Дыбченко Александр Андреевич
Электротехнический факультет
Кафедра Электропривод и автоматизация промышленных установок»
Специальность «Электромеханические системы автоматизации и электропривод»
Мое увлечение автмобилями
Начал ездить с момента, как самостоятельно получалось доставать до педалей, дистанция по дачным кооперативам составляла пару километров. Временем позже поездки на дачу свелись к единственному желанию покататься. Самостоятельно я сел за руль лет в двенадцать, это была все еще та волга, которая годами простаивала в гараже и ждала своего часа, что бы за ней пришли ранним субботним утром. Для меня это было что-то более чем поездка за машиной в гараж. Я запомнил эти поездки на всю жизнь, особенно весенние, когда инеи на крышах не успел растить от теплых солнечных лучей, этот неповторимый запах сжигаемого в печах угля, гараж находился в частном секторе. По пути в гараж мы проезжали трамвайное депо, там стояли старые советские составы для чистки рельс от снега, это были огромные машины наводящие ужас, но в свое время интригующие и вызывающие интересные. Как я говорил ранее, для меня это было целое путешествие, а финальным аккордом являлся небольшой отрезок дороги на дачу, когда я управлял машиной.
Во многом на мое увлечение повлиял отец, когда я был маленький, он работал в магазине с детскими игрушками. Несколько раз в неделю мне приносили новые модельки машинок. Уже тогда меня интересовала их конструкция, особенно радиоуправляемых, но все что я мог сделать, это разобрать и едва собрать их обратно.
По мере того как я рос, интерес к автомобильному транспорту возрастал, я читал статейки, следил за новыми моделями, потихоньку выпрашивал машину для поездок по дачным кооперативам. В какой то момент все перевернулось, этому послужил выход новой модели от BMW.
Это был великолепный, притязательней, с ног сбивающий своим дизайном автомобиль. Верх инженерного мастерства BMW объединился в этой модели, это была BMW E60 M5. На сегодняшний день она остается моим фаворитом и мечтой, увы, ее цена даже на вторичном рынке довольно велика хоть и времени прошло не мало, а обслуживание и поддержание в достойном для нее виде совершенно мне не по карману. Однозначно я заполучу эту мечту в свои владения, рано или поздно, возможно это будет проект, посмотрим как сложится жизнь.
Краткое техническое описание BMW M5
BMW M5 получил совершенно новый пятилитровый двигатель V10. Как говорят сами разработчики, новый двигатель представляет собой вершину инженерной мысли специалистов компании BMW. При создании этого мотора использовались технологии, применяемые для создании двигателей болидов Формулы-1. Все детали двигателя проходят тщательную обработку и отличаются минимально возможным весом. Стоит отметить, что на каждый цилиндр мотора M5 приходится по собственной дроссельной заслонке, управление которыми осуществляется при помощи электроники. Кроме того, мотор снабжен системой изменения фаз газораспределения bi-VANOS, благодаря чему двигатель обладает запасом тяги практически во всем диапазоне оборотов, но при этом довольно экономичен и отвечает экологическим нормам Euro4. Пару новому супердвигателю BMW M5 составит новая роботизированная семиступенчатая коробка передач SMG, которая может работать как в автоматическом, так и в ручном режиме переключения передач [1].
В данный момент я имею честь управлять автомобилем японского производства, с именитым брендом и огромной раллийной историей в прошлом. За спиной у этой модели невероятное количество побед, сумасшедших достижение, феерических провалов и невероятных взлетов, причем в прямом смысле этого слова. Этим автомобилем является Mitsubishi Lancer, думаю все наслышаны о его старшем брате, именно он и был тем самым легендарным автомобилем в модификации Evolution. Все знаю прямого соперника этой машины, ей является именитая Subaru Impreza. Subaru завоевали много сердец из многочисленной аудитории. Особенность полного привода субару, а именно практически постоянное распределения момента на колеса 50/50 позволяет проходить повороты не только эффективно, но и зрелищно. Думаю, именно это и послужило одним из основных факторов для покупки таких автомобилей множеством людей. Но так как я не являюсь ярым субаристом
, а предпочитаю конкурета, пройдемся по краткому описанию сисем полного привода Mitsubishi.
FullTime
Самая распространенная схема настоящего
полного привода использовалась практически на всех исходно-переднеприводных моделях. Здесь имеются три дифференциала, межосевой (размещенный, в зависимости от конкретной схемы, в картере КПП или картере раздаточной коробки) блокируется вискомуфтой, а момент равномерно распределяется между осями. Этот принцип аналогичен тойотовской стандартной схеме второго поколения.
Опционально применялись самоблокирующиеся (при помощи вискомуфты и фрикционные) межколесные дифференциалы, а также задний дифференциал типа AYC.
Плюсы - устойчивость на дороге, относительная предсказуемость поведения, неплохая проходимость и надежность.
Минусы - недостаточный коэффициент блокировки вискомуфтой и скорость ее срабатывания
.
VCU
Постепенный отход от полноценного 4WD
был поддержан всеми японскими автопроизводителями, не стала исключением и MMC.
Схема с VCU (Viscous Coupling Unit) аналогична тойотовской V-Flex II - межосевой дифференциал в ней отсутствует, момент направляется по карданному валу назад, где перед редуктором установлена вязкостная муфта, срабатывающая и соединяющая хвостовик кардана и входной вал редуктора при значительной пробуксовке передних колес. В остальное время машина остается переднеприводной. Опционально устанавливался задний фрикционный LSD-дифференциал.
Плюсы - простота и дешевизна.
Минусы - адекватность поведения при активной езде, недостаточный коэффициент блокировки, низкая скорость срабатывания.
Multi Select
Разумеется, не осталась в стороне и модная ныне схема с подключаемым электромеханической муфтой задним мостом, которая соответствует тойотовской ATC.
В режиме 2WD
привод осуществляется только на передние колеса. В режиме 4WD
при нормальных условиях задействованы передние колеса, но, в зависимости от условий движения, блок управления может автоматически перераспределять момент и на задний мост. В режиме LOCK
(на небольшой скорости) муфта блокируется полностью, при этом момент практически поровну делится между осями.
Плюсы - подключение задних колес осуществляется разумнее
, нежели в схеме VCU; есть возможность жестко включить полный привод.
Минусы - не очень высокая живучесть; адекватность работы в режиме 4WD
.
ACD+AYC
Надо признать, что самая продвинутая система легкового полного привода в мире была разработана именно MMC - для разных поколений Lancer Evolution.
Здесь имеется межосевой дифференциал, автоматически блокируемый гидромеханической муфтой с электронным управлением (ACD), причем жесткость
его блокировки водитель может выбирать самостоятельно.
Вторая важнейшая составляющая - активный задний дифференциал (AYC). Он позволяет регулировать крутящий момент, передаваемый от двигателя на левое и правое задние колеса, в зависимости от покрытия, положения руля и педали акселератора, частоты вращения колес и скорости автомобиля. В повороте наибольший момент поступает на наружное колесо, что создает дополнительный поворачивающий момент. На скользком или неоднородном покрытии AYC заменяет самоблокирующийся дифференциал (наибольший момент поступает на колесо с лучшим сцеплением). Начиная с Evolution VIII применяется усовершенствованный дифференциал Super-AYC, отличающийся планетарной передачей вместо конической и схемой управления с обратной связью.
Что касательно гражданского Lancer, различие от спортивной версии во всем, получается, что их объединяет только силовые элементы кузова, элементы салонного убранства и название. На тему какой из этих автомобилей лучше, нет ответа, единственное, модель Lancer перестала обновляться с 2007 года, с момента выхода последнего кузова произошло несколько видоизменений. Изменения касаются внешнего вида, а именно бампера, аэродинамического обвеса, фар.
Салонные убранства претерпели минимальных изменений. Можно сказать однозначно, компания выжала все соки из последней модели. В 2009 году компания объявила об отказе участия в раллийных соревнования класса Cross Country, тем самым отказавшись от участия в многодневных ралли Дакар
. Спустя некоторое время, возможно в связи с всемирным кризисом, прекратилось производство некоторых моделей, таких как: galant, colt, grandis.
В 2015 году для автоспорта произошла огромная потеря, когда с конвейера сошла последняя партия, лимитированная партия автомобилей Lancer Evolution X. Тем самым компания полностью отказалась от производства легендарного седана и переориентировалась на более перспективные модели других классов. К слову отмечу, седаны данного производителя все еще есть в свободной продаже, в их числе и evolution.
Что касается моего увлечения, очень жаль, что в нашем регионе весьма мало развит автоспорт. Возможно исходя из финансовых возможностей, возможно из-за личных убеждений моих родителей, они посчитали что это крайне опасный вид спорта. Таким образом я изредка участвовал в любительский соревнованиях. Сразу отмечу, городской автомобиль, в частности lancer не предназначен даже для таких соревнований. Жесткие ударные нагрузки пагубно влияют на узлы и агрегаты семейного седана. В этом я убедился на личном опыте. Говоря очень примитивно, такие простые вещи, как высокий профиль резины не позволяют проходить крутые повороты на должный скоростях, примитивная автоматическая коробка банально не успевает подбирать необходимую передачу, масло в трансмиссии перегревается теряя свои свойства. В дальнейшем это может вылиться в вполне серьезные проблемы. Одним словом, не стоит переоценивать возможности серийного автомобиля.
Хочу отметить очень важную вещь, юный автомобилист сильно переоценивает свои возможности, переоценивает свою реакцию и возможности автомобиля. Как во всем, огромную роль решат опыт, особенно в такой ситуации, когда цена ошибки это жизнь, возможно не только водителя, но и пассажира, возможно пешехода. Попадая в экстренную ситуацию, я это говорю отталкиваясь от своего опыта, есть доли секунд на решение сложившейся ситуации, от которых зависит дальнейшая траектория движения. Банальная реакция и скорость переноса ноги с педали акселератора на педаль тормоза может вылиться в лишние метры тормозного пути, тут на помощь приходит простоя математика. Если автомобиль движется со скоростью 80км/ч, а это примерно 22 метра в секунду, лишние пол секунды реакции, составляют 11 метров движения в сторону препятствия. Необходимо не забывать о погодных условиях, о состоянии автомобиля, износе резине, высоте протектора, множестве факторов. Многие, а зачастую все, получив водительское удостоверение тот час забывают от всех правилах, о всех предостережениях инструктора. Автомобилисты, будьте осторожны на дорогах, вы отвечаете не только за свою жизнь, но и за жизни окружающих.