Студенческое самоуправление
История возникновения студенческого самоуправленияСтуденческое самоуправление зародилось вместе с появлением высшей школы, а именно в первых университетах средневековой Европы (в ХII в. в Италии: медицинская школа в Салерно, Высшая юридическая школа в Болонье, преобразованная в университет в 1158 г. в Париже, затем 1168 г. — университет в Оксфорде, чуть позже в Кембридже, в ХII в. в Испании, в 1348 г. в Праге и вскоре в Кракове и т.д.). Согласно работам отечественных и зарубежных исследователей–медиевистов, первые университеты представляли собой автономные с развитой демократией и студенческим самоуправлением (сам термин «студенческое самоуправление» был введен гораздо позднее), созданные с академическими целями объединения профессоров–лекторов и студентов. Содержание самого слова «университет» не соответствовало современному термину. Понятие означало «все из группы» и относилось только к популяции студентов, не включая в себя учителей или докторов (магистров) наук, как их стали называть позднее. Учителя образовали позднее свою корпоративную структуру — коллегию, в большой мере с целью защиты от власти студентов. Фактически современные взаимоотношения студентов с факультетскими и университетскими властями в процессе выработки академической политики представляют собой полную противоположность подобным отношениям в средние века. Тогда студенты посредством официальных законопроектов университета и избрания собственного исполнительного лица, ректора, осуществляли строгий контроль над профессиональной деятельностью педагога и над его взаимоотношениями с сообществом [1]. Труд значительного количества преподавателей и в более поздний период становления университетов оплачивался взносами студентов, а не церковью или светской властью. В ходе исследования ученые пришли к гипотетическому заключению о том, что само слово «ректор» первоначально было прозвищем от латинского “rector” — голова, которое давалось избранному университетскому лидеру за интеллектуальные и организаторские способности. Деканом (от латинского “decanus”) называли старшего над десятью студентами, а деканат представлял собой собрание старшин «десяток». Ранний период конституирования университетов, как показывают исследования, оставил глубокий след в дальнейшей истории. От него идут традиции студенческой солидарности, автономии и самоуправления. Студенческое самоуправление в других странахЧто касается студенческого самоуправления, то можно сказать, что в этом отношении ситуация разная в разных странах. В североевропейских государствах студенты довольно широко представлены в университетских советах и комиссиях. Например, в Швеции студентам принадлежит три места в руководящем органе университета — столько же, сколько и преподавателям, обычно же такой совет состоит из 20-25 человек. В других странах студентам также принадлежит определенный процент в университетских советах. Студенческое самоуправление в Европе не зависит от администрации вуза или министра образования. Бельгийские студенческие союзы получают финансирование от университетов, а в Швеции студенты непосредственно платят определенную сумму органам студенческого самоуправления. Многие европейские студенческие союзы получают финансирование от своих правительств. Некоторые также зарабатывают, оказывая студентам различные услуги. AStA — «всеобщий студенческий комитет» — так называется орган студенческого самоуправления, существующий во всех германских вузах. В нем, кроме нескольких штатных администраторов, работают на безвозмездной основе учащиеся, ежегодно избираемые на всеобщих университетских выборах. Финансовую независимость комитета обеспечивают студенческие взносы и дотации государства. Спектр вопросов, которыми занимается комитет, весьма широк — от оказания помощи с поиском жилья и организации спортивных секций до проведения политических дискуссий. Главный критерий — это наличие интересов у студентов. При этом под «политикой» подразумеваются только вопросы, касающиеся непосредственно высшего образования. Так, в прошедшем учебном году по инициативе “Аст” в Германии проходили демонстрации против введения платы за обучение. Поскольку существование органов студенческого самоуправления в Германии в большинстве округов предусмотрено законом, им позволено получать финансирование от студентов, которых они представляют. Это финансирование чем–то напоминает налог, который платит каждый студент за то, что студенческий совет отстаивает его права перед администрацией. Кроме того, студенческие союзы зарабатывают деньги, предоставляя студентам социальные услуги, такие как студенческие проездные билеты, гранты для неимущих, различные виды общественной и культурной деятельности. Студенческие органы не имеют никаких возможностей влиять на решения политиков и принимаемые законы, они имеют лишь некий эфемерный статус в глазах прессы, они как бы являются представителями студенчества. Но, что важно, — у самоуправления есть деньги, выделяемые университетом из фонда, в который обязаны платить все студенты (раньше все платили 50 марок в семестр, 10 из них шли «студенческому правительству». Сейчас платежи выросли.), и теоретически оно может распорядиться этими деньгами правильно. Левые студенческие правительства обычно много денег вкладывают в социальную сферу: на помощь студентам-иностранцам, студентам, имеющим детей, юридическую помощь. Деньги также вкладываются в студенческую культуру — есть театральные группы, проводятся музыкальные мероприятия, но также и — политические. Датские студенты оказывают сильное влияние на функционирование университетов. Трудно указать точное количество студентов в университетских советах, но, например, в Архусском университете (Aarhus University) из 11 членов совета двое — студенты. Студенты также занимают половину мест в институтских советах и комиссиях разного уровня. Согласно закону, регулирующему сферу образования в Дании, университеты обязаны выделять определенную сумму средств на студенческое самоуправление. Органы студенческого самоуправления норвежских вузов довольно влиятельны, поскольку имеют гарантированное представительство во всех университетских советах и комиссиях, а также получают гарантированное финансирование в зависимости от количества студентов, интересы которых они представляют [2]. Студенческий союз Университета Хельсинки (HYY) имеет давнюю историю — он существует с 1868 года. За столько лет существования он сумел решить многие проблемы. Прежде всего, Союз смог обеспечить себе полную финансовую независимость от университета. У него есть свой бюджет, большая часть которого формируется из доходов так называемой бизнес-группы при Союзе, и лишь малая часть — из студенческих взносов. На средства своего бюджета Студсоюз создал работающую сеть практически всесторонней социальной поддержки студентов. Студенты, которые приезжают сюда учиться из разных концов страны, имеют возможность снимать недорогое жилье, питаться в дешевых кафе, пользоваться медицинскими услугами в специальных центрах, получать правовые консультации. Представители Студсоюза составляют одну треть на всех уровнях управления университетом, то есть могут оказывать реальное влияние на принятие решений. И надо сказать, такова ситуация на уровне всей страны: в финском законодательстве есть специальный закон о студенческом самоуправлении, который дает ему достаточно много прав, вплоть до возможности влиять на политику внутри страны. В частности, в настоящее время в финском парламенте идет борьба вокруг нового закона об образовании, который в некоторых отношениях наступает на права студентов. Студенческие союзы страны принимают активное участие в обсуждении закона, стремясь смягчить его. Сеть органов студенческого самоуправления Финляндии связана со студенческим объединением на уровне Европейского союза. Самоуправление Варшавского университета ежегодно получает два миллиона злотых от администрации университета. Таких денег, а это около пяти миллионов гривен, ни один студенческий орган в Украине не получает. Кроме того, большинство наших самоуправлений не имеют ни помещения, ни оргтехники для работы, тогда как в той же Польше студенты Варшавского университета пользуются двухэтажным зданием в центре столицы. Распоряжение такими материальными ресурсами предполагает контроль. Отчитываются студенческие лидеры за проведение мероприятий и использование средств перед студентами, интересы которых они представляют. Свой контролирует своего. Организационные принципы студенческого самоуправления в высших учебных заведениях США основываются на Конституции государства, поскольку структурное строение студенческого правительства полностью воспроизводит структуру создания государства и специфику деления власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви. Именно Конституция США является источником для разработки нормативно-правовых документов студенческого правительства, таких как: Конституция, Устав и Положение о выборах членов студенческого правительства. Исследователи отмечают позитивное стремление Украины к европейскому пути развития высшего образования, однако перенимая форму, не следует забывать о содержании. Студенческое самоуправление еще слабо работает Украине — недостаточная мотивация студентов, их инертность, отсутствие хоть какого–либо финансирования. Менеджмент реализации идеи студенческого самоуправления со стороны государства должен выполнять четыре основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Получается так: план позаимствовали у Европы, так-сяк организовали, контроль вообще не считается нужным, а мотивацию оставили студентам. Вот они себя и мотивируют, подпитывая собственные амбиции о пути в политику, через общественную работу. В России нет отдельного закона, который бы определял функционирование органов самоуправления студентов. В вузах Петербурга такие органы зачастую либо создаются «сверху», указом ректора или декана, либо являются преемниками студенческих профсоюзов советских времен, как в СПбГУ, и тоже контролируются ректоратом. Такое «самоуправление» выполняет скорее функцию поддержания имиджа вуза, чем решает реальные проблемы, требующие посредничества между студентами и администрацией. Смысл существования студенческих организаций заключается в том, чтобы отстаивать перед администрацией вузов права и интересы студентов в социальной сфере и вопросах, связанных с обучением. На практике же ректораты охотно уступают студсоветам проведение «культурно-массовых мероприятий», а реальное влияние на учебный процесс, формирование расписания, социальное обеспечение остается для них недоступным. Российские студенческие организации, таким образом, чаще всего не в состоянии обеспечить эффективное посредничество между студентами и ректоратом и защиту студенческих прав. Международный опыт указывает нам на то, что украинские студенческие организации в вузах движутся совсем не в направлении развития цивилизованного опытного самоуправления. Вместо того, чтобы брать пример с европейских студентов, они копируют украинский политикум, в то время когда нерешенными остается масса вопросов, которые могли бы быть по силам студенческому самоуправлению [3]. Моя роль в студенческом самоуправленииСтуденческое самоуправление Донецкой области представлено Донецкой областной коллегией Всеукраинского студенческого совета при Министерстве образования и науки Украины и является одним из самых лучших в Украине. Студенческое самоуправление Донецкой области объединяет 33 органа студенческого самоуправления вузов Донецкой области, а это 110 тыс. студентов. Мой путь в студенческом самоуправлении начался со 2 курса университета, когда я еще только стал старостой этажа в общежитии. Уже тогда я понял, что самоуправление это необходимый фактор активизации общественной жизни студенческой молодежи. Я был настроен на самостоятельную, инициативную и ответственную деятельность, направленную на успешное овладение будущей профессией, решение любых вопросов студенческой жизни и участие в общественной жизни вуза. Студенты во всем мире участвуют в принятии решений, касающихся своего учебного заведения, посредством студенческого самоуправления. Группа студентов, которую называют студенческим советом, представляет интересы студентов перед администрацией учебного заведения. Обычно члены совета избираются путем студенческого голосования и занимают эту должность один учебный год. Так и я стал председателем студенческого совета института в 2011 году. Я знал, что активное участие в студенческом самоуправлении способствовало старту будущей карьеры, так как оно развивает в человеке лидерские качества. В 2012 году меня приняли в лучшую студенческую организацию Донецкой области — Донецкую областную коллегию Всеукраинского студенческого совета при Министерстве образования и науки Украины. Я и мои коллеги занимались развитием студенческого самоуправления в высших учебных заведениях Донецкой области, обеспечивали постоянную связь между органами государственной власти и органами студенческого самоуправления высших учебных заведений.Проводили проекты направленные на развитие личности студентов, привлекали их к различным видам творческой деятельности, научно-исследовательской, профессиональной, культурной, общественной и спортивной жизни. Готовили предложений по разработке проектов нормативно-правовых актов и программ по важнейшим вопросам общественной жизни, правовой и социальной защиты студентов. Участвовали в разработке и реализации проектов, направленных на решение социально-экономических, правовых, образовательных, культурных и других проблем студенческой молодежи. Мои достижения в области студенческого самоуправления: 2012 г. — награжден Почетной грамотой Донецкой областной коллегии Всеукраинского студенческого совета при министерстве образования и науки Украины, за весомый вклад в развитие студенческого самоуправления Донецкой области, инновационные формы и методы воспитания студенческой молодежи, создание плодотворных условий для стимулирования развития личности и формировании интеллектуальной и творческой элиты Донетчины. 2012 г. — награжден Благодарностью Молодежного совета при Донецкой областной государственной администрации, за весомый вклад в развитие молодежного движения Донецкой области, заслуги в формировании компетентности общественного сознания и в связи с празднованием международного дня студента в Украине. 2013 г. — награжден Грамотой Донецкого областного совета, за весомый личный вклад в развитии студенческого движения Донецкой области, активное участие в реализации областных студенческих программ, а так же в связи с празднованием международного дня студента в Украине. Конечно, каждая награда дорога, но я не скажу, что они кардинально изменила меня и мои планы на будущее. В не зависимости от наград и благодарностей я исполнял возложенные на меня обязанности лидера студенческого самоуправления. Меняется молодежь, меняются приоритеты и цели, которые они преследуют. Но общественная деятельность всегда будет вестись и приветствоваться среди молодежи, прежде всего — это сотрудничество с администрацией и создание условий для создания у студентов активной социальной позиции и улучшения успешности учебы. Также это организация разнообразных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и развития личности. Студенческая жизнь — это не только учеба, но и активная общественная деятельность, которая стала для меня первой ступенька в жизни, где я смогу проявить свои лидерские и организаторские способности. Безусловно, такой опыт будет полезен в дальнейшей жизни. Студенческое самоуправление, перспективы развитияСтуденческое самоуправление появилось достаточно давно, и было заимствовано из стран зарубежья, но развиваться быстрыми темпами начало только сейчас. Это связано с событиями происходящим в стране и властью, которая сейчас управляет государством, а также многими другими немало важными факторами. К сожалению, существует ряд причин преграждающих полноценному развитию самоуправления как такового в целом. Огромной проблемой на пути эффективного развития студенческого самоуправления является Законодательство Украины, в котором нет указанных четких положений, которые регулируют сотрудничество этого органа с администрацией ВУЗа. А проект изменений в Закон, предложенный еще в 2002 году, до сих пор пылится среди другой документации Верховного Совета Украины. Но сейчас и в нем уже есть много моментов, которые можно было бы изменить, доработать, но ничего на этом уровне не делается. Из чего следует вывод: нет лоббиста, соответственно и нет заинтересованных лиц. Премьер-министр Николай Азаров выступал за развитие студенческого самоуправления. Об этом он сказал в ходе лекции студентам Национального педагогического университета имени Драгоманова. «Высшая школа — это то место, где мы можем развивать и прививать нашим людям основы демократического правления страной, коллективом, предприятием и чем угодно. Поэтому я за то, чтобы развивать студенческое самоуправление», — сказал Азаров, сообщает Левый берег. К сожалению, пока это лишь набор красивых слов и ярких фраз, действий нет. Анализируя современные процессы самоорганизации студенчества, можно выделить ряд характерных тенденций в развитии органов студенческого самоуправления:
Сочетание различных видов студенческого самоуправления на всех уровнях способствует поиску оптимальных механизмов и путей решения проблем студентов, позволяет развивать их инициативу не только в рамках образовательных учреждений, но и за их пределами [4]. Список источников
|