Автор: Крылова А.
Источник: Ведущий портал о кадровом менеджменте
Крылова А. Сокращать нельзя развивать
В статье делается акцент на необходимости обучения и развития сотрудников вместо их увольнения.
Кризис – это своего рода лакмусовая бумажка, демонстрирующая итог эффективности предыдущего развития и открывающая реальные недочеты. Поэтому любой кризис есть ни что иное, как открытие новых возможностей.
Представьте себе, что, идя уверенным шагом по ровной дороге, вы подошли к обрыву. Вам непременно нужно идти вперед, но обрыв, как и любое другое препятствие, изменяет ваш ход и принуждает к выработке новой стратегии движения. Если переложить метафору на реальность, то обрыв – это и есть кризис. И столкновение с этим препятствием дает Вам возможность оценить все Ваши предыдущие достижения в выборе тактики и стратегии, способов и механизмов движения.
А теперь представьте, что вы идете не один, а вы идете целой командой. Двигаясь
до обрыва, вы дружно шли, распевая песни и реализуя маршрут, ибо шли по накатанной
и все сложности решались относительно легко и просто. А теперь перед вашей командой
непредвиденная стрессовая ситуация. Кто как себя поведет? Все ли оправдают возложенные
ожидания? Кризис –ss это лакмусовая бумажка не только вашего бизнеса, но и проверка для
вашего коллектива. Кто в чем успешен, у кого и где возникают трудности, а кто вообще
до этого прятался за спины коллег, не представляя ничего значимого для продвижения
вашего дела. Таким образом, мониторинг персонала компании и тех проблем, которые
этот самый кризис, а, иначе говоря, новая нестандартная ситуация, обострил, дают
возможность новыми глазами взглянуть на свой коллектив и выстроить новую стратегию развития.
Поэтому, выбирая антикризисную программу развития (и именно развития, а не выживания),
необходимо отдельное внимание уделять развитию своих сотрудников в этой ситуации.
Да, и именно здесь нужно разрабатывать новые формы мотивации
(возможно нематериальной в виду финансовых трудностей),
конкретные формы обучения и коучинга, возможно даже потребуется
рокировка штата, смена ролей и позиций. В ситуации кризиса,
у персонала может открыться второе дыхание, новые идеи и возможности,
новые силы и способности. Только для этого нужно приложить усилия:
сплотить, поддерживать, мотивировать и развивать. Когда на поверку
оказывается, что ваши менеджеры чего‑то не умеют – это отнюдь не
значит, что они бесполезны. Вспомните схему причин несоответствия
результатов работы ожидаемым и именно по ней легко понять, что
делать с проблемным сотрудником и где ставить запятую в выражении сокращать нельзя развивать
!
Закономерно у всех возникает вопрос: что же делать с сотрудниками и как, учитывая стесненные финансовые возможности?
Честно говоря, многое можно сделать самим без привлечения многообещающих ресурсов из вне. И стратегия здесь проста как мир: поддержка – развитие – обучение.
Все, кто, так или иначе, говорит о кризисе, говорит о его негативной стороне, о его разрушающем воздействии и грядущей катастрофе, тем самым еще в большей степени травмируя умы и терзая страхом за свое будущее. Череда увольнений, статей об изменении в кадровой политике тому подтверждение. И тут приходит время ее величества паники! К сожалению, и это научно доказанный факт, паника способна на огромную и злую шутку – повесить на глаза и рассудок пелену, сквозь которую попытки пробиться здравому смыслу, мотивации, работоспособности и креативности оказываются тщетны. Естественным образом возникает сомнение, насколько хорош сотрудник, перманентно находящийся в стрессе перед неизвестным – читай: неизбежным. В любой непростой ситуации, с самого раннего детства, нам нужна поддержка, признание нашей значимости и наших успехов, помощь в достижении результатов и исправлении ошибок. Да, на это надо тратить время и да, это время потом окупится с лихвой! И поддержка эта должна быть перманентна, ежедневно показывая значимость сотрудника, признание его успехов, помогая преодолевать трудности и интересуясь развитием дел. Так вы сможете достичь укрепления веры в себя и низвержение панических настроений и страха перед неизвестным, доказывая, что все зависит только от нас.
Понятие это охватывает и предыдущее, и последующее, выстраивающее более полную концепцию. В сложившейся ситуации развитие должны быть понятно каждому сотруднику, ибо информированность сама по себе уже является залогом определенности. Конечно, это мы можем сделать сами в рамках своей компании. Например, пригласить сотрудников на собрание, и рассказать, что мы имеем сейчас, что мы делаем, чтобы развиваться в нынешних обстоятельствах, и в чем вклад каждого сотрудника, а где, кому и как можно и поднажать. Если ваша компания существовала в 1998 году и благополучно или же с огромным трудом справилась с тем кризисом, или же вам близки реальные истории того времени, то и об этом можно рассказать, наглядно демонстрируя, что было, что сделали, что стало. Говоря о тех событиях, мы даем понять, что смогли один раз – сможем и еще! А заодно, посмотреть на то, какие были допущены ошибки тогда, и что можно изменить в нынешних обстоятельствах. Устраивая собрание важно понимать, что чем доходчивее и понятнее для сотрудников будет положение их компании и роль каждого в этой сложном механизме развития, тем они станут лояльнее и увереннее, ибо самый главный приятель паники – это неизвестность, поэтому держать сотрудников в состоянии неизвестности слишком дорогого стоит. В качестве бонуса подобных мероприятий стоит обозначить сплочение. Перед лицом трудностей все равны – и топы и низы, и это равенство перед преодолением трудностей может само по себе играть своего рода роль Тим билдера!
Еще раз, разглядывая схему причин несоответствия результатов работы ожиданиям можно понять, кого мы будем учить и чему, кого мотивировать, а с кем, как это не прискорбно, придется попрощаться. Да, именно в этом и есть вся жестокость кризиса. Он безжалостен к нашим компетенциям, стремлениям, возможностям и мотивам. И здесь вступают в свое полноправное владение специалисты HR и руководители отделов, ибо это именно их стезя – персонал, и кому, как не им видеть знать и понимать – кто на что способен и как это наиболее верно определить. Чему‑то можно научить сотрудников и своими силами, делясь своим опытом в аналогичной ситуации, применяя коучинг и наставничество. Но, откровенно говоря, каждый должен заниматься своим делом, и если сотрудникам нужны срочные и оперативные вливания навыков и знаний, то на ряду с коуч‑менеджментом, лучше не поскупиться и отдать их в руки профессионалов, что будет, по правде говоря, быстрее, выгоднее и эффективнее.
В заключении хочу сказать, что вышеобозначенные моменты это всего лишь капля антикризисной программы, касающаяся сотрудников. Возможно, есть и немало других способов и мероприятий по улучшению климата в компании, увеличению производительности и мотивированию персонала. Что бы не предпринимала ваша компания, какими бы путями не шла, важно помнить, что идти нужно по пути развития с целью на освоение посткризисной арены. Относительно же персонала, кризис – это прекрасная возможность вырастить свою команду, прошедшую вместе огонь и воду, добившуюся оптимального уровня эффективности своих навыков, получившую огромное количество необходимых знаний – команду, на которую впредь можно будет опереться в любой новой трудной и сложной ситуации.