ДонНТУ   Портал магистров

Витражи Тиффани

Содержание

Причина выбора темы

Еще во время обучения в художественной школе, я стал увлекаться работой со стеклом. Первыми начинаниями в сфере витражей стали техники псевдовитражей с применением свинцовых лент и контурам имитаторами свинца и меди. Сейчас интерес к витражам не угас, напротив он раззадорен желанием осваивать новые техники витражей и совершенствоваться в уже освоенных.

История создания витражей

Витражи Тиффани названы так в честь знаменитого американского декоратора Луиса Тиффани (1848–1933 гг.), одного из самых успешных дизайнеров своего времени. Конечно, витражи, сделанные по этой методике, существовали задолго до Тиффани, однако использовать для оборачивания стекол липкую медную фольгу, а не свинец, как раньше было принято, предложил именно он. А главная же заслуга Луиса Тиффани в том, что ему удалось внедрить эту технологию в массы, в результате чего витражи Тиффани получили дальнейшее развитие.

Суть метода состоит в следующем: каждый кусочек цветного стекла оборачивается по периметру клейкой медной фольгой. Затем все обернутые кусочки спаиваются между собой. В отличие от свинцового профиля фольга позволяет соединять кусочки под любым углом друг к другу, поэтому витраж можно делать не только плоским, но и объемным. Этот способ нашел широкое применение в изготовлении всевозможных светильников: бра, люстр, торшеров, настольных ламп [1].

Рисунок 1 – Интерьер Palau de la Musica Catalana

Инструменты и приспособления

Для изготовления витражей Тиффани, как и для любой другой работы, необходим инструмент. В первую очередь это стеклорез, причем не алмазный, а роликовый. Алмазным стеклорезом практически невозможно вырезать по изогнутым линиям, поэтому необходим именно роликовый. Лучше, если стеклорез будет масляный – это такой стеклорез, внутрь которого заливается специальное масло, как чернила в перьевую ручку. Рез в таком случае получается намного лучше, да и для самого стеклореза это будет полезней. Масло из него выделяется на ролик при надавливании самого стеклореза о стекло. Расход масла невелик, но периодически его нужно добавлять.

Фольга, используемая для витражей Тиффани, делится на две категории: с черным клеевым слоем, и с прозрачным. В основном она американского производства, Cooper foil. С черным клеевым слоем фольга стоит почти в два раза дороже, чем с прозрачным, необходимость в ней есть тогда, когда используется прозрачное или полупрозрачное стекло, ибо в таком случае при работе с обычной фольгой (с прозрачным клеевым слоем) при взгляде на стекло под углом просвечивает медь, что совсем не красит готовое изделие. Черный же клеевой слой избавляет от медных бликов. Если же стекло матовое, малопрозрачное – то тут, конечно, можно использовать и обычную фольгу – по своим клеящим свойствам они одинаковые.

Обычно в стандартном рулончике около 35 метров фольги (в зависимости от толщины – она тоже колеблется).

Еще один инструмент для работы со стеклом – это специальные плоскогубцы по стеклу. Особенно они необходимы, когда вы вырезаете узкие полоски стекла.

Стекло

Художественное витражное стекло изготавливают многие фирмы-производители, как отечественные, так и зарубежные. Очень хорошего качества американское стекло, оно хорошо режется, цветовая гамма американского художественного стекла насчитывает более 300 оттенков. Единственный недостаток – довольно высокая стоимость такого стекла. Чаще американское стекло бывает полупрозрачным, то есть всё богатство фактуры и цветовой гаммы можно оценить, когда готовое изделие – люстра или торшер – включено и стекло подсвечивается изнутри. Но американское стекло бывает и прозрачным, как гладким, так и рельефным, с плавными переходами цвета.

Обычно для различных ламп, торшеров, люстр используется стекло толщиной 3–4 мм, редко когда больше или меньше. Хотя существует в продаже стекло толщиной всего в 1 мм, например стекло фирмы BOHLE, но оно очень уж хрупкое и используется крайне редко, я использую его, в частности, при изготовлении небольших выносных элементов – лепестков к цветам, листочков и тому подобных вещей, где требуется легкость конструкции.

Технология изготовления

Самое первое, с чего нужно начинать – это нарисовать на картоне или плотном листе бумаги эскиз вашей будущей работы в натуральную величину. Необходимо грамотно разбить рисунок на отдельные фрагменты – в этом основной залог успеха.

Затем вырезанный фрагмент обтачивается на станочке по периметру для удаления возможных сколов и неровностей. После этого фрагмент стекла оборачивается по периметру клейкой медной лентой. Ширину ленты выбирают исходя из толщины стекла – при работе с трех миллиметровым стеклом ширина ленты должна быть примерно 5 миллиметров, чтобы хватило на загиб по краям.

После того, как кусочек обернут фольгой, края ее загнуты – фольгу необходимо облудить. Для этого используют припой (лучше ПОС-61) и флюс. Так поступают со всеми кусочками и после этого все фрагменты уже спаиваются между собой в нужной вам пространственной форме.

Паяльник для витражных работ Тиффани используется мощностью 40–60 Вт, этого вполне достаточно для облуживания обернутых фольгой фрагментов стекла и различных витых проволочных конструкций. Если планируется припаять фрагмент или проволоку к какому-либо массивному основанию, то нужен паяльник помощнее, а иногда и требуется предварительно прогреть само основание на газу или в пламени горелки.

При сборке плафонов, люстр и других объемных вещей используют специальные формы для облегчения сборки – болванки. Они точно должны соответствовать размерам будущего изделия и на них выполняется вся операция сборки. Лучше всего такую форму изготовить из дерева, но можно и отлить из гипса, а также изготовить из папье-маше.

После того, как процесс пайки на лицевой стороне окончен, изделие снимают с болванки и проводят пайку с внутренней стороны. После этого готовое изделие следует промыть и затем покрыть специальным раствором – патиной [2].

Собственная работа, выводы, рекомендации

Создание витражей – это весьма занимательное и интересное занятие, требующее уверенной руки и кропотливой работы на всех этапах работы.

Рисунок 2 – Пример собственной работы

Список источников

1. Витражная студия Витражи и художественное стекло. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.witrag.ru.

2. Художественная мастерская Стеклянный человек. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.glassman.pro.

Список похожих источников

1. Индивидуальный раздел Домашевой М. С. Витражи Тиффани. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.masters.donntu.ru.

2. Индивидуальный раздел Лутанюк Н. В. Стекло. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.masters.donntu.ru.