Назад в библиотеку

За инновации нужно платить. Платежи и тарифы в инновационной экономике

Авторы: Тишкова Л. В
Источник: ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ. – № 1 (6). – 2014. – С. 36–39.

Аннотация

Тишкова Л. В. – За инновации нужно платить. Платежи и тарифы в инновационной экономике. Изучаются схемы формирования платежей, обосновывается необходимость изменения системы тарифов при переходе на инновационную экономику. Обобщены различные подходы к ценовой политики различных секторов экономики.

Внедрение в практику инновационной экономики методов научного управления, потребовало от предприятий более гибкой ценовой политики, тарификации работ и услуг, их оценки, определение их эффективности для различных секторов экономики. В настоящее время зарекомендовали себя как эффективные следующие направления формирующие ценообразование и тарифы в инновационной экономике.

Административно-правовые. Разработка и издание правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере инноваций, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов при этом административные акты носят обязательный характер.

Организационные. Охватывают процессы подготовки, принятия и реализации решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений, загрязнений окружающей среды, использования экологических технологий использования природных ресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, обобщение опыта, рационализации управления на основе достижений науки и техники.

Социально-психологические. Представляют собой систему средств социального и психологического воздействия на коллективы предприятий, отдельных работников и население конкретного района с целью обеспечения благоприятных природных условий проживания человека, снижение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни и т.п.

Экономические. Широкое использование системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов. Они призваны обеспечивать рациональное и комплексное использование природных ресурсов, охрану и воспроизводство окружающей среды. При использовании экономических методов снижение потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, восстановление нарушенных земель, очистка сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу и другие задачи решаются на основе использования системы экономического стимулирования рационального использования ресурсов [1].

Оптимизации управленческих решений. Основаны на широком использовании экономико-математических методов, сетевых моделей и т.п. С их помощью разрабатываются модели охраны природы в зоне действия промышленных предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Данные модели позволяют рассматривать будущие ситуации, анализировать влияние проектов и решений на состояние природной среды, проводить анализ рисков, а также вносить изменения и предложения для предотвращения последствий.

Для достижения конкретных положительных результатов наиболее эффективным признано применение экономических методов регулирования. Эти методы наряду со стабилизацией экологической и экономической обстановкой способны предупредить ее ухудшение. Экономические методы являются более эффективными при выборе оптимальных требований по охране окружающей среды.

Они должны использоваться в формировании и осуществлении экологической политики государства и на местах. Экономические методы отличаются от административных методов тем, что предприятие-загрязнитель не сковывается жесткими стандартами.

Предприниматель может выбирать свою стратегию, опираясь на анализ затрат и результатов. При этом все экономические параметры, являющиеся для него внешними (ставки за выбросы, налоги, размеры субсидий), жестко фиксируются. Они явля ются объектами централизованного регулирования [2].

Таким образом, фиксируется желаемое состояние окружающей среды, положение коммерческого субъекта и т.п., предпринимателям дается возможность выбора. Стратегия, позволяющая достичь наилучшего состояния, не навязывается предпринимателю, но тем не менее посредством экономических мер он поставлен в жесткие экономические рамки.

Экономические меры, применяемые в настоящее время, можно классифицировать:

- принуждающие предпринимателей к соблюдению требований по охране окружающей среды (нормативное регулирование, плата за ресурсы и загрязнение, штрафные санкции);

- побуждающие предпринимателей к проведению мероприятий по охране окружающей среды (система льгот, система преимуществ, налоговая система);

- поддерживающие их при осуществлении ими мероприятий по охране окружающей среды (субсидии, кредиты, займы, снижение налогов, выплаты из специально созданных фондов).

Применение комплекса экономических мероприятий в управлении предприятиями в конечном итоге позволит принимать эффективные решения и строить долгосрочные прогнозы. В соответствии с мерами регулирования в отраслях принято различать три типа экономических механизмов, которые классифицируются по характеру и целевому воздействию: «мягкий», «стимулирующий» и «жесткий».

Главная цель экономического механизма первого типа («мягкий») – посильная ликвидация негативных экологических последствий экономического развития. Он ставит самые общие ограничительные экологические рамки для экологического развития отраслей. Этот тип экономического механизма не может ликвидировать причины возникновения экологических нарушений. Такой «мягкий» механизм формируется в России.

Экономический механизм второго типа («стимулирующий») способствует развитию эколого-сбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности. Он способствует увеличению масштабов производства, используя для этого новые технологии, обеспечивающие более экономное и полное использование природных ресурсов. Примером такого механизма может стать создание благоприятной экономической среды для развития сельского хозяйства и возможно других отраслей использующих территории для производства или выработки конечного продукта или ресурсов.

Экономический механизм третьего типа («жесткий») включает жесткую правовую, налоговую, кредитную, штрафную политику. Он сдерживает, усложняет развитие отдельных отраслей, предприятий, производств, деятельность которых с экологических природоохранных интересов и позиций целесообразно строго ограничивать, контролировать при помощи административных инструментов.

В реальной жизни, как правило, наблюдается тесная взаимосвязь в применении всех трех типов экономических механизмов. В чистом виде данные механизмы формирования тарифов и платежей в различных областях не существуют. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. С позиции глобального экономического развития целесообразно сочетание стимулирующего и жесткого механизмов.

На начальном этапе необходимо использовать жесткий механизм контроля над предприятиями, что бы они использовали в своей деятельности сберегающие технологии. На последующих этапах, когда на предприятиях будет реализована программа охраны окружающей среды, необходимо проводить политику стимулирования с целью совершенствования и модернизации технологий.

Учитывая современные экологические проблемы России: засорение водохранилищ промышленными стоками, вырубку леса, искусственный перенос рек, разрушение устоявшихся экосистем. Необходимо разрабатывать и внедрять природоохранную концепцию, в которой отражались основные проблемы инновационной экономики и стратегии их преодоления.

В РФ сегодня крайне неэффективно используются природные ресурсы, практически не учитывается экологический фактор и фактор ресурсосбережения. Основные причины такой ситуации это несовершенство законодательства, крайне низкая плата за пользование природными ресурсами, несовершенная налоговая политика, потребительское отношение [3].

Были введены плата за использование воды, четыре вида платежей за использование земельных ресурсов, плата за добычу полезных ископаемых и использование лесных ресурсов. Тогда же расширились работы по обоснованию экономического стимулирования природоохранной деятельности конкретных предприятий. Необходимо было определить приемы для создания у них непосредственной заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера, с учетом того, что экономическое стимулирование может осуществляться методами позитивной и негативной мотивации.

Список использованной литературы

1.Золотарев И. И., Вдовин С. А. Концепция устойчивого развития города как социоэкологической системы: монография. – Новосибирск: СГГА, 2012. – 129 с.
2.Золотарев И. И., Робинсон Б. В., Золотарева Н. И. Экологизация экономики или экономизация экологии? // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр.: сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19–29 апреля 2010 г.). – Новосибирск: СГГА, 2010. Т. 3, ч. 1. – С. 46–48.
3.Александрова И. И. Особенности и тенденции современного развития малого предпринимательства в Новосибирской области // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр.: сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19–29 апреля 2010 г.). – Новосибирск: СГГА, 2010. Т. 3, ч. 1. – С. 134–139.