней брынчать
, но не более того. Помню, как‑то раз, отец даже пытался научить меня правильно
зажимать струны, но у него ничего не вышло. В школьные годы я занимался в школьном музыкальном ансамбле, но играл исключительно на пианино и баяне, полностью забыв про старую гитару отца. Эти занятия заложили в меня базу, я развил музыкальный слух и чувство ритма. Закончив школу и поступив в университет, я вдруг вспомнил про свое старое увлечение. Как-то раз я пришел из университета и попросил отца найти гитару, на что он ответил, что продал ее знакомому. Сказать, что я был расстроен – значит не сказать ничего. Целый год я взвешивал все за
и против
покупки собственной гитары, и через год решился. В октябре 2010 года в моем доме появился Fender CD‑60 BK‑DS.
Первые мои попытки научится играть не увенчались успехом. Занимался я самостоятельно по видеокурсам. Дойдя до аккорда G
я отчаялся. Этот аккорд стал для меня переломным, я раз за разом пытался его брать, но пальцы меня не слушались и упорно отказывались ложиться в нужных местах грифа. Пострадав
с аккордом еще немного, я бросил занятия на полтора года с мыслью о том, что гитара – это не мое.
Спустя время желание играть опять вспыхнуло, я возобновил тренировки и с новым напором начал изучать аккорды и техники игры на гитаре. Я тренировался в общей сложности 2,5 года, но через некоторое время столкнулся с боязнью публики. В домашних условиях проблем не возникало, я играл легко и непринужденно, но стоило кому‑то взглянуть на меня и пальцы переставали слушаться. В июле 2013 года мои друзья буквально вытащили
меня в город и заставили играть, так они помогли мне побороть свой страх, за что я им очень признателен. Сейчас я радую гитарной игрой своих родных и друзей, и пытаюсь разучивать все новые и новые аккорды, мелодии и песни. От себя всем, кто читает эту статью, хочу пожелать терпения и целеустремленности, лишь терпеливый и напористый труд поможет достичь поставленной цели.
История возникновения гитары
Происхождение гитары
Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В Древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В Древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.
Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным – из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III‑IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV‑XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.
По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово гитара
претерпевало изменения: кифара
в Древней Греции, латинское cithara
, guitarra
в Испании, chitarra
в Италии, guitare
во Франции, guitar
в Англии и, наконец, гитара
в России. Впервые название гитара
появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке [1], [2].
Становление гитары в мире
В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII – начале XIX века итальянский композитор и гитарист‑виртуоз Мауро Джулиани. В Англии классическим произведением для обучения игре на гитаре в конце XVII века стала работа Тhe False Consonances of Music
(False consonance della musica per toccar la chitarra sopra all partie in breve…
или Неправильные гармонии в музыке
) (автор – итальянский скрипач и гитарист Маттейс Никола, большую часть жизни проживший на Британских островах).
В течение XVIII‑XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.
В XX веке в связи с появлением технологии электрического усиления и обработки звука появился новый тип гитары – электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании Рикенбекер
, запатентована первая электрогитара с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. сковородка
). В начале 1950‑х годов Лес Пол изобретает электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, но позже отдаёт идею Лео Фендеру т. к. идея цельнокорпусной гитары не вызвала интереса компании Gibson, где работал Лес Пол. Конструкция электрогитары сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала Роллинг Стоун
) американский гитарист Джими Хендрикс.
Помимо классической гитары и электрогитары широко распространены акустические гитары под металлические струны, среди которых можно выделить фолк‑гитару, трэвел‑гитару и др. Кроме того, наряду с электрической и акустической гитарой существуют гибридные варианты – электроакустическая гитара (акустическая гитара со встроенными датчиками для подключения к аппаратуре; англ. acoustic electric guitar) и полуакустическая гитара (электрическая гитара с полым корпусом, позволяющим играть на ней без подключения).
Устройство гитары
Основные части
Гитара представляет собой корпус с длинной шейкой, называемой грифом
. Лицевая, рабочая сторона грифа – плоская либо слегка выпуклая. Вдоль неё параллельно натянуты струны, закреплённые одним концом на подставке корпуса, другим – на колковой коробке на окончании грифа. На подставке корпуса струны привязываются или крепятся неподвижно при помощи барашков, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.
Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее максимальную длину рабочей части струны, является мензурой гитары. Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. сёдла
– простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.
Лады и струны
Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая: чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута – тем выше она звучит. Математическое описание этой зависимости получено в 1626 году Мареном Мерсенном и носит название Закон Мерсенна
.
Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре – это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.
В современной западной музыке используется равномерно темперированный 12‑нотный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т. н. лады
. Лад – это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука становится возможным только дискретным образом.
В современных гитарах используются стальные, нейлоновые или карбоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.
В гитаре используется комплект струн – набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одинаковом натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины – толстые струны, дающие более низкий звук – слева, тонкие – справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. В настоящее время производится большое количество разновидностей комплектов струн, различающихся по толщине, технологии изготовления, материалу, тембру звука, типу гитар и области применения.
Усиление звука
Сама по себе колеблющаяся струна звучит очень тихо, что для музыкального инструмента непригодно. Для увеличения громкости в гитаре используются два подхода – акустический и электрический.
При акустическом подходе корпус гитары конструируется в виде акустического резонатора, что позволяет достичь громкости, сопоставимой с громкостью человеческого голоса. При электрическом подходе на корпусе гитары устанавливаются один или несколько звукоснимателей, электрический сигнал от которых затем усиливается и воспроизводится электронными средствами. Громкость звука гитары при этом ограничена только мощностью используемой аппаратуры. Возможен также смешанный подход, когда звукосниматель или микрофон применяются для электронного усиления звука акустической гитары. Кроме того, гитара может применяться в качестве устройства ввода для синтезатора звука.
Важную роль в звучании гитары играет материал корпуса. У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более дорогих и, следовательно, качественных инструментов корпус традиционно делается из красного дерева или палисандра, также используется клён. Есть экзотические варианты, такие как амарант или венге. В изготовлении корпусов электрогитар мастера довольствуются большей свободой. Грифы гитар делаются из бука, красного дерева и других прочных пород. Некоторые мастера в изготовлении электрогитар используют другие материалы. Нэд Штейнбергер основал в 1980 году фирму Steinberger Sound Corporation, которая изготавливала гитары из различных графитовых композитов.
Классификация гитар
По способу усиления звука
- Акустическая гитара – гитара, звучащая с помощью корпуса, изготовленного в виде акустического резонатора.
- Электрическая гитара – гитара, звучащая посредством электрического усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн звукоснимателем.
- Полуакустическая гитара – электрическая гитара, но к дополнению звукоснимателя струн имеется полый акустический корпус, позволяющий гитаре звучать без электроусилителя. (Не путать с акустической гитарой, в который может быть вмонтирован звукосниматель, снимающего звуковые колебания с корпуса).
- Электро‑акустическая гитара – акустическая гитара, в которую встроен пьезо‑звукосниматель (пьезо‑датчик), усиляющий звук гитары при подключении.
- Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник‑гитара) – разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.
- Синтезаторная гитара (MIDI‑гитара) – гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука [3].
По конструкции корпуса
- Классическая гитара – акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
- Фолк‑гитара – акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
- Флэттоп – фолк‑гитара с плоской верхней декой.
- Арктоп – акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f‑образными резонаторными отверстиями (эфами), расположенными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20‑х годах XX века фирмой Gibson.
- Дредноут (вестерн) – фолк‑гитара с увеличенным корпусом характерной
прямоугольной
формы. Обладает повышенной по сравнению с классическим корпусом громкостью и преобладанием низкочастотных компонентов в тембре. Разработана в 20‑х годах XX века фирмой Martin. - Джамбо – укрупненный вариант фолк‑гитары, разработанный в 1937 году фирмой Gibson и ставший популярным среди кантри‑ и рок‑гитаристов.
- Электроакустическая гитара (с
вырезом
– cutaway) – акустическая гитара со встроенным звукоснимателем, особенностью которой является форма деки, облегчающая доступ к нижним ладам.
По числу струн
- Четырёхструнная гитара (4‑струнная гитара) – гитара, имеющая четыре струны. Подавляющее большинство четырёхструнных гитар – это бас‑гитары либо теноровые гитары.
- Шестиструнная гитара (6‑струнная гитара) – гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространённая разновидность.
- Семиструнная гитара (7‑струнная гитара) – гитара, имеющая семь одиночных струн. Наиболее применима в русской и советской музыке начиная с XVIII‑XIX веков до настоящего времени.
- Двенадцатиструнная гитара (12‑струнная гитара) – гитара с двенадцатью струнами, образующими шесть пар, настраиваемых, как правило, классическим строем в октаву либо в унисон. На ней играют в основном профессиональные рок‑музыканты, фолк‑музыканты и барды.
- Прочие – существует большое количество менее распространенных промежуточных и гибридных форм гитар с увеличенным числом струн. Имеет место как простое добавление струн для расширения диапазона инструмента (напр. пяти‑ и шестиструнные бас‑гитары), так и удваивание или даже утраивание нескольких либо всех струн для получения более насыщенного тембра звука. Также встречаются гитары с дополнительными (чаще одним) грифами для удобства сольного исполнения некоторых произведений.
Аксессуары для гитары
- Плектр (медиатор) – небольшая пластинка (из пластмассы, кости, металла) толщиной 0,1‑1 (иногда до 3) мм, используется для звукоизвлечения.
- Слайдер – полый цилиндр из твёрдого и гладкого материала, в основном из металла или стекла (bottleneck), надеваемый на один из пальцев левой руки; играет роль
скользящего порожка
, позволяя не дискретно изменять высоту извлекаемых звуков. - Каподастр – приспособление для постоянного зажатия всех или нескольких струн на одном ладу, для упрощения игры в определённых тональностях, а также для повышения высоты звучания инструмента.
- Кофр – мягкий или жёсткий футляр или чехол для хранения и(или) переноски гитары.
- Подставка (стойка) – приспособление для надежной фиксации инструмента на полу либо стене, для кратковременного хранения.
- Гитарный ремень – ремень из прочного материала (кожа или синтетика), позволяющий гитаристу удобно исполнять композиции стоя.
- Гитарный ключ – инструмент для регулировки положения грифа классической гитары (который крепится к корпусу специальным регулировочным винтом).
- Шестигранный ключ – т. н.
анкерный
, для регулировки прогиба грифа (и, соответственно, расстояния между струнами и порожками ладов) у многих современных гитар путем ослабления‑натяжения анкерного стержня. Такой же ключ, но меньшего размера используется для непосредственной и точной регулировки зазора между струной и грифом на некоторых моделях электрогитар. - Вертушка – приспособление, облегчающее намотку струн; представляет собой насадку‑удлинитель ручки колкового механизма.
- Съемный звукосниматель – вместе с акустической гитарой могут применяться специальные звукосниматели, не являющиеся частью конструкции гитары, а вставляющиеся в резонаторное отверстие либо крепящиеся к корпусу инструмента снаружи.
- Тюнер – электронное устройство, упрощающее настройку гитары путём визуальной индикации точности настройки каждой струны.
Выбор гитары для начинающего
В данном разделе я рассмотрю основные принципы выбора гитары. Задача эта не так проста, как может показаться на первый взгляд. Стоит неподготовленному человеку прийти в музыкальный магазин, как это станет очевидно. Современное разнообразие моделей и типов гитар делает задачу выбора весьма нетривиальной.
Итак, прежде всего, нужно определиться с тем, в каком качестве будет использоваться инструмент. Проще говоря: будет ли музыкант исполнять музыку только в компании, для друзей, как говорят у костра
, или он планирует играть на ней в различного рода музыкальных коллективах.
В первом случае, естественно, необходимо выбирать акустическую гитару, а во втором, чаще всего – электрогитару. Отметим, что приобретение электроинструмента влечёт за собой покупку звукообрабатывающей (различные гитарные процессоры и эффекты) и звукоусилительной (комбоусилители, усилители и кабинеты) аппаратуры, что весьма и весьма затратно. Один только приличный комбик
для домашних репетиций стоит от 200 долларов. Как правило, человеку, который озаботился приобретением своей первой гитары, такие траты ни к чему, поэтому остановимся в этой статье на выборе акустической гитары.
Итак, вы новичок, хотите купить акустическую гитару. Далее, что вам нужно будет решить – это, какого стиля музыку вы хотите играть. Если душа лежит больше к классическим произведениям, то гитару следует выбирать с нейлоновыми струнами, если вы предполагаете исполнять дворовые, туристские песни или популярные мелодии, то выбирайте гитару с металлическими струнами.
При этом нужно помнить о том, что, выбрав гитару с нейлоном, музыкант становится пленником именно таких струн, т. к. колки (механизм, на который наматывается струна) таких гитар – пластиковые, и они не выдержат нагрузки от металлических струн. Зато явным преимуществом нейлоновых струн является их, так называемая, мягкость
. Другими словами, такие струны будут значительно легче прижиматься к грифу, чем металлические, а это на первом этапе обучения весьма и весьма важно.
Следующим шагом принимаем решение о том, что будет превалировать в музыке, которую вы планируете исполнять. Если это будет преимущественно аккомпанемент, то выбирайте гитару с наибольшим расстоянием между струнами, если соло – то расстояние должно быть не слишком большим [4].
Гитара для новичка должна стоить не менее 170‑200 долларов. Верхний ценовой предел зависит лишь от состояния вашего кошелька, однако слишком дорогой инструмент покупать на начальном этапе не следует – ведь дело может закончится всего несколькими уроками и осознанием того, что гитара – это не ваш инструмент и не так уж и интересна вам в качестве хобби [5].
Более дешёвые образцы я тоже не советуем, т .к. их качество оставляет желать лучшего, и может здорово отбить желание заниматься музыкой, если вы столкнётесь с явно бракованной гитарой.
Следующий этап – каждый из выбранных или предложенных вам инструментов нужно послушать. Для этого вовсе не обязательно уметь хоть что‑то играть. Достаточно уверенно, но не сильно провести по струнам. Если вы стесняетесь, то можно попросить продавца‑консультанта сыграть. В музыкальные магазины просто так
не попадают, поэтому большинство из продавцов музыкальных товаров владеют каким‑либо инструментом. Итак, оцениваем звук. Каждый инструмент звучит сугубо индивидуально, но, как правило, серии гитар имеют общее характерное звучание. Выбираем ту, которая больше всего понравилась.