Реферат по теме выпускной работы
2. Платформа Salesforce и примеры работы с ней
2.2 Имеющиеся наработки и CPQ процесс
Бизнес процессы являются неотъемлемой составляющей жизненного цикла любой организации и можно сказать, что в целом, все происходящее в организации описывается набором таких процессов.
Как известно процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющая ценность для потребителя (клиента)[4 ].
Поскольку в эпоху капитализма эффективность компании может быть измерена размером прибыли, которую она приносит. Следовательно, максимизация получаемой прибыли является одной из основных целей, как предпринимателя, так и любой организации в целом. Как известно, в любой компании количество человеческого ресурса ограничено и поэтому, ограничен возможный объем производимой им работы.
Исходя из этого, автоматизация части работы, производимой сотрудниками, освобождает часть производственного времени компании, позволяя вложить его в другие задачи. Выполнение которых, приведет к дальнейшему увеличению экономической эффективности фирмы.
Выделяют следующие виды бизнесс процессов.
Основные:
· Считаются наиболее важными.
· Они нацелены на прямую связь с клиентами.
· Предоставляют ценность для клиента на прямую.
· Достигают или превышают стандарты компании.
Вспомогательные:
· Формально определены.
· Поддерживают основные процессы.
· Не имеют связи с клиентами.
· Не предоставляют ценность для клиента напрямую.
Менеджмент-процессы:
· Формально определены.
· Координируют активность основных и вспомогательных процессов.
· Производят измерения, контроль и мониторинг.
· Не предоставляют ценность для клиента напрямую.
В настоящее время, тема автоматизации бизнес процессов крайне актуальна, и множество компаний готовы делать крупные инвестиции в данном направлении, т.к. это позволяет, как уже говорилось ранее, высвободить часть человеческого ресурса, так и улучшить имидж компании благодаря предоставлению более качественного сервиса.
Таким образом, за последние несколько десятилетий, появилось множество гигантов в этой области, таких как Oracle и SAP, которые давно обосновались на рынке и поэтому, уверенно контролируют большую часть рынка.
Более свежая технология AZURE от Microsoft, является одним из лидеров в области Cloud-computing и автоматизации бизнес процессов, благодаря переведение их в «облако».
Среди отечественных технологий стоит отметить Битрикс24 и 1С, являющиеся довольно популярными, как в СНГ, так и за его пределами.
Относительно недавно появившаяся платформа Salesforce, изначально созданная, как следует из названия, для автоматизации процессов в сфере продаж. Данная платформа обладала очень дружелюбным для своего времени интерфейсом и множество других различных функций, которые позволили ей быстро развиваться и, найдя свою нишу на рынке, стать лидером в данной области.
Поскольку платформа Salesforce имеет множество преимуществ, но пока мало используется в пределах стран СНГ, а также то, что существует малое количетсво количество работ посвященных данной теме. Поэтому данная работа имеют огромное значение для нашего региона, поскольку позволит увеличить интерес к данной платформе и привлечет молодых специалистов в эту перспективную область.
В данной работе планируется подробно рассмотреть возможности платформы, что позволит более четко выделить, как преимущества, так и ее недостатки. А также разработать проект по автоматизации одного из бизнес-процессов. Какого именно будет ясно в ходе выполнения магистерской работы.
2. Платформа Salesforce и примеры работы с ней
Salesforce – это платформа разработанная одноименной американской фирмой, являющаяся Customer Relationship Management (CRM) – системой, работающей по cхеме SaaS.
Рисунок 1 – Salesforce платформа (7 кадров; Задержка между кадрами 200 мс; Задержка между повторениями 400 мс; 33 КБ)
SaaS (software as a service) система – это обобщенная модель системы с облачными вычислениями, при которой готовое прикладное программное обеспечение предоставляется провайдером данной системы. В основном, доступ к услугам, которые предоставляет провайдер осуществляется при помощи мобильных приложений или посредством сети интернет. Общая схема данной системы представлена на рис. 2.
Рисунок 2 – Общее
представление SaaS-системы
(рисунок взят с сайта newmediaguru.co.uk)
Компания Salesforce была основана в 1999 году в Сан-Франциско. В настоящее время данная фирма имеет офисы в 25 странах с общим числом сотрудников равным 20 тыс.
2.2 Имеющиеся наработки и CPQ процесс
В ходе прохождения стажировки в одной из IT компаний Германии была проведена соответствующая работа по автоматизации процесса выставления счета клиенту.
Данный проект разрабатывался с использованием платформы Salesforce, и, благодаря тесному сотрудничеству со специалистами из других отделов и более опытными разработчиками, под данную платформу удалось приобрести множество полезных навыков и выделить некоторые преимущества и недостатки данной платформы по сравнению с другими представителями на рынке.
Процесс, которому был посвящен моей проект в английском переводе носит название Configure Process Quote (CPQ), то есть, настройка, обработка и выставление предложений от клиентов. Данный вид приложений направлен на business to business (B2B) и описывает процесс составление цены для продаваемого продукта. Данные приложения являются крайне важны для компаний, чью продукты имеют множество параметров и настроек, влияющих на результирующую цену и тем самым затрудняющим ручной выставление счета.
Поскольку компания, в которой я работал занимается продажей приложений в направление B2B, то есть, продажей своих разработкок другим компаниям, а не обычным конечным пользователям. Каждый из предоставляемых продуктов является настраиваемым и может состоять из различных видов компонентов.
Именно поэтому, в настоящее время, CPQ процесс представляет огромный интерес для множества клиентов, поскольку является практически неотъемлемой частью процесса продаж. Поэтому, существуют большие фирмы, партнеры Salesforce, специализирующиеся лишь на настройки данного процесса для других фирм. Одной из таких компаний является StealBrick.
Данный процесс уже был реализован внутри компании, однако, это было ранее сделано при помощи устаревших технологий, не поддерживающих интеграцию с Salesforce. А поскольку выставление предложений для клиентов является один из наиболее важных этапов в процессе продаж, то новая реализация была необходима.
Данный процесс имеет несколько этапов и включает работу нескольких отделов компании для того, чтобы выставить счет, проверить его правильность, а также для того, чтобы добавлять новые счета и вносить обновления в стоимость существующих продуктов.
Поэтому, для того чтобы заложить данный процесс, было необходимо взаимодействовать с множеством различных отделов в компании. Для начала, нужно было ознакомиться и произвести анализ уже имеющегося на тот момент инструмента для выставления предложений, и изучить логику его работы, чтобы в дальнейшем иметь необходимые знания для его воссоздания и улучшения в рамках платформы Salesforce.
На начальном этапе разработке проекта – проектировании, был проведен анализ рынка и уже имеющихся реализаций CPQ процесса у других компаний. Были проанализированы дизайн, интерфейс, а также заложенная архитектура базы данных.
Результатом изучения уже существующих решений было сформировано представление о том, в каком направлении будет проходить разработка, а также сформирована общая схема, которая лежит в основе большинства продуктов, используемых другими компаниями. Данная схема представлена на рис. 2.
Рисунок 3 – Обобщенная схема CPQ процесса
Как видно из представленной блок-схемы, всего процесс состоит из 5 основных элементов:
1) Продукт
2) Базовая цена
3) Аддон
4) Дополнительный сервис
5) Цена
Главным элементов является продукт, который имеет 4 выходящие из него связи. Первая связь – с базовой ценой. Базовая цена – цена за продукт без каких-либо дополнений, модификаций, скидок. Вторая связь – с аддоном. Аддон – дополнение к продукту, имеющее, либо фиксированную цену, либо зависящую от базовой, а также дополняющий основной продукт какими-то определенными свойствами или изменяющими уже существующие. Третья связь – с дополнительным сервисом. Четвертая связь – с самим продуктом. Связь с продуктом может быть необходима в случае, если продукты имеют некоторую внутреннюю иерархию и/или подразделяются на группы.
Продукт – основная сущность в этой схеме, описывает объект, для которого и будет создаваться приложение. В данной сущности содержится общая информация о продукте.
Базовая цена – является отдельным блоком, поскольку она в общем случае она зависит от какого-то задающего набора параметров, таких, как количество пользователей приложения, срок действия лицензии, количество обращений за временной период и другие.
Аддон – позволяет расширить имеющийся функционал продукта и опционально дополнить его по желанию клиента.
Дополнительный сервис – услуги, предоставляемые вместе с продуктом, такие, как техническая поддержка, курсы по обучению и повышению квалификации.
Цена – является отдельным объектом, поскольку проектированный проект может быть установлен в организациях с мультивалютностью. Кроме этого, в зависимости от особенностей процесса в конкретной компании, возможны дополнительные условия, при которых одни и те же объекты будут иметь различные цены. Именно для возможности реализации такой двойственности и существует данный объект.
По завершению проектирования базы данных, создания удобного интерфейса для пользователя, настройки параметров безопасности, была настроена интеграция с центральным внешним сервером для сбора и обработки налоговой информации.
Также, в ходе разработки, был создан инструмент для генерации PDF файлов по созданным предложениям.
Представленная ранее схема на рис.2 не отображает итоговую структуру объектов, разработанную в ходе создания проекта, и не изображает всех задействованных объектов, таких, как например счет, аккаунт, пользователь, ценовая книжка.
В ходе работы были подробно изучены и проанализированы особенности по сравнению с другими платформами, а также выделены преимущества и недостатки платформы Salesforce, а также аналогичных продуктов. Также, был проведен анализ CPQ процесса, его реализаций у других компаний, и была проведена разработка своего аналога для фирмы ABBYY GmbH.
В дальнейшем планируется продолжить исследования, как в направлении данного бизнес процесса, а также исследовать другие процессы и найти их применение.
Использованная литература
1. Ротер М., Шук Д. Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности. – Москва. 2008. – 144 с.
2. Scheer A.W., Abolhassam F., Jost W., Kirchmer M. Business Process Automation – Springer-Verlag Berlin Heidelberg. 2004. – 352 p.
3. Mohapatra S. Business Process Automation. Nelhi – 110001. 2009. – 475 p.
4. Репин В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. – «Манн, Иванов и Фербер», Москва. 2013. – 513 с.
5. Hofstede A., Wil van der and its Support Environment. Springer. 2012. – 674 p.
8. Fish A. Knowledge Automation: How to Implement Decision Management in Business Processes. John Wiley & Sons, Inc. 2012. – 413 p.
9. Salam A.F. Semantic Web Technologies and E-Business: Toward the Integrated Virtual Organization and Business Process Automation. IDEA Group Publishing 2012. – 541 p.
10. Brocke J., Michael R.Handbook on Business Process Management 1: Introduction, Methods, and Information Systems. 2nd Edition. Springer 2011. – 514 p.
11. Aalst W., Adams A., Russell N. Business Process Reengineering. Springer. 2012. – 664p.
12. Fish A. Automation Decision Points in Process Reengineering. Springer. 2011. – 353 p.
13. Choi P., McGuire C., Roth C. Force.com Platform Fundamentals. An introduction to Custom Application Development in Cloud. Salesforce.com inc. 2016. - 402 p.
14. Apex Developer Guide. Saleforce.com inc. 2016. – 2667 p.