Реферат по теме: Агентно‑ориентированное моделирование подготовки и трудоустройства молодых специалистов
Содержание:
- 1. Цели и задачи исследования
- 2. Актуальность темы исследования
- 3. Научная новизна исследования
- 4. Планируемые практические результаты
- 5. Обзор исследований и разработок по теме
- 6. Теория агентно‑ориентированных систем
- 6.1. Интеллектуальный агент
- 6.2. Мультиагентные системы
- 7. Агентная система моделирования подготовки и трудоустройства специалистов на рынке труда.
- 7.1 Система взаимодействия агентов на рынке труда
- 7.2 Модель взаимодействия университета и выпускников (студентов)
- Выводы
- Список источников
1. Цели и задачи исследования
Целью данной работы является построение имитационной модели процесса подготовки молодых специалистов с помощью агентно‑ориентированного подхода.
Задачи исследования:
- Анализ процесса обучения студентов университета как системы с распределенным интеллектом.
- Описание процедуры передачи знаний от преподавателя к студенту.
- Определение внешних и внутренних факторов, влияющих на успеваемость студентов и качество усваивания знаний и навыков.
- Разработка методики определения ментальных и психофизиологических особенностей преподавателей и студентов.
- Разработка структуры искусственных агентов для преподавателей и студентов на основе нейронных сетей.
- Разработка алгоритмов обучения искусственных агентов.
2. Актуальность темы исследования
Агентно‑ориентированный подход к моделированию – это разновидность представления имитационных моделей совокупностью взаимодействующих искусственных агентов, в которых основополагающими концепциями являются понятия агента и его ментальное поведение, зависящее от среды, в которой он находится.
Агентно‑ориентированные модели представляют собой специальный класс имитационных моделей, основанных на индивидуальном поведении множества агентов, и создаваемых для компьютерных симуляций. Эти компьютерные симуляции тесно взаимосвязаны со следующими понятиями: вычислимая экономика, сложные распределённые системы, метод Монте – Карло, вычислительная социология, системы с множеством интеллектуальных агентов и эволюционное программирование.
Такие модели дают возможность описывать процессы не только с математической стороны, но также учитывать другие факторы, такие как психология, экономика, социальные факторы. Это делает данный инструмент очень востребованным в современной науке.
Актуальность данного исследования заключается в том, что построенная модель позволит анализировать качество учебного процесса в высшем учебном заведении и прогнозировать трудоустройство выпускников вуза с учётом требований работодателей. Данная модель будет учитывать распределённость и интеллектуальность системы обучения студентов вуза, а также факторы, влияющие на них.
3. Научная новизна исследования
Модель будет отличаться возможностью более реалистично отражать трансформацию знаний в обучающем процессе
преподаватель – студент
, то есть имитировать процесс передачи профессиональных навыков и знаний в зависимости от личностных характеристик участников процесса (преподавателей и студентов).
В разрабатываемой имитационной модели будут использованы методы искусственных нейронных сетей, что делает данную работу по‑своему уникальной.
4. Планируемые практические результаты
- Агентно‑ориентированная модель подготовки молодых специалистов.
- Методика определения личностных характеристик преподавателей и студентов.
- Структура алгоритма обучения искусственных агентов.
5. Обзор исследований и разработок по теме
Данная тема интенсивно развивается в Донецком национальном техническом университете на кафедре прикладной математики и информатики под руководством доцента Федяева О. И. Под его руководством защитили магистерские работы следующие магистры:
- Стропалов А. С. Выпускная работа
Нейросетевые модели программных агентов в социально‑ориентированных мультиагентных системах
. - Лукина Ю. Ю. Выпускная работа
Агентно‑ориентированные программные модели поведения человека в социально‑экономической среде
. - Зудикова Ю. В. Выпускная работа
Оценка эффективности многоагентного моделирования систем с распределенным интеллектом
. - Грач Е. Г. Выпускная работа
Модель предприятия как интеллектуальная искусственная система для анализа и управления на основе знаний
. - Лямин Р. В. Выпускная работа
Многоагентная система обучения студентов на кафедральном уровне
. - Зайцев И. М. Выпускная работа
Модели коллективного поведения интеллектуальных агентов в многоагентных системах моделирования и управления предприятием
.
Агенно‑ориентированным моделированием и программированием занимаются ученые и программисты по всему миру, в том числе и в ведущих университетах планеты. Существует крупный сайт, на котором размещены электронные научные публикации.
Так же доказательством актуальности этой темы в мире может служить количество ответов на запрос multi agent systems modeling
в поисковой системе Google – более 12 миллионов.
Мультиагентные системы применяются в различных областях человеческой деятельности, таких как образование, медицина и экономика.
6. Теория агентно‑ориентированных систем
6.1. Интеллектуальный агент
Термин агент
происходит от латинского глагола agere
, что означает действовать
, двигать
, править
, управлять
. В Википедии агент – это некоторая сущность (система), которая обладает свойствами, помимо свойств объекта – существовать и объединять, необходимыми для взаимодействия с внешней средой.
Для работы искусственный агент должен иметь определённые интеллектуальные способности, а также возможность взаимодействовать с владельцем для получения заданий и передачи результатов.
Общепринятого определения интеллектуального агента пока нет. Но наиболее популярное из них следующее.
Интеллектуальным называется искусственный агент, который способен действовать автономно и гибко (flexible) для достижения поставленных перед ним целей, при этом под гибкостью понимают:
- реактивность (reactivity);
- проактивность (proactivity);
- коллективность;
- базовые знания (basic knowledge);
- автономность (autonomy, autonomous functioning)[1 ,2].
6.2. Мультиагентные системы
Из отдельных агентов можно строить многоагентные (мультиагентные) системы (МАС). Среди специалистов используется следующее формальное определение многоагентной системы МАС:
MAС = (A, E, R, ORG, ACT, COM, EV),
где: А – множество агентов среды Е, находящихся в определенных отношениях R и взаимодействующих друг с другом, формирующие некоторую организацию ORG, обладающих набором индивидуальных и совместимых действий ACT (стратегия поведения и поступков), включая возможные коммуникативные действия COM и возможность эволюции EV.
Чтобы сделать МАС готовыми к промышленному применению, некоммерческая ассоциация под названием FIPA, предложила ряд норм и стандартов, которые разработчики мультиагентных систем должны выполнять, чтобы МАС были совместимыми с другими системами:
- агент может связаться с любым другим агентом;
- агент предоставляет ряд услуг, которые доступны любому агенту в системе;
- каждый агент обязан ограничить свою доступность от других агентов;
- каждый агент обязан определить свое отношение, контракты, и т. д. с другими агентами;
- каждый агент содержит со своим именем свой путь (понятие ID Агента) [1, 3].
Недостатки МАС [4]:
- главный недостаток МАС – непредсказуемость поведения полной системы, основанной на её составляющих компонентах;
- безопасность приложений не очень высока;
- модульный принцип.
7. Агентная система моделирования подготовки и трудоустройства специалистов на рынке труда
7.1. Система взаимодействия агентов на рынке труда
В данной работе рассматривается имитационная система, которая изначально включает в себя три типа искусственных агентов, которые реализуют главные функции своих реальных объектов и их взаимодействие в моделируемом процессе. Для моделирования процессов подготовки и трудоустройства молодых специалистов необходимы следующие агенты:
- университет;
- работодатель;
- выпускник.
Взаимодействие этих агентов определяет сущность модели подготовки молодых специалистов для рынка труда. В данной модели предусмотрены три типа взаимодействия.
- Взаимодействие работодателей и выпускников.
- Взаимодействие работодателей и университетов.
- Взаимодействие выпускников и университета в процессе обучения.
Для формализации взаимодействия данных объектов были использованы следующие предположения и упрощения:
- Процесс обучение происходит непосредственно между преподавателем и студентом, под влиянием внешнего фактора – плана обучения, а так же внутренних факторов, которые определяются личностными характеристиками студентов и преподавателей.
- В процессе обучения для каждого предмета, в соответствии с его учебной программой, установлен определенный набор профессиональных знаний в виде навыков и умений, необходимых для усвоения студентами.
- Реальный уровень усвоения студентами знаний по предмету определяется экзаменационной оценкой, выставляемой преподавателем.
- Для каждого студента формируется личный (индивидуальный) набор из знаний и умений, усвоенный в процессе изучения данной дисциплины и который будет использоваться при собеседовании с работодателем.
- Учебная программ дисциплины рассматривается как нормативная информация.
7.2. Модель взаимодействия университета и выпускников (студентов)
На рисунке 2 показана предложенная нами модель обучения студента по одному предмету. На выходе модели формируется вектор – список знаний и умений по одной дисциплине, которыми студент овладел после окончания университета. Стоит заметить, что некоторые знания и умения не присутствуют в конечном варианте вектора, так как студент, в силу своих ментальных особенностей, не усвоил их.
Позже этот вектор будет рассмотрен работодателем, который и сделает вывод – сможет ли выпускник с таким вектором знаний и навыков справляться с предложенной должностью.
Как известно, на успешность обучения студента влияет ряд факторов. Эти факторы были разделены на несколько категорий и по каждому из них планируется анализ и разработка методики оценки действия того или иного фактора на студента.
Качество усвоения материала студентами во многом определяется мастерством преподавателя. Поэтому агент Преподаватель
должен быть наделён своей собственной ментальностью, уровнем профессионализма и способом
преподнесения информации.
У преподавателя так же имеются факторы, влияющие на его способность правильно и доходчиво объяснить предмет. Эти факторы в данной работе рассматриваться не будут в связи с их схожестью с факторами, влияющими на студентов.
Модель взаимодействия агентов приведена на рисунке 4. Она иллюстрирует эффективность передачи знаний и навыков в зависимости от личностных характеристик агентов.
Выводы
Таким образом, в данном исследовании будет формализован процесс обучения специалистов, который является частью большой модели подготовки и трудоустройства специалистов, которая рассматривается как динамическая система с распределённым интеллектом. Эта работа может иметь продолжение в направлении формализации взаимоотношений университетов и работодателей для оптимизации учебных планов, которые в данном исследовании задаются априори.
Планом данного исследования предусмотрено получение агентно‑ориентированной модели подготовки специалистов, которая позволит проводить анализ и прогнозирование процесса обучения студентов в учебном заведении.
Для построения программных агентов, которые должны реализовать трудно формализуемые роли участников учебного процесса, будут использованы искусственные нейронные сети чрезвычайно популярные в наше время.
Список источников
- Лукина Ю. Ю., Федяев О. И. Технология создания мультиагентных систем в инструментальной среде MadKit Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.masters.donntu.ru.
- Бугайченко Д. Ю., Соловьев И. П. Абстрактная архитектура Интеллектуального агента и методы ее реализации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sysprog.info/2005/03.pdf.
- Тарасов В. Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.burnlib.com.
- Jacques Ferber, Olivier Gutknecht, Fabien Michel From Agents to Organizations: an Organizational View of Multi‑Agent Systems [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.lirmm.fr.
- Зудикова Ю. В. Оценка эффективности многоагентного моделирования систем с распределенным интеллектом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://masters.donntu.ru.
- Клебанов Б. И., Москалев И. М., Бегунов Н. А., Крицкий А. В. Мультиагентная имитационная модель муниципального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru.
- Котенко И. В. Многоагентное моделирование для исследования механизмов защиты информации в сети Интернет – ИММОД 2009 с. 38–47 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spiiras.nw.ru/files/conferences.
- Лямин Р. В. Многоагентная система обучения студентов на кафедральном уровне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://masters.donntu.ru.
- А. Н. Швецов. Агентно‑ориентированные системы: от формальных моделей к промышленным приложениям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru.
- Зайцев И. М., Федяев О. И. Агентно‑ориентированный подход к моделированию интеллектуальных распределённых систем: Сб. – Донецк: ДонНТУ, 2008. – С. 337–338.
- Тарасов В. Б. Агенты, многоагентные системы, виртуальные сообщества: стратегическое направление в информатике и искусственном интеллекте // Новости искусственного интеллекта: Сб. – 1998. – № 2.
Примечание
При написании данного автореферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение – 1 декабря 2014 г.