Мой первый капремонт
Введение
С детства в нашей семье был автомобиль, и мне стало интересно, как он работает. Серьезно заинтересовываться этим вопросом в 12 лет когда у нас появилась машина.
Отец много проводил время в нашем гараже. Однажды он повел меня в гараж и начал рассказывать о автомобили. Каждая деталь в автомобиле достаточно сложная, каждый узел несет свою смысловую нагрузку, и является существенной,
но есть сердце
машины — двигатель. С одной стороны его невероятная сложность, а с другой его полезность очень привлекла меня.
Пару лет назад у меня появился мой первый автомобиль ВАЗ 2101. После года использования у меня на автомобиле появились проблемы с двигателем. Двигатель начал плохо заводится и стучать, это было связано с большим пробегом автомобиля. После осмотра двигателя было обнаружено, что ему необходим капремонт.
Что есть двигатель
Двигатель самая важная часть автомобиля, является источником механической энергии, необходимой для движения, он получает эту энергию, преобразовывая другие энергии (энергия сгорания топлива, электрическая энергия и др.). Двигатель ВАЗ 2101(рис. 1) — это четырехцилиндровые поршневой карбюраторные двигатель с объемом 1.2 л. Конструкция двигателей ВАЗ 2101, 2103 и 2104, практически не имеет различий.
Двигатель является основной частью силовой установки представленной на рисунке 2, которая состоит из: 1. Коленчатый вал; 2. Крышка коренного подшипника; 3. Звездочка коленчатого вала; 4. Шкиф коленчатого вала; 5. Шпонка шкива и звездочки коленчатого вала; 6. Храповик; 7. Передний сальник коленчатого вала; 8. Крыщка привода механизма газораспределения; 9. Шкив генератора; 10. Звездочка валика привода вспомогательных агрегатов; 11. Ремень вентилятора,водяного насоса и генератора; 12. Валик привода вспомогательных агрегатов; 13. Вентелятор системы охлаждения двигателя; 14. Блок цилиндров; 15. Головка цилиндров; 16. Цепь привода механизма газораспределения; 17. Прокладка; 18. Звехдочка распределительного вала; 20. Поршень; 23. Установочный выступ; 24. Впускной клапан; 26. Корпус подшипников распределитнльного вала; 27. Распределительный вал; 28. Рычаг привода клапана; 30. Крышка головки цилиндров; 31. Датчик указателя t° охлождающей жидкости; 32. Сеча зажигания; 33. Поршневой палеч; 34. Маховик; 35. Держатель заднего сальника коленчатого вала; 36. Упорное кольцо; 39. Крышка картера сцепления; 40. Масляный картер; 41. Кронштейн передней опоры; 42. Пружина передней опоры; 43. Буфер подушки передней опоры; 44. Резиновая подушки перелней опоры; 45. Указатель уровня масла; 46. Крышка шатуна; 47. Пробка отверстия слива масла; 48. Втулка валика привода вспомогательных агрегатов.
Как я делал капремонт двигателя
Капремонт ремонт — это капитальный ремонт двигателя, т.е. полная реставрация и восстановление двигателя, доведение зазоров между деталями как у новых. Его проводят при сильном износе или выхода из строя двигателя.
Я научился капремонту летом 2013 г. я с отцом на двигателе автомобиля ВАЗ 2101. Капитальному ремонту был необходим так как, двигатель начал сильно стучать и подавать предсмертные
звуки. Можно разбить его на несколько этапов: Снятие двигателя, мойка, разборка, исправление дефектов и сборка.
Снятие двигателя важный процесс, так как необходимо аккуратно снять сцепление и коробку передач, они являются дорогостоящими элементами двигателя. Для начало мы сняли аккумулятор и слили масло, охлаждавшую жидкость и тормозную жидкость. Отсоединить шланги подачи жидкостей в двигатель, выхлопную трубу, снять стартер и датчиков, порядок действий важен в разборке. После проделанного наступает сложный этап отсоединение коробки передач, этот процесс очень сложен, так как необходимо, чтобы после снятия двигателя можно было центрировать диск сцепления, для этого устанавливали специальную оправку. Необходимо учитывать то что после отсоединения от двигателя коробка передач начнет под собственным весом изгибается и если не предусмотреть упоры, которые были предусмотрены, то коробка может, сломятся. После этого длительного этапа закрепили двигатель к подъемнику и сняли его с подушек. Подняли двигатель и извлекли его из моторного отсека, перемещая его в место для промывки и разборки.
Основой ремонтируемой части двигателя является блок цилиндров, это связано с длительным использованием, некачественного масла и бензина, а также тем, что это моя первая машина и я неправильно использовал его ресурсы. Для того чтобы добраться до блока цилиндров необходимо разобрать двигатель. Начинаем разбор двигателя с снятия крышек распредвала и клапанов. На этом этапе нужно быть особенно осторожным, так как между каждой соприкасающейся детали расположена тонкая прокладка и её легко порвать. Но со временем она стирается и требует замены. Двигатель оказался старым, и потребовалась замена всех прокладок. Следующим этапом было необходимо снять звезды и цепь, соединяющие распредвал и привод. Снимать звездочки надо вместе цепью, чтобы не порвать её. Сняли корпус подшипников и под ним была крышка головок цилиндров, закрепленная множеством болтов. Сняли распредвал, а за ним сняли масляный насос. После проделанной работы сняли верх крышку блока цилиндров. Поршни оказались сильно изношены, да и отверстия блока цилиндра имели видимыми дефекты эллипсности. Для того чтобы достать поршни и поставить новые мы начали снимать коленчатый вал. Коленчатый вал держали шатуны, прикрепленные к поршням, после чего мы спокойно достали вал и осмотрели его. Все размеры на нём оказались допустимые, как не странно. Знакомый мастер расточил блок цилиндров на нужный размер, после чего пошла более точная обработка методом хонингования.
После исправления дефектов деталей двигателя мы начали его сборку. Собрав поршни, мы соединили его с коленчатым валом с помощью шатунов и начали дальнейшую сборку по тем же этапам, по которым разбирали. Поставив двигатель на место, и соединив его с коробкой скоростей, основной проблемой стала настройка зажигания. Неправильно установленная система зажигания может привести к заливу свечей и критической работы двигателя, а этого нельзя допускать.
Рекомендации
Для предотвращения поломок двигателя необходимо чаще менять масло, а также следить за его уровнем, менять охлаждающие жидкости. При появлении необходимости в капремонт лучше обратится к специалисту, так как можно еще больше навредить двигателю. Если вы решились провести капремонт, то сборку любых автомобилей следует выполнять со всей тщательностью в чистом помещении, чтобы избежать дальнейших отказов отремонтированного двигателя и обеспечить его надежную работу.
Список источников
- Сердце автомобиля – это двигатель [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rae.ru/...
- Двигатель ВАЗа[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scritub.com/...
- История создания легендарного отечественного автомобиля ВАЗ 2101[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.drive2.ru/...
- ВАЗ-2101[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/...
- Разборка поршней и кривошипно-шатунного механизма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://doctorvaz.ru/...