Автор:Синаторов Сергей Владимирович
Источник: Всероссийская научно-практическая конференция «информационные технологии в общем образовании» («ито-саратов-2009»), с. 266
Аннотация
В данной статье рассматриваются классификация электронный образовательных ресурсов, принципы разработки и требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам нового поколения.
Современной школе необходима новая инфраструктура, которая обеспечит разработку и внедрение современных вариативных технологий учебной работы. Эта инфраструктура должна помочь педагогам освоить, использовать и развивать современные образовательные технологии, постепенно трансформировать работу образовательного учреждения, поднять на новый уровень школьный менеджмент. Частью ее являются учебные материалы нового поколения, включающие, в том числе, разнообразные электронные образовательные ресурсы – электронные учебники, пособия, информационно-методические комплексы, учебные порталы и др.
Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты электронных образовательных ресурсов, являются:
- сервисные программные средства общего назначения,
- программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся,
- электронные тренажеры,
- программные средства для математического и имитационного моделирования,
- программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий,
- информационно-поисковые справочные системы,
- автоматизированные обучающие системы,
- электронные учебники,
- экспертные обучающие системы,
- интеллектуальные обучающие системы,
- средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).
Общие требования к ЭОРам. Современные ЭОРы должны:
- соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации;
- ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
- обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
- предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
- обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
- содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
- основываться на достоверных материалах;
- превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
- полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
- обеспечивать возможность параллельно использовать с ЭОРами другие программы;
- обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
- иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
- иметь удобный интерфейс.
Основными задачами комплекта ЭОРов являются:
- помощь учителю при подготовке к уроку:
- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
- эффективный поиск информации в комплекте ЭОРов;
- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
- подготовка творческих заданий;
- подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
- обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
- помощь при проведении урока:
- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
- индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЭОРами на уроке;
- помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
- повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
- автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
- большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
- возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
- помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
- приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.
Содержание комплекта ЭОРов:
Блок получения информации: научно-популярные статьи, тексты первоисточников, фрагменты учебника (всюду – с возможностью поиска по тексту), иллюстрации, анимации и прочие мультимедиа-компоненты, мультимедийные уроки-презентации.
Виртуальная галерея: видеофрагменты, анимации, реалистические и синтезированные изображения, звуковые объекты.
Виртуальная лаборатория: интерактивные модели, интерактивные анимации, виртуальная лаборатория;
Справочные материалы: графики и диаграммы, биографии ученых, Интернет-ссылки с аннотациями.
Словарь терминов, определений, законов.
Аттестация: наборы вопросов и задач, задания для исследовательской деятельности.
Экспертиза ЭОР носит комплексный характер и включает в себя:
- Техническую экспертизу – оценивается работоспособность ЭОР на программно-технических комплексах различных конфигураций;
- Содержательную экспертизу – рассматривается позиционирование издания по виду, предмету, составу материала, характеристики по сравнению с ближайшими аналогами;
- Эргономическую экспертизу – оценивается качество дизайна аудио-видеоряда, психологические, эргономические и художественные качества продукта.
При проведении экспертизы ЭОР основными критериями выступают следующие требования:
дидактические: научность; доступность; проблемность обучения; наглядность; сознательность обучения, самостоятельность и активизация деятельности; систематичность и последовательность; прочность усвоения знаний; единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения в ЭОР; адаптивность; интерактивность; реализация возможностей компьютерной визуализации учебной информации; развитие интеллектуального потенциала обучающегося; системность и структурно-функциональная связанность представления учебного материала в ЭОР; полнота (целостность) и непрерывность дидактического цикла обучения.
методические: предъявление учебного материала в ЭОР во взаимосвязи и взаимодействии понятийных, образных и действенных компонентов мышления;
обеспечение отражения системы научных понятий учебной дисциплины в виде иерархической структуры высокого порядка, каждый уровень которой соответствует определенному внутридисциплинарному уровню абстракции, а также обеспечение учета различных логических взаимосвязей этих понятий.
предоставление возможности разнообразных контролируемых тренировочных действий с целью поэтапного повышения внутридисциплинарного уровня абстракции знаний учащихся на уровне усвоения, достаточном для осуществления алгоритмической и эвристической деятельности.
психологические: вербально-логическое и сенсорно-перцептивное восприятие; устойчивость и переключаемость внимания; память; теоретическое понятийное и практическое наглядно-действенное мышление; воображение; мотивация; учет возраста;
технические и сетевые: функционирование ЭОР в соответствующих порталу телекоммуникационных средах, операционных системах и платформах; максимальное использование современных средств мультимедиа и телекоммуникационных технологий; надежность и устойчивая работоспособность; гетерогенность; устойчивость к дефектам; наличие защиты от несанкционированных действий пользователей; эффективное и оправданное использование ресурсов; тестируемость; простота, надежность и полнота инсталляции и деинсталляции;
эргономические и эстетические:
обеспечение гуманного отношения к обучаемому, организация в ЭОР и его компонентах дружественного интерфейса, обеспечение возможности использования обучаемыми необходимых подсказок и методических указаний, свободной последовательности и темпа работы;
соответствие гигиеническим требованиям и санитарным нормам работы с компьютерной техникой.
Упорядоченность, выразительность элементов, цвета, размера, расположения.
Таким образом, разработка электронных образовательных ресурсов является объектом сложного процесса наукоемкого проектирования, успех которого определяется соблюдением присущих для всякого процесса проектирования требований и принципов.
Литература:
- ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
- ОСТ ВШ 01.001-94. Информационные технологии в высшей школе. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Общие положения.
- Беляев М.И., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Технология создания электронных средств обучения. (www.ido.rudn.ru/nfpk/).
- Плосковитинов А.Б. Методико-технические проблемы преподавания естественно-научных дисциплин с использованием элементов открытого образования.(www.engineer.bmstu.ru).
- Попов Д.И., Попова Е.Д., Певцов К.С. Обзор стандартов и спецификаций в электронном обучении и тестировании. (www.ast-centre.ru).