Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования
- 3. Обзор нормативно‑правовых актов и методических материалов, по зонированию территории населенных пунктов
- 3.1 Законодательная база, регулирующая зонирование территории населенных пунктов
- 3.2 Обзор публикаций и научных работ
- 3.3 Анализ влияния дорожно‑транспортной сети на населенные пункты
- 4. Исследование методов создания карт зонирования территории населенных пунктов
- 4.1 Методы зонирования по транспортной доступности
- 4.2 Методы зонирования по уровню загрязнения воздушного бассейна
- 4.3 Методы зонирования по уровню шумового загрязнения
- Выводы
- Список источников
Введение
Проблемы эффективного управления земельно‑имущественным комплексом в городской среде вызывают необходимость научно‑практических исследований в области зонирования территории населенных пунктов. Спектр использования планов зонирования постоянно расширяется, они используются не только для оценочного зонирования земель, а также для целей кадастра недвижимости и решения проблем управления территориями населенных пунктов. Результаты оценочного зонирования по факторам градостроительной ценности, в частности транспортной, экологической и т.д. могут и используются для введения ограничений и стимулирующих мер в городском землепользовании.
1. Актуальность темы
Территория населенных пунктов является сложным сочетанием природных и антропогенных ландшафтов, имеющие разные функционально‑планировочные качества, отличающиеся по уровню доходности от использования земель, что приводит к неоднородности проявления рентообразующих факторов.
Это обусловливает необходимость ее землеоценочной структуризации – экономико‑планировочного зонирования территории. Одним из главных факторов, определяющих ценность отдельных участков территории города, является их экологическое состояние. Его оценка осуществляется на основе определения концентрации того или иного загрязнителя в окружающей среде и отражает экологическое качество территории оценочных районов. За последние 10 лет, в связи со значительным ростом транспорта, весомой долей общего загрязнения городских территорий стали выбросы вредных веществ от транспортной системы города. В Донецке, например, выбросы вредных веществ от транспорта выросли на 76 % [1], и по прогнозам ученых к 2020 году валовое количество вредных веществ от транспорта будет перевешивать даже выбросы промышленных предприятий. Если не начать контролировать эту тенденцию, то экологическая ситуация в городе будет пагубно влиять на здоровье каждого жителя, что приведет к падению качества и, как следствие, цены земельных участков. Для выявления наиболее проблемных мест дорожно‑транспортной системы, было решено провести ее зонирование по транспортной доступности и экологическим факторами, которые зависят от транспорта, эти данные используются для выполнения нормативной денежной оценки и определения дальнейших путей развития города.
2. Цель и задачи исследования
Цель работы: разработка и исследование методов зонирования территории населенных пунктов для нормативной денежной оценки.
Основными задачами исследования являются:
- анализ нормативных требований к созданию планов зонирования;
- совершенствование методов зонирования территории населенных пунктов для нормативной денежной оценки при решении вопросов рационального использования территорий городов;
- исследования использования оценочного зонирования по фактору транспортной доступности, по уровню воздушного и шумового загрязнения от автотранспорта в городе Донецке.
Идея работы заключается в анализе и исследовании нормативных требований и технических условий к созданию планов зонирования территории населенных пунктов необходимых для решения вопросов рационального использования территорий городов и разработки методов оценочного зонирования территории населенных пунктов по экологическим факторам и транспортной доступности в городе Донецке.
Объектом исследования являются документированные сведения об объектах городской среды.
Предмет исследования – методы зонирования территории населенных пунктов для нормативной денежной оценки.
В процессе исследования будет решена научная задача по исследованию и совершенствованию методов создания планов зонирования территории города Донецка, для проведения нормативной денежной оценки и принятии градостроительных решений.
3. Обзор нормативно‑правовых актов и методических материалов, по зонированию территории населенных пунктов
3.1 Законодательная база, регулирующая зонирование территории населенных пунктов
В Украине на сегодня зонирование территории населенных пунктов для нормативной денежной оценки регулируются следующими основными документами: Земельный Кодекс Украины, Закон Украины О регулировании градостроительной деятельности
, Закона Украины Об основах градостроительства
, Закон Украины Об оценке земель
. Есть также ряд других нормативно‑правовых документов и методических материалов: Постановление Кабинета Министров Украины О порядке проведения общественных слушаний для учета общественных интересов при разработке проектов градостроительной документации
, Приказ Минрегионстроя Украины Об утверждении Порядка предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, их состав и содержание
, ДСТУ‑Н Б Б.1.1‑12:2011 Руководство о составе и содержании плана зонирования территории
, ДБН 360‑92** Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
, ДСП 173‑96 Государственные санитарные правила планирования и застройки населенных пунктов
, Методические рекомендации по комплексной оценке земельных участков городских территорий
г. Харьков, Методические рекомендации по разработке схем зонирования территорий городов
МДС 30‑1.99.
3.2 Обзор публикаций и научных работ
За последние 10‑15 лет было опубликовано много научных работ. Некоторые из ученых, а именно Е. А. Самойленко, А. И. Рипенко, А. В. Емец, А. А. Мельничук, А. А. Экономов, изучали правовые аспекты зонирования земель в пределах населенных пунктов, а некоторые исследовали более практические вопросы: методы создания и использования планов зонирования, влияние дорожно‑транспортной сети на экологию населенных пунктов (В. И. Дорошенко, К. Д. Диденко, А. М. Матийчик, М. И. Долиновська, В. М. Будзяк, Ю. М. Палеха, А. В. Свинарев, В. Е. Абракитов, А. В. Васильев, Д. П. Шевченко, Ю. Ю. Дорохин). Каждый из них изучал методы зонирования по различным функциональным и экологическим факторам, однако в работе каждого рассматривалися отдельные вопросы влияния улично‑дорожной сети относительно функционального зонирования (по экологическим факторам и по транспортной доступности). Наиболее обобщенную работу о различных методах зонирования территории населенных пунктов сделали ученые России во главе с А. М. Лелюхиной, по результатам этой работы были составлены Методические рекомендации по разработке схем зонирования территорий городов
МДС 30‑1.99, которыми пользуются на территории России и Украины.
3.3 Анализ влияния дорожно‑транспортной сети на населенные пункты
При проведении зонирования территории населенных пунктов значительное внимание уделяется транспортной доступности.
Доступность выражает удобство доступа к нужному объекту, наличие инфраструктуры, транспорта и прочее.
Для определения транспортной доступности учитываются: удаленность, обеспеченность городским транспортом, загруженность городских дорог, застроенность территории, качество дорог, пешеходная доступность к остановкам, средняя стоимость проезда.
Также одним из главных факторов, определяющих ценность отдельных участков территории населенного пункта, является их экологическое состояние. Его оценка осуществляется на основе определения концентрации (интенсивности воздействия) того или иного загрязнителя в окружающей среде и отражает экологическое качество территории оценочных районов.
В терминах оценки земель и недвижимости под экологическим фактором
понимают любое природное явление или качественное состояние окружающей среды и ее отдельных компонентов, а также качественное состояние самих элементов недвижимости, которые влияют на рыночную стоимость недвижимости. Влияние автомобильных дорог и автотранспорта (рис. 1), что движется ими на окружающую среду отражается в сложном взаимодействии факторов [2].
Из них на оценку наиболее существенно влияют шумовые (вибрационные и акустические шумы) и выбросы химических веществ то есть атмосферное загрязнение воздушного бассейна.
Экологическая ситуация Донецка напряженная. На данный момент предприятия являются основными источники загрязнения воздушного бассейна, но в связи с экономическим кризисом, доля загрязнений от промпредприятий значительно уменьшилась, а загрязнение от транспорта постоянно увеличивается. По прогнозам экологов к 2020 году основной объем загрязнения составят выбросы от автотранспорта.
Загрязнение воздуха автомобильным транспортом происходит в результате сжигания топлива. Химический состав выбросов зависит от вида и качества топлива, технологии производства, способа сжигания в двигателе и его технического состояния. Загрязнение воздуха отрицательно влияет на здоровье людей, на качество и на цену земельного участка.
Шумовое загрязнение один из тех факторов, которые начали брать в расчет относительно недавно, но шум не менее вреден, чем загрязнение воздуха или воды. Увеличение интенсивности шума сверх природного уровня, которое влияет на людей, работающих или проживающих на территории населенного пункта изображено на рис. 2. Эта проблема прежде всего возникает на дорогах, которые пересекают жилую застройку, вблизи больниц, санаторий, на парковых и скоростных дорогах крупных городов. Уровень шумового воздействия транспорта на окружающую среду определяется при наличии в зоне влияния дороги селитебных и промышленных территорий населенных пунктов, зон массового отдыха. Транспортный шум ухудшает качество окружающей среды на прилегающих к дороге территориях, негативно влияет на нервную систему человека, снижает работоспособность, уменьшает сопротивляемость сердечно‑сосудистым заболеваниям.
4. Исследование методов создания карт зонирования территории населенных пунктов
4.1 Методы зонирования по транспортной доступности
Одним из главных факторов, характеризующий дорожно‑транспортную сеть является транспортная доступность. Зонирование по транспортной доступностью может быть выражено интегральным индексом.
В. И. Дорошенко и К. Д. Диденко был предложен новый интегральный показатель – интегральная транспортная доступность (ИТД) – это возможность достижения любой точки территории с заданной скоростью [3]. Упрощенная формула ИТД і имеет следующий вид:
S і – среднее (наименьшее) расстояние от данной точки до других точек в транспортной сетке;
k і – коэффициент вариации коротких маршрутов;
Т і – коэффициент цикличности в транспортной сетке для точки і;
V n – нормативная скорость на маршрутах.
А. М. Лелюхина предлагает методику выполнения зонирования, которая основывается на определении балльной оценки контуров на картографической основе, образованных пересечением изохрон (линии равного времени), и балльных оценок зон транспортной доступности [4]. Так складываются 3 шкалы, определяющие зависимость распределения баллов от интенсивности движения, пешеходной доступности и удаленности от центров притяжения с условием, что общее максимальное значение 10 баллов.
Для получения контуров на плановую основу наносят маршруты движения городского транспорта (рис. 3). По этим маршрутов строятся изохроны, например через 5 минут. Так если скорость пешехода 6 км/ч, тогда пешеход за 5 минут пройдет расстояние 500 м., равное расстоянию между изохронными в масштабе карты. Изохроны определяют зоны пешеходной доступности [4].
Определен порядок графических построений для получения контуров оценки, полученных путем пересечения изохрон пешеходной доступности и линиями удаленности от центров притяжения (это могут быть линии, перпендикулярные маршрутам или линии кругов). По результатам вычисления баллов по каждому контуру вся территория города разбивается на зоны в соответствии с 10 балльной шкалой. На рис. 3 фиолетовым цветом выделенны перекрестки дорог, которые получили одинаковый бал, потому что через них едет одинаковое количество транспортных маршрутов, при графичном изображении они будут входить в одну зону. Зон может быть 10 и более, в зависимости от распределения баллов по территории [4].
На картографической основе в соответствии с условными обозначениями показывают зоны (в цвете или подписывают римскими цифрами). Выполняется зарамочное оформления.
4.2 Методы зонирования по уровню загрязнения воздушного бассейна
Экологическое состояние территории отдельных участков города может быть выражено интегральным индексом. Он агрегирует в себе показатели действия различных экологических факторов на качество территории. Основными среди них можно назвать: уровень загрязнения воздуха, акустическое, электромагнитное и радиационное загрязнение территории, загрязнение воды и почвы. Не все перечисленные выше факторы поддаются достоверной количественной оценке в условиях города. Но есть несколько методов, которые характеризуют ситуацию в городе.
В советские времена метеоцентры и санитарно‑эпидемиологические службы осуществляли наблюдение за концентрацией вредных веществ в атмосфере в городах и поселках. Этот способ не учитывает влияние метеоусловий, но он наиболее объективный на конкретное время, однако в этом методе есть 2 недостатка: он является дорогим по затратам и данные для него могут получить только профессиональные метеорологи благодаря специальным приборам.
При зонировании по уровню загрязнения воздушного бассейна (экологический фактор), по методу А. М. Лелюхиной определяется перечень источников выбросов загрязняющих веществ (выбросы в атмосферу от автотранспорта), определяются критерии для оценки уровня загрязнения воздушного бассейна в виде коэффициентов превышения ПДКЗ (5 или 10 раз), классов опасности ингредиентов (1, 2, 3, 4), розы ветров, объемов выбросов в год, а также считают распространение загрязнений радиусов ареалов с влиянием метеофакторов по формулам:
R – радиус зоны загрязнения в км;
G – летние выбросы вредных веществ в тоннах в год;
Т – количество дней работы предприятий‑источников в год;
С в – ПДКЗ данного ингредиента.
R – радиус зоны загрязнения в км;
% – значение количества ветров по направлениям.
Вычисляют радиусы по направлениям розы ветров с началом от центра источника, вводят понятие суммарного оценочного показателя для исчисления балльной оценки для каждого контура с учетом класса опасности ингредиента и коэффициентов контрастности, рассчитывают баллы по которым оформляется карточка.
На карте зонирования территории города по уровню загрязнения воздушного бассейна строются контуры, образованные границами ареалов загрязнений вредных веществ от предприятий или других источников, с учетом розы ветров данного города. Затем контуры также объединяются в зоны с учетом одинакового диапазона баллов [4].
4.3 Методы зонирования по уровню шумового загрязнения
М. И. Долиновська, утверждает, что с физических факторов наибольшее влияние на территорию имеет шум, создаваемый транспортными средствами на основных автомагистралях, которые пересекают населенный пункт.
Расчет индекса экологического состояния оценочных районов выполняется на основе:
– определение зон влияния источников загрязнения окружающей среды;
– перехода от натуральных показателей к балльной оценки по категориям: благоприятные, условно благоприятные и неблагоприятные условия (Методические рекомендации по комплексной оценке земельных участков городских территорий
, АО Укрэкогеострой
, г. Харьков, 1994 г.)
– расчета агрегированной балльной оценки состояния окружающей среды с учетом преобладающего вида функционального использования территории оценочных районов;
– расчета индексов экологического качества оценочных районов.
Эту методику можно использовать при расчете уровня тишины
(отсутствие зашумления) по 10 б шкале (10 б – тишина, 1 б – вредный шум) и уровня чистоты воздуха. Если учитывают только один фактор, то участки с одинаковой агрегированной средней оценкой состояния окружающей среды группируют в зоны. К зонам в которых шум значительный – присваивается понижающий коэффициент К = 0,94.
Другой ученый, В. Е. Абракитов, исследовал влияние шума транспорта на окружающую среду и обнаружил, что многочисленные источники городского шума разбросаны по территории города, в результате чего в нем практически всегда ощущается так называемое акустическое тело
. Величина уровня звука зависит от расстояния до его истичника и выражается в виде пропорции, которая применятется для определения зоны шумового загрязнения [7]. Снижение шума от линейного источника рассчитывается по формуле:
L – снижение шума, дБ;
L в – уровень шума, согласно измерениям, дБ;
R – необходимое по нормативам расстояние от центра излучения до данной точки, м;
R в – заданное расстояние от центра излучения до данной точки, м;
g – ускорение свободного падения на поверхности Земли.
Уровень звукового давления В.Е. Абракитов предлагает измерять с помощью измерительного микрофона (шумомер), а это финансово невыгодно, хотя дает точные результаты.
Поэтому для измерения уровня звука можно использовать формулу А. В. Васильева, который доказывает, что шум автотранспортных потоков зависит от интенсивности движения (І, автомобилей/ч) и состава потока [5]. Интенсивность шума можно оценить по формуле:
L А – интенсивность шума, дБ;
І – интенсивность движения, автомобилей/ч;
g – ускорение свободного падения на поверхности Земли.
Экспериментами показано, что каждые 100 м уровень звука уменьшается на 13 дБ [6].
Так, используя формулы и тенденции снижения уровня звука можно определить зоны с различными уровнями шумового загрязнения и их негативный эффект на состояние здоровья населения. К зонам, где уровень шума больше допустимого применяется коэффициент снижения стоимости земли К = 0,94. Влияние шума на недвижимость можно выразить через стоимость полной звукоизоляции внешних стен помещений (толщина звукоизолирующих материалов 75 мм, а рыночная стоимость на 2014 г. 350 грн/м 2).
Выводы
В Донецке количество автомобилей составляет ориентировочно 170 машин на 1 тыс. жителей, а по прогнозам к 2020 году увеличится более чем в два раза. В связи с этим будут расти негативные последствия на экологию и здоровье людей, вызванные дорожно‑транспортной системой города. В ходе работы была подобрана и исследована нормативно‑правовая база по теме роботы. Были проведены наблюдения за интенсивностью движения транспорта Куйбышевского района города Донецка. Выполненные посезонные исследования, векторизован план в Куйбышевском районе города Донецка, а также, в ходе исследований будет выполнено сравнение различных методов зонирования и избранны наиболее целесообразные методы на основании которых будет построен план зонирования территории по уровню загрязнения воздушного бассейна и атмосферного и шумового загрязнения.
При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2015 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.
Список источников
1. Донецкий экологический портал – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://doneco.org.ua/showwork.php?id=8.
2. Оценка стоимости недвижимости; экологический фактор – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-8/93.htm.
3. В. И. Дорошенко, К. Д. Диденко Основные показатели и индикаторы функционирования пассажирской автотранспортной системы // Вестник Киевского университета. Ср. География. – К., 2005. – Вип.51. – С. 35–36
4. А. М. Лелюхин Учебное пособие Технология оценки городских земель. – М.: «МИИГАиК» – 2000.
5. А. В. Васильева Моделирование, расчет и мониторинг шума транспортных потоков – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2004/2004_2_399_407.pdf.
6. А. В. Васильев Снижение шума транспортных потоков в условиях современного города // Экология и промышленность России. 2004. № 6.
7. В. Е. Абракитов Картографирование шумового режима центральной части города Киева: монография / В. Е. Абракитов; Харьк. нац. акад. гор. хоз‑ва. – Х.: ХНАГХ, 2012. – 230 с.