Исследование развития образа войны в творчестве художников-баталистов в XIX–XXI вв.
Содержание
- Введение
- 1. История развития жанра
- 2. Аналитический обзор произведений художников баталистов XIX–ХХ
- 3. Советские художники баталисты ХХ–XXI век
- 4. Заключение
- 5. Список использованной литературы
Введение
По моему мнению, о событиях из истории человечества мы должны узнавать не только на уроках истории, а использовать и другие исторические источники, такие например, шедевры искусства.
В работе выбраны мной для исследования картины, изображения на которых реальные события, известные каждому образованному человеку.
В XIX–XXI вв. не только наука и техника активно развивалась, но и культурная жизнь людей развивалось не стоял на одном месте, появлялись новые люди с новыми взглядами и идеями. Каждая новая идея по «культурного героя» поднимала культурную жизнь народа на высшие ступени.В разных эпохах, веках были свои любимые события, герои. В каждой стране изображения героизма трактовалось по-разному. Образ войны также претерпел изменения.
История развития жанра
Формирования батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, что истребляет врагов, осаду городов, шествия воинов. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках – завоевательные походы и победы императоров. В средние века битвы изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв. Постепенно на смену официальным баталий приходят изображения реальных военных эпизодов. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени грандиозных побед Петра-I и его полководцев. Российский батальная жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальная жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позже и в монументальной скульптуре.
Батализм (от франц. Bataille — битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальной жанре занимают сцены сражений и военных походов современности или прошлого. Стремление сохранить особенно важен или характерный момент битвы, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий сближает батальная жанр с историческим жанром. Сцены повседневной жизни армии и флота, встречающихся в произведениях батального жанра, перекликаются с бытовым жанром. Прогрессивная тенденция в развитии батального жанра XIX–XX вв. связана с реалистичным раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств.
Художники  –  баталисты – это художники, которые посвятили свою жизнь созданию произведений в батальном жанре, или те, в творчестве которых они преобладали.
Зауервейд, Александр Иванович (1782–1844) – русский живописец.
Гесс, Петер фон (1792–1871) – немецкий живописец и график.
Базуев Денис (современник) – русский живописец.
Йебенс, Адольф (1819–1888) – немецкий живописец.
Коссак, Юлиуш (1824–1899) – польский график.
И.Д. Айвазовский (1817–1900) – русский живописец.
Верещагин, Василий Васильевич (1842–1904) – русский живописец.
Каразин, Николай Николаевич (1842–1908) – русский живописец, иллюстратор и писатель.
Рубо, Франц Алексеевич (1856–1928) – русский живописец - панорамистов.
Коссак, Войцех (1857–1942) – польский живописец.
Самокиш, Николай Семенович (1860–1944) – русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Зоммер, Рихард-Карл Карлович (1866–1939) – русский живописец и график.
Владимиров, Иван Алексеевич (1870–1947) – русский живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Авилов Михаил Иванович (1881–1954) – русский живописец и график, народный художник РСФСР.
Греков, Митрофан Борисович (1882–1934) – русский живописец, основатель студии батальной живописи.
Френца, Рудольф Рудольфович (1888–1956) – русский живописец, график и педагог, руководитель батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Репина (1934–1956).
Соколов, Анатолий Александрович (1891–1971) – русский живописец.
Мальцев, Петр Тарасович (1907–1993) – русский живописец, народный художник СССР.
Кривоногов, Петр Александрович (1911–1967) – русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Петров, Иван Семенович (художник) (1924–1990) – художник, график, заслуженный художник Украинской ССР.
Петер фон Гесс «Битва при Бородино, 26-го августа», 1843 г.
2. Аналитический обзор произведений художников баталисты XIX–XX
2.1 Представители жанра в XIX веке
Петер фон Гесс (нем. Peter von Hess, 29 июля 1792, Дюссельдорф – 4 апреля 1871, Мюнхен) – баварский придворный художник, член Академий искусств в Мюнхене, Берлине, Вене и Петербурге. Старший сын Карла Эрнста Кристофа Гесса, баварского придворного гравера из меди, от которого получил первые уроки гравировки. В 1806 году поступил в мюнхенскую Академию художеств, сначала занимался пейзажем, под влиянием Адама А. в 1813–1815 г. участвовал в походах против французов (находился при штабе фельдмаршала К. Вреде), запомнил много военных сцен. Высоты, лежащие впереди села Семеновка, стали местом, где в продолжении великого дня Бородина кипел едва ли не самый ожесточенный бой. Перед деревней находился довольно глубокий овраг, который служил руслом реки Семеновке; ниже села в Семеновку впадал ручей Каменка; на территории между двумя реками, имеет форму клина, где и находились Семеновские высоты – очень важный пункт нашей позиции, на котором были возведены три флеши, то есть полевые укрепления, получившие наименование Багратионовых; до начала боя они были заняты сводной гренадерской дивизии графа Воронцова. Но силы ему изменили, князь Багратион был доставлен на перевязочный пункт, где ему оказали помощь лейб-медик Виллие. В экипаже Багратиона повезли сначала в Москву, оттуда в село. Князь Багратион страдал жестоко, неудобства пути, тряска, частые остановки, все это еще увеличивало его печальное состояние. Так прибыл он в село Симы, Владимирской губернии, где промучившись еще недолго, князь Багратион умер 12-го сентября. Впоследствии, когда на Бородинском поле, 12-го сентября 1839, построили по воле Императора Николая Павловича памятник, смертные останки героя были перевезены туда, и там лежит он с восточной стороны, под чугунной плитой, отлитой из захваченных у французов орудий и поэт Жуковский в своем стихотворении «Бородинская годовщина» такими строками почтил память героя.
Ранения князя Багратиона имело очень важное следствие для хода дел на левом фланге русской армии. Его исключительная храбрость, железное спокойствие, скорость смекалки, закалку в битвах, которые были его настоящей стихией в течение всей жизни, действовали неотразимо на окружающих, внедряя в их души такое же геройство. С уходом Багратиона с поля битвы войска потеряли главного вдохновителя, а французы, между тем, подавляя своей численностью и упорно добиваясь цели, овладели наконец баррикадами. Тогда Коновницын, принял с отъездом Багратиона начальство над 2-й армией, отвел ее за Семеновский овраг, где войска обосновались в порядке и снова приготовились встретить врага. Затем по приказу Кутузова Коновницына изменил Дохтуров.
Собственно моделирования батальных сцен выглядит несколько иначе. Здесь автор, хотя и не совсем лишен эмоций в изложении фактического материала, но пытается быть относительно объективными. Он стремится подать как можно больше информации, чтобы наблюдатель имел возможность самостоятельно делать определенные выводы. Битва в его интерпретации НЕ рыцарский поединок, а страшная монотонная кровавая работа, результатом которой является не только победа, но и большое количество погибших. Ее выполнение не можно переложить на плечи одной пусть даже и сильной личности.
Василий Васильевич Верещагин (26 октября 1842 в Череповце, Новгородская губерния в семье помещика.) Было три брата все их отправили в военное – учебные заведения. Младшие, Сергей и Александр, стали профессиональными военными. Старший, Николай – общественным деятелем. Василий в возрасте девяти лет поступил в Морской кадетский корпус. После окончания этого заведения и кратковременной службы вышел в отставку и поступил в петербургскую академию художеств, где учился с 1860 по 1863 у Маркова А.Т., Моллера Ф.А. и Бейдеман А.Е.. Закончив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Потом поехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864–1865)
Осенью 1865 Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить обучение. Зиму 1865–1866 г. Он провел, обучаясь в Парижской академии. Весной 1866 художник вернулся на родину, завершив свое официальное обучение.
В 1867 г. Константин Кауфман, генерал-губернатор Туркестана и командующий российскими войсками в Средней Азии, приглашает художника к себе на службу тот находится при генерале в чине прапорщика. В августе 1867 Верещагин отправляется в Ташкент и Самарканд. Участвовал в обороне осажденного Самарканда, был ранен и получил орден Святого Георгия 4-го класса. В конце 1868 году живописец едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова возвращается в Петербург. В 1869 он при содействии Кауфмана организует в столицы «Туркестанскую выставку» своих работ. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь.
На картине Верещагина изображен мрачный ужас человеческой бойни. В этом произведении попытался оценить, что происходит с философско-исторической и нравственной позиции. На войну он пытался смотреть глазами простого русского солдата, который потерпел горечь отступления, ненависть к врагу, страстное желание победить во, что бы то ни стало. Мы видим высоту, справа, несомненно, батарею Раевского, перед ней ров, дальше расстилается поле. Батарея Раевского, расположенная в центре нашей позиции, была одним из тех мест, где происходили подвиги беспримерной храбрости. Русские и французы владели ею попеременно. Сначала она была атакована войсками вице-короля, который, перейдя реку Бью, набросился на батарею с такой энергией, что после ожесточенной схватки этот важный пункт оказался в руках французов. Но не надолго. Именно в этот момент Ермолов А.П., которого Кутузов послал на левый фланг, заметив проблемы на батарее Раевского, собрал первые подвернувшиеся ему под руку части войск и с такой стремительностью ударил на французов, перебросил их с кургана, повернул назад, и поколебленный полков Наполеона армии на далекое расстояние гонимыми нами. Французы потеряли здесь 3000 человек; у нас же целый 7-й корпус был настолько расстроен, что его вывели за боевую линию. И еще была здесь горка потеря: Упал мертвым генерал-майор граф Александр Иванович Кутайсов, начальника всей артиллерии 1-й армии. Ему было всего 28 лет. Никого не оказалось свидетелем его смерти, и только, когда поймали его лошадь с окровавленным седлом, поняли печальную истину ...
Введение
По моему мнению, о событиях из истории человечества мы должны узнавать не только на уроках истории, а использовать и другие исторические источники, такие например, шедевры искусства.
В работе выбраны мной для исследования картины, изображения на которых реальные события, известные каждому образованному человеку.
В XIX–XXI вв. не только наука и техника активно развивалась, но и культурная жизнь людей развивалось не стоял на одном месте, появлялись новые люди с новыми взглядами и идеями. Каждая новая идея по «культурного героя» поднимала культурную жизнь народа на высшие ступени.В разных эпохах, веках были свои любимые события, герои. В каждой стране изображения героизма трактовалось по-разному. Образ войны также претерпел изменения.
История развития жанра
Формирования батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, что истребляет врагов, осаду городов, шествия воинов. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках – завоевательные походы и победы императоров. В средние века битвы изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв. Постепенно на смену официальным баталий приходят изображения реальных военных эпизодов. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени грандиозных побед Петра-I и его полководцев. Российский батальная жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальная жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позже и в монументальной скульптуре.
Батализм (от франц. Bataille — битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальной жанре занимают сцены сражений и военных походов современности или прошлого. Стремление сохранить особенно важен или характерный момент битвы, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий сближает батальная жанр с историческим жанром. Сцены повседневной жизни армии и флота, встречающихся в произведениях батального жанра, перекликаются с бытовым жанром. Прогрессивная тенденция в развитии батального жанра XIX–XX вв. связана с реалистичным раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств.
Художники  –  баталисты – это художники, которые посвятили свою жизнь созданию произведений в батальном жанре, или те, в творчестве которых они преобладали.
Зауервейд, Александр Иванович (1782–1844) – русский живописец.
Гесс, Петер фон (1792–1871) – немецкий живописец и график.
Базуев Денис (современник) – русский живописец.
Йебенс, Адольф (1819–1888) – немецкий живописец.
Коссак, Юлиуш (1824–1899) – польский график.
И.Д. Айвазовский (1817–1900) – русский живописец.
Верещагин, Василий Васильевич (1842–1904) – русский живописец.
Каразин, Николай Николаевич (1842–1908) – русский живописец, иллюстратор и писатель.
Рубо, Франц Алексеевич (1856–1928) – русский живописец - панорамистов.
Коссак, Войцех (1857–1942) – польский живописец.
Самокиш, Николай Семенович (1860–1944) – русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Зоммер, Рихард-Карл Карлович (1866–1939) – русский живописец и график.
Владимиров, Иван Алексеевич (1870–1947) – русский живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Авилов Михаил Иванович (1881–1954) – русский живописец и график, народный художник РСФСР.
Греков, Митрофан Борисович (1882–1934) – русский живописец, основатель студии батальной живописи.
Френца, Рудольф Рудольфович (1888–1956) – русский живописец, график и педагог, руководитель батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Репина (1934–1956).
Соколов, Анатолий Александрович (1891–1971) – русский живописец.
Мальцев, Петр Тарасович (1907–1993) – русский живописец, народный художник СССР.
Кривоногов, Петр Александрович (1911–1967) – русский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Петров, Иван Семенович (художник) (1924–1990) – художник, график, заслуженный художник Украинской ССР.
Петер фон Гесс «Битва при Бородино, 26-го августа», 1843 г.
2. Аналитический обзор произведений художников баталисты XIX–XX
2.1 Представители жанра в XIX веке
Петер фон Гесс (нем. Peter von Hess, 29 июля 1792, Дюссельдорф – 4 апреля 1871, Мюнхен) – баварский придворный художник, член Академий искусств в Мюнхене, Берлине, Вене и Петербурге. Старший сын Карла Эрнста Кристофа Гесса, баварского придворного гравера из меди, от которого получил первые уроки гравировки. В 1806 году поступил в мюнхенскую Академию художеств, сначала занимался пейзажем, под влиянием Адама А. в 1813–1815 г. участвовал в походах против французов (находился при штабе фельдмаршала К. Вреде), запомнил много военных сцен. Высоты, лежащие впереди села Семеновка, стали местом, где в продолжении великого дня Бородина кипел едва ли не самый ожесточенный бой. Перед деревней находился довольно глубокий овраг, который служил руслом реки Семеновке; ниже села в Семеновку впадал ручей Каменка; на территории между двумя реками, имеет форму клина, где и находились Семеновские высоты – очень важный пункт нашей позиции, на котором были возведены три флеши, то есть полевые укрепления, получившие наименование Багратионовых; до начала боя они были заняты сводной гренадерской дивизии графа Воронцова. Но силы ему изменили, князь Багратион был доставлен на перевязочный пункт, где ему оказали помощь лейб-медик Виллие. В экипаже Багратиона повезли сначала в Москву, оттуда в село. Князь Багратион страдал жестоко, неудобства пути, тряска, частые остановки, все это еще увеличивало его печальное состояние. Так прибыл он в село Симы, Владимирской губернии, где промучившись еще недолго, князь Багратион умер 12-го сентября. Впоследствии, когда на Бородинском поле, 12-го сентября 1839, построили по воле Императора Николая Павловича памятник, смертные останки героя были перевезены туда, и там лежит он с восточной стороны, под чугунной плитой, отлитой из захваченных у французов орудий и поэт Жуковский в своем стихотворении «Бородинская годовщина» такими строками почтил память героя.
Ранения князя Багратиона имело очень важное следствие для хода дел на левом фланге русской армии. Его исключительная храбрость, железное спокойствие, скорость смекалки, закалку в битвах, которые были его настоящей стихией в течение всей жизни, действовали неотразимо на окружающих, внедряя в их души такое же геройство. С уходом Багратиона с поля битвы войска потеряли главного вдохновителя, а французы, между тем, подавляя своей численностью и упорно добиваясь цели, овладели наконец баррикадами. Тогда Коновницын, принял с отъездом Багратиона начальство над 2-й армией, отвел ее за Семеновский овраг, где войска обосновались в порядке и снова приготовились встретить врага. Затем по приказу Кутузова Коновницына изменил Дохтуров.
Собственно моделирования батальных сцен выглядит несколько иначе. Здесь автор, хотя и не совсем лишен эмоций в изложении фактического материала, но пытается быть относительно объективными. Он стремится подать как можно больше информации, чтобы наблюдатель имел возможность самостоятельно делать определенные выводы. Битва в его интерпретации НЕ рыцарский поединок, а страшная монотонная кровавая работа, результатом которой является не только победа, но и большое количество погибших. Ее выполнение не можно переложить на плечи одной пусть даже и сильной личности.
Василий Васильевич Верещагин (26 октября 1842 в Череповце, Новгородская губерния в семье помещика.) Было три брата все их отправили в военное – учебные заведения. Младшие, Сергей и Александр, стали профессиональными военными. Старший, Николай – общественным деятелем. Василий в возрасте девяти лет поступил в Морской кадетский корпус. После окончания этого заведения и кратковременной службы вышел в отставку и поступил в петербургскую академию художеств, где учился с 1860 по 1863 у Маркова А.Т., Моллера Ф.А. и Бейдеман А.Е.. Закончив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Потом поехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864–1865)
Осенью 1865 Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить обучение. Зиму 1865–1866 г. Он провел, обучаясь в Парижской академии. Весной 1866 художник вернулся на родину, завершив свое официальное обучение.
В 1867 г. Константин Кауфман, генерал-губернатор Туркестана и командующий российскими войсками в Средней Азии, приглашает художника к себе на службу тот находится при генерале в чине прапорщика. В августе 1867 Верещагин отправляется в Ташкент и Самарканд. Участвовал в обороне осажденного Самарканда, был ранен и получил орден Святого Георгия 4-го класса. В конце 1868 году живописец едет в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова возвращается в Петербург. В 1869 он при содействии Кауфмана организует в столицы «Туркестанскую выставку» своих работ. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестан, на этот раз через Сибирь.
На картине Верещагина изображен мрачный ужас человеческой бойни. В этом произведении попытался оценить, что происходит с философско-исторической и нравственной позиции. На войну он пытался смотреть глазами простого русского солдата, который потерпел горечь отступления, ненависть к врагу, страстное желание победить во, что бы то ни стало. Мы видим высоту, справа, несомненно, батарею Раевского, перед ней ров, дальше расстилается поле. Батарея Раевского, расположенная в центре нашей позиции, была одним из тех мест, где происходили подвиги беспримерной храбрости. Русские и французы владели ею попеременно. Сначала она была атакована войсками вице-короля, который, перейдя реку Бью, набросился на батарею с такой энергией, что после ожесточенной схватки этот важный пункт оказался в руках французов. Но не надолго. Именно в этот момент Ермолов А.П., которого Кутузов послал на левый фланг, заметив проблемы на батарее Раевского, собрал первые подвернувшиеся ему под руку части войск и с такой стремительностью ударил на французов, перебросил их с кургана, повернул назад, и поколебленный полков Наполеона армии на далекое расстояние гонимыми нами. Французы потеряли здесь 3000 человек; у нас же целый 7-й корпус был настолько расстроен, что его вывели за боевую линию. И еще была здесь горка потеря: Упал мертвым генерал-майор граф Александр Иванович Кутайсов, начальника всей артиллерии 1-й армии. Ему было всего 28 лет. Никого не оказалось свидетелем его смерти, и только, когда поймали его лошадь с окровавленным седлом, поняли печальную истину ...
Окровавленный из боя;
На нем его разбитый щит ...
И нет на нем героя ».
Счастье переменчиво.
Прошло немного времени, и французы с удвоенной энергией возобновили свои нападения на батарею Раевского. Генерал Лихачев, оставленный для ее защиты, лихо противостоял натиску врага, но наконец, сломлен их замечательными силами, ураганом обрушившихся на батарею, искал смерти, бросившись в самую сечу, и несколько раз поражен штыками был взят в плен.
И вот трагический результат ожесточенного соперничества, воплощенный в картине Верещагина: во рву у батареи буквально битком набита какая каша человеческими тел, к тому все тут перемешалось и переплелось; торчат ноги, руки, головы с лицами искаженными страданиями смерти, и страшно подумать, что среди этой кровавой каши, быть может, не все только бездыханные трупы, что перепуталось в этом хаосе тел, лежащих тут еще и тяжело ранены, изнывая от нечеловеческих мук и бесполезно умоляя облегчить или прекратить их страдания.
Бесполезно! ... Никто не услышит их жалобных стонов, никто не придет к ним на помощь ... 80.000 павших смертью храбрых – таков итог Бородинского сражения, 80.000 жизней здесь перешли за грань земного бытия на славу завоевательных стремлений Наполеона, одного человека, только одного человека, не был в силах громко сказать самому себе: «хватит! Остановись! »... Наступил конец Бородинского сражения, и в руках остались в живых каски, все вернулись в одну сторону, и даже какой-то ранен, поднявшись над кучей трупов, тоже поражает саблей. Что это значит? ... Там, далеко, на краю поля появился Наполеон, совершал объезд места битвы. «Да здравствует император!» Мчится в воздух, крик восторга прорезывается тишиной, воцарившейся после того, как смолк гром пушек, крик торжества, преданности, готовности завтра же снова броситься в кровавую сечу, мчится в вечернем воздуха, достигая до слуха великого императора.
3. Советские художники баталисты ХХ-XXI век
В советском искусстве батальная жанр получил очень широкое развитие, выражая идеи защиты социалистического отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн. Советские баталисты выдвинули на первый план образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе. Советский батальная жанр формировался в графике периода Гражданской войны 1918–1920, а затем в картинах Грекова М.Б., Авилова М.И., Богородского Ф.С., Шухмин П.М., Петрова–Водкина, Дейнеки А., Савицкого Г.К., Самокиша Н.С., Френца Г.Г.; новый подъем он пережил в период Великой Отечественной войны 1941–1945 и в послевоенные годы – в плакатах и "Окнах ТАСС", фронтовой графике, графических циклах Шмаринова Д.А., Пахомова А.Ф., Пророков Б.И. и другие.
Наибольшую известность ей принесли многочисленные мастерски выполнены карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. Вместе с Дени, Моором, Бродаты, Черемных, Ефимовим Б., создали в мировой культуре абсолютно уникальный феномен–"положительная сатира". Активно участвовали своим творчеством во всех начинаниях советской власти. Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933–1934, «Поджигатели войны», 1953–1957), агитационные, в частности антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина (1939), Чехова А.П. (1940–1946), Горького М. (1933, 1948–1949), Ильфа И. и Петрова Е. («Золотой Теленок»), а также живописные картины («Старые хозяева», 1936–1937, «Конец», 1947–1948). Трое художников работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально – над портретами и пейзажами).
«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941 г.
«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941 г.
«Бьемся мы здорово, колем отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева», Плакат 1941 г.
«Бьемся мы здорово, колем отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева», Плакат 1941 г.
«Беспощадно уничтожать фашистских диверсантов», плакат 1941 г.
Плакаты времен Великой Отечественной войны отражают практически все этапы борьбы советского народа с фашизмом. Было необходимо мобилизовать вооруженные силы и население для ведения тяжелой войны, а также влиять на вражескую армию. Человек так делала невероятные поступки, а вся агитация была направлена, чтобы пробудить в человеке сверх возможности. Только так боец, замахнул «боевые сто грамм», пойдет в атаку на танки с одной гранатой, а труженик тыла будет круглосуточно работать, не отходя от станка.
3.1 Современные художники баталисты ХХ-XXI век
Современные художники также часто используют батальная жанр для реализации своих творческих замыслов. Среди молодого поколения художников меня заинтересовали работы Базуева Дениса.
Базуев Денис родился 23 февраля 1975 г. в Красноярске.
В 1997 г. Окончил факультет изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. Герцена А.И. в Санкт–Петербурге.
В 2001 г. В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт–Петербурге прошла первая персональная выставка «Вторая мировая война в графике», приуроченная к 60–летию начала Великой Отечественной войны. В своих картинах запечатлел события советско-финской войны (1939–1940 г.) и Великой Отечественной войны (1941–1945 г.). На основе собранных исторических материалов показал бои за укрепление линии Маннергейма, и битвы на советско-германском фронте. Выставка вызвала большой интерес у петербуржцев и гостей города.
В 2004 г. военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге прошла персональная выставка «Оборона Порт-Артура», приуроченная к 100-летию начала русско-японской войны. В новой серии картин я изобразил тяжелые и кровопролитные бои происходили за крепость Порт-Артур в 1904 году. Зимой 2007 года картины из серии «Оборона Порт-Артура» выставлялись в фирменном салоне «Сентябрев».
В 2005 г. Закончил работу над серией картин «Битва за Ленинград». В этой серии изображены битвы, которые происходили за осажденного города в годы Великой Отечественной войны. Особое место в картинах отводится наиболее кровопролитным боям на «Невском пятачке»(Московская Дубровка, Арбузово), под кладбище, синявинской высотами, Колпино, Мясным бором. Эти битвы до сих пор мало изучены.
Создавая серию картин «Битва за Ленинград» ставил целью привлечь внимание общественности к забытым на поле боя и не похоронным солдатам. В своих картинах изобразил малоизвестные и неизвестные битвы, правда о которых в советское время скрывалась.
Весной 2005 года серия картин была выставлена в здании правительства Ленинградской области в Санкт-Петербурге.
В мае 2005 года принимал участие в выставке «Неизвестная полная война» в Культурно-просветительном центре "Лествица" при храме иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость в Санкт-Петербурге. Выставка была приурочена к 60-летию окончания войны.
В сентябре 2006 года часть картин из серии «Оборона Ленинграда» экспонировались в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда на выставке к 65-летию начала боев за «Невский пятачок».
В декабре и январе 2007–2008 г. В Александро-Невской лавре (духовно-просветительский центре «Святодуховский») в Санкт-Петербурге проходила персональная выставка. На выставке были представлены картины, с 2000 по 2008 год.
Базуев Денис «Танковый таран. Подвиг лейтенанта Мнацаканова.» 20 января 1944–2005 г.
Базуев Денис «Танковый таран. Подвиг лейтенанта Мнацаканова.» 20 января 1944–2005 г.
При снятии блокады Санкт-Петербурге, под Гатчиной у села Скворицы произошел уникальный танковый бой. Вечером 20 января 1944 танк Т-34 лейтенанта Александра Сидоровича Мнацаканова (двести двадцатый танковая бригада) в «ближнем бою» захватил немецкий танк «Тигр» (502-й тяжелый батальон).
Всего из четырех "Тигров" в бою за Скворецино два были подбиты, один захвачен (Мнацакановым) и только один танк, под командованием лейтенанта Штрауса вырвался из окружения. Именно этот танк 25 января 1944 года в бою под Войсковицях (под Гатчиной) подведет (по немецким данным) 13 советских танков. А всего группа Штрауса из трех танков уничтожит (по немецким данным) 41 советский танк. На Западе настаивают на том, что "Тигр" Мюллера (из группы Шварца) установил рекорд во Второй мировой войне подведя 25 танков.Но это не так. По нашим данным в этой битве участвовали 28 танков 220-й танковой бригады (6 Т-34, 22 Т-26 и Т-60) и 7 танков 1-й Краснознаменной танковой бригады. Всего 35 боевых машин. Немцы подбили 14 танков 220-й танковой бригады и какое-то количество из 7 танков 1-й Краснознаменной танковой. Минимум мы могли потерять 15 танков, а максимум – 21. Никакого рекорда немцы не установили. С немецкой стороны в бою участвовали три «Тигра» 502-го тяжелого танкового батальона и 424-й пехотный полк (вернее то, что от него осталось) 126-й пехотной дивизии. С нашей стороны бился сводный танковый батальон 220-й танковой бригады и семь танков 1-й Краснознаменной танковой бригады, 863-й стрелковый полк 196-й дивизии, артиллеристы 871-го легкого артиллерийского полка. 19 августа 1941 у Войсковицях свой рекорд установил танкист Колобанов. Его КВ-1 подвел 22 немецких танка.
Базуев Денис «Линкор «Марат» после взрыва. Кронштадт. Сентябрь 1941», 2003 г.
Базуев Денис «Линкор «Марат» после взрыва. Кронштадт. Сентябрь 1941», 2003 г.
Сюжеты картин художника построены на точно известных фактах прошлого, с минимальной степенью домысла и вымысла, которые воспринимаются как классический образец исторических изображений, моделирования батальных сцен имеет реалистичный характер. Художник тщательно работал над доступными ему документами – грамотами, посланиями, ощутимое и его знакомство с достижениями тогдашней исторической науки. В описании боя он стремится к сдержанности стиля, деромантизации сюжета и образотворення, предпочтений и симпатий художника. Доминирование романтических тенденций в интерпретации военных действий связано не только с ориентацией на традиции предшественников.
Базуев Денис «Бой за форт №2», 2004 г.
Базуев Денис «Бой за форт №2», 2004 г.