Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования
- 3. Обзор исследований и разработок
-
- 4. Основное содержание работы
- Выводы
- Список источников
Введение
1. Актуальность темы
Актуальность темы исследования обусловлена сложившейся ситуацией в мире. Последнее десятилетие XX века послужило началом глубоких изменений в идеологических ориентациях и мировоззренческих представлениях общества. Впереди еще долго осмысливать эту глубокую переоценку идеалов и ценностей, которая официально господствовала на протяжении семи десятилетий в нашей духовной культуре и определяли общественно – политическую жизнь страны. Существенно изменилось отношение к религии, занявшая теперь совсем другое место в мировоззрении многих людей и в повседневной общественной жизни.
2. Цель и задачи исследования
Целью работы является анализ религиозной практики и вероучения Международного Раэльского Движения как наукологического направления НРТ.
Реализация поставленной цели обусловила необходимостью последовательно решить следующие задачи:
- Рассмотреть движение Раэлитов как предмет религиоведческих исследований.
- Исследовать предпосылки, возникновение и становление Раэлитов как религии нового времени.
- Проанализировать деятельность Раэльского Движения как наукологического направления новых религиозных течений.
Объект исследования: Раэлиты – как религиозный феномен.
Предмет исследования: специфика развития и деятельности Раэлитов.
Методологические основы работы определились перечнем проблем, которые поставил перед собой автор в ходе поисков решения основных исследовательских задач. Среди них:
- метод историзма;
- метод сравнительного анализа;
- метод внеконфессиональности;
- комплексный подход;
- философский метод.
Кроме того в работе использовались общие методологические принципы – объективности, системности, детерминизма, целостности, единства исторического и логического.
Научная новизна работы заключается в том, что в работе впервые предпринята попытка системного анализа деятельности Раэлитов на предмет выявления религиоведческих взглядов, мировоззренческих представлений.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в работе положения и выводы позволяют расширить представление о деятельности Движения Раэля как неорелигии.
3. Обзор исследований и разработок
Основные зарубежные работы, которые уделяют внимание неорелигиям, а конкретно Раэльскому Движению, это B. Alexander «Rapture: A Raucous Tour of Cloning, Transhumanism, and the New Era of Immortality» [1], А. Баркер «Новые религиозные движения» [15], G. Bates «Alien Intrusion» [2], L. Edwards «A Brief Guide to Beliefs: Ideas, Theologies, Mysteries, and Movements» [3], П.К. Бернард «Новые религии в глобальной перспективе. Изучение религиозных изменений в современном мире» [16].
Движение Раэлитов со временем приобретает все больше популярности. Джордж Д. Криссайдс описывает движение Раэля, как направление, которое находится на ранней стадии развития и их верования сейчас дистанцируются от «доминирующего интеллектуального климата». Так же Криссайдс утверждает, что Раэльское движение явно отличается от других религий НЛО через свою тяжелую поддержку физикализма и отказа от сверхъестественного
Социолог Сьюзан Дж. Палмер, считает, что большинство членов Раэльского движения часто отклоняются от соблюдения правил, касающихся «диеты, лекарственных препаратов и сексуальной активности», как описано в книгах Раэля. Иногда, они не присутствуют на ежемесячных встречах или не платят десятину пропорционально их доходам. Только более осознанные члены, которые следуют всем предписанным правилам могут оставаться в структуре движения. Работа канадского религиоведа Сьюзан Джин Палмер «Aliens Adored: Rael's UFO Religion (2004)» [4] непосредственно посвящена Раэльскому Движению, более того Сьюзен изучала Раэлитов в течение более чем 10-ти лет. Несмотря на непосредственный тесный контакт с участниками движения все же сохранила профессионализм, написав научную работу, что имеет академическое признание. Данная работа отличается обилием материала из личного опыта автора и изобилует рассказами и личностными переживаниями, воспоминаниями, но носит научный характер. Данная работа является одним из первых комплексных описаний движения Раэлитов, раскрывает суть построения НЛО-религий и их функционирования в условиях современности. Она показывает эволюцию движения от основания до наших дней.
Также следует обратить внимание на работу американского исследователя НЛО-религий Джеймса Льюиса «The Gods Have Landed: New Religions from Other Worlds (1995)» [5]. Данное исследование является знаковым в том, что оно практически заложило базу для исследования НЛО-религий и привлекло к ним огромный интерес религиоведов. Автор рассматривает религиозные смыслы, прикрепленные к НЛО со стороны общества в целом, а также специфических изменений, которые утверждают вдохновение из пространства инопланетного братства и других внеземных источников. В нем говорится о религиозном измерении феномена похищения инопланетянами, в частности, влияние внеземной жизни на христианскую теологию. Особый интерес представляют исследования первичных и вторичных материалов, которые делают эту книгу незаменимым справочником по этому вопросу НЛО-религий. Автор исследует наблюдения за НЛО и похищения инопланетянами людей как трансформацию религиозного опыта и проявление религиозного опыта ХХ века.
Среди украинских и отечественных ученых, работы которых посвящены явлениям религии и религиозности и, в частности, их новейшим проявлениям, такие известные исследователи, как В.А. Мартинович [9], И.В. Папаяни [11], Е.Г. Балагушкин [6], А. Карагодина, Л.А. Филипович [8], А. Колодный [12], О. Панков, П. Косуха, А.Т. Щедрин [10], Б. Лобовик, Е. Дулуман и др.
В работе Дударь Н.П., Филипович Л.А. «Новые религиозные течения: украинский контекст (осмотр, документы, переводы)» [7], авторами приведены научные подходы к классификации НРТ, проанализированы факторы, обусловившие возникновение и распространение этого феномена в Украине. Осуществлен анализ особенностей и тенденций развития основных НРТ, которые нашли своих сторонников среди жителей Украины.
В основном украинские исследователи концентрируются на общих вопросах исследования новых религиозных движений (НРД), теоретическом обосновании, что собой представляет НРД и их роли в украинском обществе. Конкретных исследований в направлении Раэлитов в украинском религиоведении нет.
4. Основное содержание работы
Во все времена религия играла грандиозную роль в жизни человека. Религия объясняла смысл его существования, давала надежду, обещала свободу и счастье, позволяла верующему не чувствовать себя одиноким.
И человек не оставался перед ней в долгу. Он доказывал свою веру делом – приносил жертвы, осуществлял ритуалы, делился своей верой с соплеменниками, защищал ее с оружием в руках. Только так он мог надеяться, что вера его не окажется напрасной. А лучшее доказательство правильности выбора – это сторонники.
В процессе развития религия приобрела огромное количество деталей. Разнообразными и порой противоречивыми священными текстами, сложными обрядами и конкретными образами богов и пророков. Так что для любого бунтаря есть широкое поле деятельности – другое толкование, изменение ритуалов, наконец – изобретение новой системы с другими деталями, но по готовому образцу.
Наряду с господствующими церквями время от времени появляются альтернативные организации, течения и движения – культы и секты.
Все эти религиозные организации сильно отличаются по своим признакам – одни прославились в наше время своей противоправной, опасной деятельностью; пик влияния других пришелся на прошедшие века; третьи являются огромными, признанными во всех странах религиозными корпорациями.
Природа новейших религий неоднозначная и сложная. В исследовании под новыми религиозными движениями (НРД) понимаются культы нового типа, характеризующихся как религиозные новообразования, возникшие после Второй Мировой Войны, предлагают религиозное или философское мировоззрение или средства, с помощью которых может быть достигнута какая-либо высшая цель: духовное просветление, развитие. Само понятие «новые религиозные движения» представляет собой одно из характерных явлений современной духовной жизни. Суть его заключается в распространении вероучений, не связанных с привычными, традиционными религиями [18].
Среди новых религиозных движений, появившихся за последние шестьдесят лет, вряд ли можно найти более привлекательные и более противоречивые, чем те, которые связаны с неопознанными летающими объектами (НЛО) и внеземными цивилизациями. Так называемые НЛО-религии, которые также упоминаются как НЛО-культы или «летающая тарелка культов». В основе религиозных движений НЛО-культов лежит учение об инопланетянах и их ключевой роли в прошлом, настоящем или в будущем всего человечества (например, о божественной природе инопланетян, о происхождении человека от них, или спасение ими человечества и др.). Часто постулируется необходимость религиозного поклонения пришельцам из космоса. Важнейшим фактором возникновения и развития, религиозных НЛО-культов является широкомасштабное распространение светскими НЛО-движениями информации об НЛО и аномальных явлениях. К религиозным НЛО-культов относятся: Небесные врата, Общество Этериуса, Движение Раэлитов и др. [19].
На сегодняшний день Движение Раэлитов является крупнейшей и распространенной уфологической организацией в мире, численность адептов доходит до 70 тысяч. За основу вероучения берется существования внеземной цивилизации Элохимов, которая является инопланетной цивилизацией высокоразвитых духовно и технически людей. Раэльское Движение видит в внеземных формах жизни то, чего по их мнению не хватает «земному» миру. Как отмечал К. Юнг: «Конечно, НЛО не отражает нашей современной концепции человеческой души, оно скорее представляет не контролируемый, архитепичный образ определенного круга, выражающий целостность индивида и порожденный неизвестным» [17]. Таким образом, вера в НЛО заменяет религиозную веру, которая не может удовлетворить их духовные потребности.
Главной задачей вероучения является научно-технический процесс, а именно развитие клонирования [14], для достижения бессмертия. Для этого адепты Раэльского Движения неоднократно обращались к властям с требованием снять запрет на клонирование. Собственно, многим людям они стали известны именно благодаря этой своей деятельности.
Также одной из важных особенностей данного движения является идея «свободной любви», которая выражается в оргиях и считается способом общения между собой адептов. Отношение к сексуальности человека лежало если и не в основе вероучения, то составляло значительную его часть. Реализуя принцип «свободной любви» Раэлиты фактически реализуют культ «жизнь».
Не последнее место занимают и идея гениократиии [13], в которой излагаются взгляды на человеческую природу и возможности ее усовершенствования. В новом идеальном государстве только разумным будет предоставлено право голоса. Избираться смогут только гении, то есть 0,5 % населения. Становится понятно, что речь идет об идее создания мирового правительства под руководством гениев.
Также важно сказать, что особенностью движения является зависимость от лидера. На сегодняшний день Раэлиты достаточно активно осуществляют свою деятельность, поскольку их лидер активно работает в сфере пропаганды своего вероучения. Клода Ворилона – основателя Раэльского Движения (более известного как Раэль) можно охарактеризовать как человека решительного и уверенного, который не боится трудностей и возможности поражения в своих начинаниях. Решение учредить издательский дом, тому подтверждение, а в дальнейшем и Раэльское Движение.
Благодаря харизматичности, Раэлю удается привлечь внимание многих людей и повести их за собой, убедить в собственной правоте, в результате чего люди подвергаются его воздействию.
Выводы
Итак, подводя итог, можно утверждать, что активное появление новых религий вызвано общим ориентационным кризисом европоцентричный цивилизации, который побуждает к попыткам синтеза западной и восточной религиозных традиций, интенсифицирует религиозные эксперименты вообще. В условиях духовного кризиса люди ищут любые общезначимые ценности и находят их в определенных религиях, что формирует мнение о существовании общей первой религией, которая со временем была утрачена. Все это выводит современное религиозное сознание за пределы какой-либо одной конфессии, делает ее универсальной, синкретичной.
При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2014 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.
Список источников
- Alexander B. – Rapture: A Raucous Tour of Cloning, Transhumanism, and the New Era of Immortality [Электронный ресурс] – режим доступа: http://books.google.com.ua/books?id=NxFQ9K5ZH3IC&oi=book_result&q=rael+OR+raelian+OR+clonaid+OR+%22press+hog%22&redir_esc=y#v=snippet
- Bates G. – Alien Intrusion [Электронный ресурс] – режим доступа: http://books.google.com.ua/books?id=SVh0noGKbhYC&oi=book_result&q=rael+OR+raelian&redir_esc=y#v=snippet&q=rael%20OR%20raelian&f=false
- Edwards L. – A Brief Guide to Beliefs: Ideas, Theologies, Mysteries, and Movements [Электронный ресурс] – режим доступа: http://books.google.com.ua/books?id=edT9ZBiroCQC&oi=book_result&q=rael+OR+raelian+OR+&redir_esc=y#v=snippet&q=rael%20OR%20raelian%20OR&f=false
- Palmer S.J. – Aliens Adored: Rael's UFO Religion [Электронный ресурс] – режим доступа: http://books.google.com.ua/books?id=gmCCxUJGi70C&oi=book_result&q=rael+OR+raelian+OR+epiphenomenalism+OR+epiphenomenalist&redir_esc=y#v=snippet&q=rael%20OR%20raelian%20OR%20epiphenomenalism%20OR%20epiphenomenalist&f=false
- Lewis J.R. – The Gods Have Landed (SUNY Series in Religious Studies) [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.amazon.com/Gods-Landed-Series-Religious-Studies/dp/0791423301
- Балагушкин Е.Г. – Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада) [Электронный ресурс] – режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3629129
- Дудар Н.П., Филипович Л.О. – Нові релігійні течії: український контекст (огляд, документи, переклади) [Электронный ресурс] – режим доступа: http://refdb.ru/look/2535411.html
- Филипович Л.О. – Новые религиозные течения и организации в Украине [Электронный ресурс] – режим доступа: http://lfilip56.wordpress.com/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%96-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%96%D0%B3%D1%96%D0%B9%D0%BD%D1%96-%D1%82%D0%B5%D1%87%D1%96%D1%97-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D0%B8/
- Мартинович В.А. – Введение в понятийный аппарат сектоведения [Электронный ресурс] – режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3718622
- Щедрін А.Т. – Пошук позаземних цивілізацій як глобальна проблема сучасності: соціокультурні виміри [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ela.kpi.ua/bitstream/123456789/3194/1/10_tshe.pdf
- Папаяни І.В. Сакральна символіка як засіб конструювання релігійної ідентичності. [Текст] / І.В. Папаяні // Гуманітарний простір комунікації: Міжнародна науково-практична конференція. Київ 23-24 жовтня 2008 р.: Колегія. Часопис Інституту релігійних наук св. Томи Аквінського у Києві. Київ.: (Б.В.) – 2009. – № 5-6 (18-19). – С. 102-111.
- Академічне релігієзнавство. Підручник. За науковою редакцією проф. А. Колодного. – К.: "Світ знань", 2000. – 975 с.
- Раэль – Гениократия: гениев – к власти! [Электронный ресурс] – режим доступа: http://vikent.ru/enc/109/
- Раэль – Да клонированию человека [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ru.rael.org/download.php?view.61
- Баркер А. Новые религиозные движения. / Баркер А. – Санкт-Петербург: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. – 365 с.
- Бернард П. К. Новые религии в глобальной перспективе. Изучение религиозных изменений в современном мире / Бернард П. К. – Изд.: Рутледж, 2006. – 385 с.
- Юнг К.Г. – Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.smoliy.ru/lib/000/003/00000323/jung_odin_sovremenny_mif0.htm
- Петрик В.М., Остроухов В.В. Порівняльний аналіз новітніх та нетрадиційних релігій і окультно-містичних течій / В.М.Петрик, В.В. Остроухов // Вісник Киівського національного лінгвістичного університету. Серія "Історія, економіка, філософія". – К., 2002. – Вип. 6. – С. 108-111.
- Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект / Карнацевич В. Л. – К.: Фолио, 2004. – 335 с.