Нет‐арт как феномен искусства постмодернизма
Искусство всегда отражало время, и искусство постмодернизма не является исключением. Оно, со своими тенденциями к антисистематичности, антиформе, примитивизированию, вовлечению реципиента в акт творчества, ярко характеризует текущую эпоху со всеми ее недостатками и достижениями, живо откликается на каждое новшество, привносимое в различные стороны нашей жизни. И виртуальная реальность, прочно закрепившись за многими областями современной жизни, явила собой новую платформу для творческих изысканий. Интернет предоставил возможности для развития не только существующих форм творчества, но и для возникновения новых.
Нет‐арт (сокращенное от «Internet art»; буквально: «сетевое искусство») – это искусство, которое использует интернет как инструмент создания и способ трансляции произведения. В музее или на выставке такие произведения увидеть невозможно, поскольку они являются продуктом возможностей виртуального пространства. Нет‐арт – это художественные проекты, для которых интернет – единственное место существования.
Первопроходцами в этом направлении искусства стали голландка Джоан Хемскерк и бельгиец Дирк Паесман (арт‐группа Jodi). Самый известный их проект: http://wwwwwwwww.jodi.org/ – исходный код этой страницы представляет собой схему водородной бомбы, нарисованную в ASCII (рис. 1).
Считается, что нет‐арт преодолел три этапа становления. Изначально он развивался как ASCII‐графика (рис. 2): художники в сети создавали рисунки, используя буквы, цифры, значки, расположенные на клавиатуре. На втором этапе в сеть попали продукты внешнего мира: все желающие продемонстрировать свое творчество, в том числе художники андеграунда, выкладывали свои работы в создававшихся массово электронных галереях, кинотеатрах. Третий этап предполагает использование возможностей сети: художники стали создавать произведения, которые не имеют способа выражения в реальности, и возможны только в сети.
Нет‐арт как, собственно, и вся культура постмодернизма, характеризуется отсутствием четкой границы между искусством и не искусством [1]. Нет‐арт следует отличать как от «искусства в сети» (сайтов музеев и галерей, фотографий и картин, рисунков пользователей, которые можно встретить в интернете), так и от веб‐дизайна.
Одной из важных характеристик нет‐арта является направленность на коммуникацию, интерактивность. Главной целью художника является не репрезентация, а вовлечение реципиента в акт творчества: пользователь имеет возможность влиять на содержание проекта, изменять его, то есть участвовать в самом художественном процессе.
Интерактивность способна реализовываться благодаря отсутствию в Сети ограничения времени и пространства, другими словами, художественные проекты в электронном виде имеют возможность развиваться без ограничения в любом направлении. Следовательно, и основные характеристики нет‐арта вытекают из возможности Сети оперировать большими объемами информации, моментально обновлять, менять содержание и форму, визуализировать такие образы и воплощать такие идеи, которые невозможно было бы реализовать в реальном пространстве.
Страницы с работами сетевого искусства обычно не функциональны. Зачастую это художественный проект, представляющий собой зрительные образы с графикой, анимацией, текстом, слаженной работой различных программ и приложений. Однако, на первый взгляд, искушенному зрителю проекты нет‐арта могут показаться наивными и несколько прямолинейными.
Также важной чертой нет‐арта является провозглашение свободы от заказа и ангажированности. Более того, так как работы сетевого искусства не являются материальными объектами (в реальном пространстве такие произведения фактически не существуют), то в идеале нет‐арт является некоммерческим искусством. Впрочем, идея продавать произведения сетевого искусства существует и даже предпринимаются попытки воплотить ее, однако, даже в среде нет‐артистов можно встретить разные точки зрения относительно этого. Одни считают, что с развитием интеграции медиа‐арта в пространство искусства продажа работ нет‐арта станет возможной, другие же полагают, что нет‐арт, когда его «называют и продают», перестает быть «нет‐артом» [2].
Произведения сетевого искусства весьма разнообразны: это и литературные проекты, и веб‐объединения, содержащие десятки работ, и хулиганистые шутки [3]. Сайты с нет‐арт проектами подобны игровой площадке с набором инструментов для творчества. Они позволяют посетителям, совершая простейшие манипуляции (кликая мышкой, перемещая ее), создавать новые оригинальные произведения, звуковые композиции и т.д. Некоторые из них основываются на достаточно простых идеях, к примеру, рисования. Существуют сайты, которые дают возможность создавать собственные эскизы или абстракции (рис. 3, http://www.isaidif.net/), не только рисовать, но и просматривать путь создания изображения, или рисовать с помощью голоса. Существует проект, который позволяет каждому желающему дополнить своим рисунком большую картину‐шар (рис. 4, http://www.drawball.com/). Этот проект наглядно иллюстрирует самую важную из характеристик нет‐арта – идею коммуникации. Эта идея также ярко выражена в проекте Сергея Коцуна «Логосфера», в котором автор предлагает всем зрителям заполнить «Логосферу» краткими сообщениями, в которых отображается то, о чем думал посетитель сайта, незадолго до того, как оказался на странице проекта (рис. 5, http://www.shtukoviny.ru/logosphere/).
Проект «YouTube Free Jazz» Дэвида Крафтсоу работает со звуком. Программа по ключевому слову находит ролики YouTube и составляет из них уникальный музыкальный трек (рис. 6, http://www.dontsave.com/youtube_free_jazz). Или например, проект на сайте http://onceinathousandyears.com/ дает возможность пользователю, передвигая «планеты» по экрану, воспроизводить звуки посредством соприкосновения «планет», с «космическими струнами» (рис. 7, http://onceinathousandyears.com/).
Также среди множества идей нет‐арта стоит выделить нет‐арт рассказы. Например, рассказ, созданный русской нет‐художницей Олей Лялиной «My boyfriend came back from the war». Посетитель может наблюдать за развитием сюжета, кликая по текстовым сообщениям или по картинкам (рис. 8, http://www.teleportacia.org/war/ Этот проект уже стал классикой нет‐арта, на него даже существует пародия: «My Burger Came Back from the War». (рис. 9, http://www.theageofmammals.com/burgers/).
В качестве заключения, следует подчеркнуть такие характеристики нет‐арта, как интерактивность, свободу существования в киберпространстве, неутилитарность. Нужно заметить, что присущие нет‐арту прямолинейность, некоторая примитивность, комуникационность, взаимодействие художника и реципиента – черты, характеризующие все искусство постмодернизма в целом.
Список использованной литературы:
1. Художественно-эстетическая культура XX века /под ред. В. В. Бычкова, – М. : РОССПЭН, 2003. – 607 с.
2. Тетерин С. Как продавать нет арт [Электронный ресурс].– Режим доступа к статье: http://www.gif.ru/texts/txt-teterin-kak-prodavat/city_730/fah_810/
3. Горюнова О. Net арт – искусство века Технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа к статье: http://www.gif.ru/texts/txt-goryunova-net-art/city_730/fah_812/