Назад в библиотеку
Тенденции развития технологий Электронного обучения (e-Learning) в 2012 году
Автор: Конни Маламед
Автор перевода: Татьяна Горбань
Источник: http://www.hr-portal.ru/article/tendencii-razvitiya-tehnologiy-elektronnogo-obucheniya-e-learning-v-2012-godu
Из-за стремительного развития технологии 21 века в наших руках появляется огромное количество «новейших инструментов», которые мы можем использовать в обучении.
В то время как список «трендов обучающих технологий в 2011 году» все еще остается актуальным, сегодня мы становимся свидетелями «зарождения» новых тенденций в образовании, на которые стоит обратить внимание.
Backchannel (Канал обратной связи)
Несколько лет назад, зрители на презентациях и семинарах начали общаться между собой, используя свои смартфоны и ноутбуки. Эта интерактивная коммуникация получила название «backchannel». С развитием социальных средств массовой информации (Твиттер и блоги), этот способ общения обеспечивает документирование событий, таких как конференц-сессии, чтобы люди могли продолжить изучение полученного материала и после окончания учебных мероприятий.
Дэвид Кэлли, используя backchannel, собирает все комментарии и обсуждение, которые возникают во время проведения определенного занятия в определенном месте. Например, вы можете заглянуть на страничку Дэвида (backchannel pages) и просмотреть его работу. Кроме того, передовая «Гильдия eLearning» включила официальную часть backchannel в свой сайт конференции «DevLearn 2011». В своем новом воплощении backchannel сливатеся с content curation (куратор контента), описанном ниже.
Куратор контента (content curation)
Цифровое курирование – это необходимость, продиктованная информационной перегрузкой. Кураторы занимаются поиском информации по конкретной теме, собирают и фильтруют материал для читателей, а также обновляют его. Эффективные кураторы делают контент стоящим, так как они обеспечивают смысл содержания, его организацию и представление читателю.
Если вам необходимо найти достоверную информацию по любому вопросу, то лучше обратиться к сайту, который занимается курированием контента (а не задавать алгоритм поисковой системе). Здесь вы сможете обнаружить материал, который имеет непосредственное отношение к вашей теме. Вот некоторые инструменты курирования: Scoop.it, bagtheweb, Storify, Pearltrees и Bundlr. Также стоит обратить внимание и на два интересных сайта: eLearning (курируемый Paulo Sim?es) и Content Curation World (Robin Good).
Облачные решения (Developing in the Cloud)
Сегодня все больше платформ для разработки и проведения обучения созданы на веб-основе. Это значит, что получить доступ к программному обеспечению можно только через Интернет, а не рабочий стол. Это и есть путь от создания онлайн-курса и до его непосредственного запуска. Некоторые облачные решения в области электронного обучения включают в себя:
Composica - онлайн-платформа для создания курсов в среде совместной работы таким образом, чтобы члены команды могли общаться во время процесса.
eXe – хорошо зарекомендовавший себя инструмент (open source authoring tool) для создания и публикации веб-контента.
Interaction Builder – инструмент, предоставляющий онлайн сервис для создания взаимодействия, которое затем можно загрузить и включить в курс онлайн. Чтобы построить взаимодействие, необходимо выбрать шаблон и добавить текст, изображение и звук. Взаимодействие публикуется в одном файле флэш-памяти.
My Brainshark – веб-подписка для создания и проведения мультимедийных презентаций по требованию. My Brainshark – бесплатная услуга; My Brainshark Pro имеет расширенные возможности.
Lectora Online – позволяет членам группы обмениваться и изменять содержание курса. Lectora Online имеет множество шаблонов для публикации в таблетках (publishing to tablets).
Ruzuku – онлайн-платформа, которая позволяет легко создавать онлайн-курсы (образовательные сообщества) по расписанию или по требованию.
Udutu – предоставляет бесплатные онлайн инструменты для разработки курса с платных хостингов.
Расширенная роль педагогического дизайнера
В своей книге «The New Learning Architect» Клайв Шепард говорит о том, что педдизайнер имеет только одну функцию – создание курса. Сегодня эта мысль кажется устаревшей. Многие люди будут продолжать разрабатывать курсы, но дизайнеры должны «мыслить шире», чтобы закрывать пробелы в обучении. Это подразумевает понимание стратегий, которые лежат в основе разнообразных возможностей для обучения, как формального, так и неформального, традиционного и нетрадиционного, виртуального и с глазу на глаз.
Например, дизайнеры управляют сообществом практиков, курируют контент, содействуют дискуссионным онлайн группам, организовывают мероприятия и поддержку социальных медиа для обучения. Они часто являются сторонниками инноваций. Дизайнеры и их единомышленники убеждают высшее руководство в том, что взаимодействие и сотрудничество будет способствовать развитию организации. Чем больше дизайнеров и педагогов будут мнить себя архитекторами обучения, тем больше шансов, что и «весь мир станет умнее».
«Перевернутое» обучение (flipped learning)
Модель flipped learning подразумевает выполнение домашнего задания в классе. Это значит, что студенты получают презентацию нового материала (как правило, это видеоматериал) на дом. Затем во время занятий в школе они занимаются обсуждением этой новой информации. Эта модель обучения основана на идее, что для учащихся процесс взаимодействия и обогащения знаниями происходит более эффективно в классе, во время обсуждения нового материала, а не во время пассивного наблюдения за преподавателем, который читает лекцию. Поскольку эта модель постоянно развивается, «перевернутые» занятия могут выглядеть по-разному. Но как можно применить это в обучении на рабочем месте?
На рабочем месте flipped learning может применяться в различных формах. Например, Джейн Харт пишет о «перевернутом» или социальном вебинаре, в котором участникам было предложено прочитать и проанализировать определенную статью еще до начала мероприятия. Затем во время веб-конференции все желающие смогли обсуждать полученный материал, задавать вопросы и применять свои знания по теме. Представьте себе среду обучения, в которой люди не просто «созерцают мудреца на сцене», а занимаются взаимодействием и развитием своего мышления.
Gamification (геймификация)
В этом году наблюдается тенденция в улучшении понимания и более эффективного использования игровых механизмов для тренинга и обучения. Они прекрасно описаны в книге Карла Каппа «The Gamification of Learning and Instruction», публикация которой запланирована на май 2012 года. Капп отмечает, что gamification может привлекать как молодых, так и представителей старшего поколения, но в то же время структура игры не может быть искусственно помещена в содержание в качестве приманки для взаимодействия. Эффективная игра имеет значение в режиме реального взаимодействия, немедленной обратной связи и чувства выполненного долга, что в свою очередь, интегрировано в педагогику.
Как отмечает невролог Джуди Уиллис, игры представляют собой индивидуально достижимые цели, которые подкреплены системой вознаграждений (мощным мотиватором). Взрослые получают огромное удовольствие от обучения через игру.
HTML 5 для мобильных
Если вы не очень интересуетесь техникой, то дискуссии о «HTML 5 против Flash» явно не будут вам интересны. Ключевым моментом является то, что большинство интеренет-обучения было представлено в формате Flash, который является технологией Adobe для представления интерактивного мультимедийного контента через Интернет. Но из-за целого ряда технических (и не только) причин, Flash не поддерживается на всех мобильных устройствах, поэтому была необходима альтернатива.
HTML 5 – это веб-технология, которая разрабатывалась в течение нескольких лет, призвана частично заменить функциональность Flash. Если вы планируете доставку контента для различных смартфонов и планшетов, вам необходимо знать какие authoring tools публикуются для HTML5. Вот несколько вариантов для изучения на данный момент:
Adobe Edge (создана разработчиками Flash) обеспечивает взаимодействие и анимированный контент.
Flipboard. Хотя большинство людей воспринимают Flipboard как приложение для агрегирования социального медиа-контента, вы можете также использовать его для создания контента в формате журнала. В настоящее время он доступен только для iPhone и iPad.
Lectora и Lectora Online. Хорошо зарекомендовавшая себя авторская платформа для создания интерактивного мультимедиа-контента и оценок, Lectora издает версию для eLearning и мобильных устройств.
Pastiche (разработан Xyleme) – это инструмент и хостинг решение для создания интерактивного контента, который поставляется на iPad. Вы можете создавать онлайн-курсы, интерактивные учебники и решения поддержки производительности.
Rapid Intake mLearning Studio: mLearning Studio охватывает свои базы путем публикации для HTML5 и Flash. После добавления мультимедийных средств (текст, графика, аудио, видео), вы можете публиковать кросс-платформу мобильного плеера для смартфонов (Android, iPhone и нового Blackberries) и iPad.
Sum Total Toolbook. Программа Toolbook уже длительное время используется в сфере обучения. Она обеспечивает решения мобильного обучения с помощью шаблонов и стилей для создания интерактивного контента для мобильных устройств.
Обратите внимание, что не все браузеры могут обрабатывать HTML5 и связанные с ним технологии. Так что не думайте, что один и тот же формат будет работать как для мобильных устройств, так и для планшетов.
Новое смешанное обучение
Смешанное или гибридное обучение возникло потому, что только курс eLearning зачастую не отвечает всем образовательным потребностям организации или индивидуума. До недавнего времени, смешанным называли обучение, которое включало в себя занятия с инструктором и онлайн компоненты. Но это было давным-давно, еще во времена Интернета…
Теперь, когда мы можем получать «живые» инструкции онлайн, обладая предостаточным количеством возможностей для индивидуального обучения, определение «blended learning» расширяется и включает ряд стратегий от обучения с помощью сообщества практики (a community of practice) до поддержки мобильной производительности. Например, кто-то может посетить рабочий вебинар, затем принять участие в Google+-тусовке с когнитивным психологом и присоединиться к сообществу LinkedIn, чтобы обсудить с педагогическими дизайнерами применение этих идей.
Существует очевидное преимущество этой широты мышления – она лучше отвечает потребностям учащихся. Она позволяет разработчикам думать в неограниченных условиях о том, что является основой эффективного обучения, а также считать обучение непрерывным процессом, а не дискретным.