Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- Основное содержание работы
- 1. Общетеоретические основы стимулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования
- 2. Организационно-методическое обеспечение стимулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования
- 3. Рекомендации по совершенствованию стимулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования
- Выводы
- Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы. Характерной особенностью промышленно развитых стран является постоянный экономический рост на основе осуществления инновационной политики, внедрения в общественное производство новейших результатов творческого интеллектуального труда. Значительное место среди них занимают результаты изобретательской деятельности (изобретения и полезные модели), отнесенных законодательством к объектам промышленной собственности. Именно результаты творческой интеллектуальной деятельности должны обеспечить основу экономического роста Украины, стать существенным фактором ее выхода из кризиса, способствовать экономическому, социальному развитию общества. При этом опыт стран как со стабильной, так и с переходной экономикой свидетельствует о необходимости создания организационно-экономического механизма стимулирования инновационной деятельности, становится одним из необходимых условий практического решения проблем повышения эффективности экономики страны.
Украина имеет весомые объективные предпосылки формирования инновационной стратегии долгосрочного экономического развития. Это наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, широкой сети учебных заведений, научных и научно-технических учреждений. По уровню подготовки научно-технических кадров и специалистов высшей квалификации Украина принадлежит к ведущим державам мира.
Достаточно высок и научно-технический потенциал Украины. Это наличие признанных в мире собственных научных школ и уникальных технологий, разработки новых материалов, биотехнологии, радиоэлектроники, физики, электросварки, технологий в области информатики, телекоммуникаций и связи, способных обеспечить развитие высокотехнологичного производства на уровне высших мировых стандартов.
В современный период развития Украины основное социальное назначение государственной научно-технологической и инновационной политики заключается в обеспечении прогрессивного развития общества путем поддержания необходимого для этого уровня научно-технического потенциала нации, использования научных открытий, высокоэффективных изобретений для решения проблем настоящего и будущего государства, обеспечение взаимовыгодного обмена (трансфера) технологий в условиях мирового разделения труда.
Одним из стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности на 2003–2013 годы Законом Украины "О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине" определено также развитие инновационной культуры общества.
Создание организационно-экономического механизма стимулирования инновационной деятельности в конечном итоге должно привести к обеспечению стабильности экономического состояния страны и стать одной из основных составляющих стратегии государственной инновационной политики.
Анализ последних исследований и публикаций.В экономической науке проблема государственной поддержки инновационного развития является далеко не новой. Ее анализ занимал заметное место в трудах Ю.Бажал, Е.Бойко, А.Власова, В.Гейца, М.Долишнього, Ю. Иванов, М. Крупки, А.Кузнецов, И.Лютого. Фундаментальные исследования, направленные на создание и совершенствование механизма государственного стимулирования инновационной деятельности, ведут ученые А.Амоша, В. Антонюк, Л. Емельяненко, А. Землянкин, М. Корецкий, В. Оникиенко, М.Якубовская и другие. В частности учеными исследованы особенности инновационной деятельности, развили современную теорию экономических отношений. Однако, работы носят преимущественно общетеоретический характер или посвящены решению отдельных аспектов проблем. До сих пор отсутствует единый подход к определению сущности стимулирования инновационной деятельности и концептуальных основ его организации и совершенствования. Исходя из этого, дальнейшие исследования стимулирования инновационной деятельности предприятия являются актуальными, чем обусловлен выбор темы магистерской работы, ее цели и задачи.
Цель и задачи работы. Целью магистерской работы является дальнейшее развитие теоретических положений и создание методологических рекомендаций по стимулированию инновационной деятельности объектов хозяйствования.
Для достижения цели в работе нужно решить следующие задачи:
- Проанализировать роль стимулирования в управлении инновационной деятельностью
- Определить сущность стимулирования инновационной деятельности
- Уточнение содержания процесса стимулирования инновационной деятельностиАнализ практики стимулирования инновационной деятельности
- Анализ зарубежного опыта государственного стимулирования инновационной деятельности
- Определить влияние налогового стимулирования инновационной деятельности
- Проанализировать тенденции развития стимулирования инновационной деятельности в Украине
- Дать рекомендации по совершенствованию стимулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования.
Объект исследования. Объектом работы является процесс стимулирования инновационной деятельности в Украине.
Предмет исследования. Предметом исследования являются теоретические и практические подходы, методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности в Украине
Методологическая основа работы. Теоретической и методологической основой магистерской работы послужили фундаментальные положения экономической теории, научные труды и методические разработки ведущих отечественных и зарубежных ученых в области стимулирования инновационной деятельности. Для решения поставленных в работе задач применялись следующие методы исследования: общенаучные (системный анализ, комплексный подход, анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение, методы обработки статистической информации), экономико-математические методы, экспертные методы.
Информационное обеспечение. Информационной базой исследования являются нормативные и законодательные акты Украины, общие положения научных работ отечественных и зарубежных ученых в рамках исследуемой темы, информация Госкомстата Украины, материалы научно-исследовательских конференций, периодические издания и сеть Internet.
Апробация результатов работы. Основные идеи, положения, предложения прошли апробацию на 3 международных, всеукраинских научных и научно-практических конференциях, среди которых: V Международная научно-теоретическая конференция молодых ученых, аспирантов, студентов «Творческий поиск молодежи - курс на эффективность» г. Хмельницкий (25 февраля 2014, г. Хмельницкий, ХКТЕИ), Всеукраинская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Современные проблемы управления инвестиционной и инновационной деятельностью» (27-28 марта 2014 года, г. Донецк, ДонНТУ), II Международная междисциплинарная научно-теоретическая конференция «проблемы занятости населения» (30 апреля 2014, Донецк, ДонНТУ).
Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию стимулирования инновационной деятельности в Украине, которые позволят повысить эффективность инновационной деятельности предприятий и способствовать экономическому росту национальной экономики.
Основное содержание работы
В введении обоснована актуальность темы магистерской работы, сформулированы цель и задачи исследования, определены предмет, объект и методы исследования, научная новизна и раскрыто практическое значение полученных результатов.
В разделе 1 «Общетеоретические основы механизма стимулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования» исследованы особенности инноваций как объекта стимулирования, определено содержание стимулирования инновационной деятельности и уточненный механизм стимулирования инновационной деятельности.
Разобраны все категории, как инновация, инновационная деятельность, мотивация, мотивы и стимулы можем сформировать последовательность определения понятия «стимулирование инновационной деятельности».
Стимулирование инновационной деятельности предприятий мы понимаем как процесс внешнего воздействия на интересы предприятий как субъектов хозяйствования и их работников, других участников инновационного процесса, прежде всего субъектов финансирования инноваций для появления у них побудительного мотива в осуществлении инновационной деятельности и повышении ее эффективности. Основными целями которого является обеспечение экономической эффективности инновационных работ, увеличение количества инновационных предложений, повышения качества и интенсивности выполнения проектов и труда субъектов инновационного процесса, обеспечение высокого научно-технического уровня инноваций, роста инновационного (научно-технического) потенциала предприятий [1].
Также важным является разработка принципов формирования системы стимулирования инновационной деятельности. На основе анализа инновационной деятельности предприятий и методов их стимулирования нами предложены следующие принципы [2]:
- Комплексность – всесторонний учет интересов работников, использование широкого набора стимулов (материальных, моральных и т.д.);
- Сбалансированность – взаимное согласование элементов системы стимулирования;
- Стабильность – предоставление стимулированию труда в инновационном процессе постоянного характера, а не единичной или временной акции;
- Организационное регламентирование в виде положений, инструкций, правил и т.д.;
- Справедливость и прозрачность – система стимулирования должна признаваться справедливой сотрудниками предприятия и обеспечивать объективную оценку результатов и отношение к труду;
- Экономическая целесообразность – обеспечение опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы;
- Гибкость и адаптивность – адекватное реагирование на изменения внутренней и внешней среды организации.
В зависимости от того, как распределяются обязанности по созданию и использованию системы стимулов между участниками инновационного процесса, проявляются формы реализации стимулирования инновационной деятельности, а именно: государственная, негосударственная и смешанная (с частичным участием государства), различающихся степенью участия государства в процессе стимулирования и, соответственно, составом осуществляют его экономического субъектов [3].
Методы стимулирования инновационной деятельности представлены двумя группами методов – экономическими (в основе которых лежит применение соответствующих денежно-стоимостных регуляторов) и организационно-правовыми (предусматривающие комплекс законодательных и административных мер, направленных на создание условий для осуществления и активизации инновационной деятельности) и предусматривают использование соответствующих инструментов, каждый из которых представляет собой набор количественных и качественных параметров, выражающих действие предусмотренного этим инструментом стимула.
Выражая сущность стимулов, применяемые государством в стимулировании инновационной деятельности и выступая базисом мероприятий, направленных на развитие и активизацию этой деятельности, инструменты стимулирования определяют эффективность государственного стимулирования инновационной деятельности и пути ее повышения [4].
В разделе 2 «Организационно - методическое обеспечение стимулирования инновационной деятельности» проанализирована роль стимулирования в управлении инновационной деятельностью, систематизирован зарубежный опыт государственного стимулирования инновационной деятельности и определенно влияние налогового стимулирования инновационной деятельности.
Проанализировав функции инновационного менеджмента на макроуровне было показано, что функция стимулирования в управлении инновационной деятельностью является неотъемлемой и требует более глубокого разбора, поскольку стимулирование одна из функций управления, а государство выполняет все пять функций. Умело построено государственное управление инновационной деятельностью, успешное использование совокупности инструментов влияния государства на инновационную деятельность, позволит реализовать стратегию инновационного развития, которая обеспечит стабильный экономический рост, сбалансированность социального развития, рост благосостояния населения страны.
Важным в стимулировании инновационной деятельности являются:
1. Финансовая поддержка выполнения инновационных проектов путем льготного кредитования за счет бюджетных средств, полной или частичной компенсации расходов инноваторов на уплату процентов коммерческими банками и другими финансово кредитными учреждениями за кредитование инновационных проектов.
2. Стимулирование коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений путем предоставления гарантий по инновационным проектам и имущественного страхования реализации этих проектов в страховых учреждениях.
3. Установление льготных ставок налога на добавленную стоимость по операциям по продаже товаров, связанных с реализацией инновационных проектов, и налога на прибыль, полученного от выполнения инновационных проектов.
4. Применение гибкой системы амортизации основных фондов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и инновационных предприятий, в частности ускоренной амортизации активной части фондов.
5. Освобождение от уплаты ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении сырья, оборудования, оснащения, комплектующих изделий и других товаров, необходимых для выполнения приоритетного проекта.
6. Поддержка функционирования и развитие современной инновационной инфраструктуры. [5]
Обзор литературных источников позволяет выделить важнейшие инструменты, которые используются для содействия инновационной деятельности: создание центров трансфера технологий, научно-технических парков, научно -исследовательских учреждений, непосредственное соинвестирования инновационных инвестиций, налоговые льготы, упрощение административных процедур, поддержание предприятий, которые инвестируют средства в бедных регионах страны, создание технологических парков и др. [6].
Отдельные инструменты инновационной политики и механизмы их использования эффективные в одной стране и совершенно непригодны для использования в другой. Поэтому большинство государств, как правило, реализуют государственную политику в инновационной сфере, комбинируя методы прямого и косвенного воздействия, уровень применения которых зависит от того, к какому направлению тяготеет национальная инновационная политика [7].
В разделе 3 «Рекомендации по совершенствованию стимулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования» предлагается разработка рекомендации по совершенствованию стимулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования, а именно:
- дать рекомендации по совершенствованию механизма стимулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования;
- предложить комплексные методы стимулирования инновационной деятельности;
- разработать рекомендации по совершенствованию эффективной налоговой системы стимулирования.
Выводы
В магистерской работе исследован комплекс актуальных вопросов общетеоретических основ, организации и совершенствования стимулирования инновационной деятельности объектов хозяйствования. Основные выводы и рекомендации сводятся к следующему:
1. Инновациям присущи специфические особенности, снижающие сложность их стимулирования. Поэтому при организации механизма стимулирования инновационной деятельности эти особенности необходимо учитывать. Стимулирование инновационной деятельности имеет сложный и многоуровневый характер, интегрирующий отношения государства, общества и хозяйствующих субъектов, выступающих адресатами инновационной поддержки.
2. Активизация инновационной деятельности предприятий требует создания действенной системы ее стимулирования. Стимулирование инновационной деятельности предприятий мы понимаем как процесс внешнего воздействия на интересы предприятий как субъектов хозяйствования и их работников, других участников инновационного процесса, прежде всего субъектов финансирования инноваций для появления у них побудительного мотива в осуществлении инновационной деятельности и повышении ее эффективности.
3. Украины, несмотря на не совсем благоприятный общий экономический климат, может использовать опыт ряда новых индустриальных стран, которым удалось достичь значительных успехов в развитии инновационной активности и повышении конкурентоспособности своих национальных экономик. В частности, целесообразно было бы перенять опыт Франции по созданию технологических парков; Америки – об особенностях организации венчурного бизнеса; Японии – об особенностях финансирования инновационных проектов; ЕС – по формированию общего инновационного пространства.
При написании автореферата квалификационная работа магистра находится в стадии разработки. Запланированный срок окончательного ее завершения – декабрь 2014 года. Полный текст работы и материалы по теме исследования могут быть получены у автора после указанной даты.
Список использованной литературы
1. В.І. Карюк. Стимулювання інноваційної діяльності підприємств як інструмент підвищення конкурентоспроможності вітчизняної економіки // Теоретичні та прикладні питання економіки. – 2011. - № 24. – С. 362–367.
2. О.І. Тивончук. Аналіз формування системи стимулювання інноваційної діяльності підприємств // Електронний науковий архів Науково-технічної бібліотеки Національного університету "Львівська політехніка" . – 2009. – № 44. – С. 234–238.
3. А.Ю. Бахчисарай. Косвенные методы стимулирования инновационной деятельности: мировой опыт // Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект. – 2011. – № 1. – С. 16–20.
4. М.В. Парфенова. Форми, методи та інструменти стимулювання інноваційної діяльності: сутність, термінологія, способи систематизації // ИнВестРегион. – 2013. - № 1. – с. 47.
5. О.О. Жовтанецька, Г.Й. Никифорук. ДЕРЖАВНЕ УПРАВЛІННЯ ІННОВАЦІЙНОЮ ДІЯЛЬНІСТЮ // Електронний науковий архів Науково-технічної бібліотеки Національного університету "Львівська політехніка" . – 2011. – № 50. – С. 317–323.
6. В.О. Касьяненко. Зарубіжний досвід управління інноваційним потенціалом економіки та можливості його використання в Україні // Маркетинг і менеджмент інновацій. – 2011. - № 4. – C. 200-204.
7. В. Коваленко, М. Мельник. Зарубіжний досвід податкового стимулювання інноваційної діяльності // Формування ринкової економіки в україні. – 2009. – Вип. 19. – C. 301-306.
8. С.И. Кравченко. Основные направления повышения эффективности управления инновационной деятельностью на отечественных предприятиях // Наукові праці Донецького національного технічного університету. Серія: економічна. - Вип. 76. - Донецьк: ДонНТУ. - 2004. - С. 156-162.
9. Хобта В.М., Кравченко С.І. Розвиток системи регулювання інноваційної діяльності // Економіка: проблеми теорії та практики. - Т. 1.-Днепропетровск: ДНУ. - 2004. - № 188. - С. 245-250.
10. Кравченко С.І. Основні напрямки удосконалення державної політики підтримки інноваційної діяльності // Маркетинг в Україні. - 2000. - №4 (6). - С. 58-59.
11. Фіщенко О.М. Обґрунтування доцільності здійснення операцій трансферу технологій Економіка: проблеми теорії та практики: Збірник наукових праць. – Випуск 255: В 9 т. – Т. VI. – Дніпропетровськ: ДНУ, 2009. – С. 1523-1530.