Авиатехника XXI века
Авиация XXI века
В начале XXI века, в развитии дозвуковой авиации наметилась тенденция на создание дистанционно управляемых или полностью автономных транспортных средств. Был создан целый ряд беспилотных летательных аппаратов. В апреле 2001 г. беспилотный самолёт RQ-4 Global Hawk (фото. 1) пролетел от авиабазы Эдвардс в США до Австралии без остановок и дозаправок. Это – самый длинный перелёт между двумя пунктами, когда-либо совершённый беспилотным самолетом, время полёта составило 23 часа и 23 минуты. В октябре 2003 г. первый состоялся полностью автономный трансатлантический перелёт управляемого компьютером самолёта [1].
Помимо совершенствования пилотируемой авиации всё большее внимание в ВВС будущего будет уделяться беспилотным летательным аппаратам. Кроме естественного желания сохранить жизнь лётчиков, военное командование вынуждено учитывать и то обстоятельство, что подготовка боевого пилота длится не один год и стоит более миллиона долларов.
Значительные успехи в области телевидения, микроэлектроники и систем связи позволили достичь впечатляющего прогресса в разработке дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА), чаше называемых беспилотными. Отсутствие человека на борту позволяет заметно упростить и облегчить конструкцию ДПЛА и тем самым обеспечить ему значительно более высокие лётные данные.
В коммерческой авиации начало XXI века отмечено прекращением эксплуатации Concorde (фото. 2). Сверхзвуковые полёты оказались коммерчески несостоятельны, поскольку переход звукового барьера без негативных последствий был возможен только над океаном. Кроме того, Concorde имел слишком большой расход топлива и мог перевозить ограниченное количество пассажиров.
Основные тенденции развития военной авиации
Одна из наиболее очевидных тенденций развития военной авиации на рубеже веков – значительное повышение точности и надёжности управляемого оружия. Это позволяет уверенно поражать цели небольшим количеством боеприпасов. Использование же самолётов дальнего радиолокационного обнаружения, наведения и управления (ДРЛО) даёт возможность постоянно контролировать авиацию противника. В таких условиях воздушные бои на ближних дистанциях, в которых существенно выше роль случайности, превращаются в исключение. Правилом же становится следующий сценарий воздушного боя: самолёт ДРЛО обнаруживает противника, наводит на него свои истребители – и те, заняв выгодную позицию, неожиданно атакуют его ракетами с большой дистанции. Лётчики могут даже не подозревать о том, что их обнаружили, до момента попадания ракеты.
При дальнем воздушном бое манёвренность и энерговооружённость утратят прежнее значение. Зато крайне актуальным станет снижение заметности самолёта как в радио-, так и в ИК-диапазонах. Добиться этого можно за счёт специальной формы самолёта, минимизирующей отражение сигнала в направлении радиолокационной станции (РАС), покрытия, поглошаюшего радиоволны, воздухозаборников двигателя с особым профилем, а также охлаждения и рассеивания газовой струи на выходе [2].
Перспективные пассажирские самолеты
В течение 2000 г. за рубежом проводились различные НИОКР, направленные на исследования облика перспективных пассажирских самолетов, которые могут появиться в 2010–2020-х годах. Основные работы в этой области были сосредоточены в США и Европе.
NASA и фирма Боинг объявили, что в начале 2002 г. в летно-испытательном центре им. Драйдена собираются приступить к летным испытаниям модели LSV, в рамках исследований перспективного самолета, выполненного по концепции BWB (Blended Wing Body). Концепция BWB предусматривает создание тяжелых пассажирских и транспортных самолетов по схеме летающее крыло
. Первые исследования самолетов типа BWB начала фирма Макдоннелл-Дуглас (McDonnell Douglas) в 1991 г. В то время она рассматривала проект 800-местного самолета с размахом крыла 88,1 м, длиной – 48,8 м и высотой – 12,2 м. В дальнейшем фирма провела испытания летающей радиоуправляемой модели.
В середине 90-х гг. западноевропейский консорциум Airbus решил дополнить семейство своих аэробусов моделью, способной перевозить более 500 пассажиров, нарушив тем самым монополию Boeing Jumbo Jet. Поскольку стоимость программы оценивалась в 8–10 млн долларов, необходимо было найти источники финансирования. С этой целью Airbus подписал соглашения о разделении 20 % риска с компаниями Alenia, Belairbus, Fokker Aviation, Saab и Finnaviatec. Еще 20 % разысканы Airbus в Северной Америке и Азии. Также на рассмотрении вопрос о выпуске уменьшенной версии – A3XX-50R, с 481 пассажиром и той же дальностью – 16200 км. Создается так же грузовая (A3XX-100F) и грузопассажирские (combi – A3XX-C) модификации.
Список источников
- История авиации – материал из Википедии (свободной энциклопедии).
- Авиация XXI века – материалы сайта Aavialug.tripod.com.
- Военная авиация через 100 лет – статья сайт Мир прогнозов.