Макросъёмка
Я начал заниматься фотографией еще в раннем возрасте, т. к. это было увлечение моего папы и он начал обучать меня. Но именно макросъемкой я впервые столкнулся в мае 2013 года, когда мы с фотоклубом, ездили в Крым. Там я впервые попробовал сделать макро – фото, и у меня довольно быстро получилось сделать хорошие фотографии, далее я буду приводить фотографии, которые у меня получались. После этой поездки я решил более глубоко изучить это направление в фотографии и продолжить обучаться. Давайте по подробнее разберемся, что же такое макросъёмка.
Макросъемка – это съемка с очень близкого расстояния, при которой можно запечатлеть детали, неразличимые человеческим глазом. Это сложный вид съемки, для которого требуется знать основы макросъемки и иметь в своем распоряжении соответствующее оборудование.
Самые популярные объекты макросъемки: цветы, насекомые, человеческие глаза и любые другие высоко детализированные мелкие предметы.
Фотоаппарат для макросъемки
У новичков в первую очередь возникает вопрос – какие фотоаппараты больше всего подходят для макросъёмки. На самом деле – вполне не плохие макро-фотографии можно делать и обычной цифровой мыльницей – так как и в таких фотоаппаратах есть соответствующий режим и возможности объектива тоже часто бывают на высоте, но зеркальный фотоаппарата все же удобнее. Используя зеркалку – мы сможем подобрать необходимый объектив, и держать все настройки под контролем, добиваясь максимального результата.
Если говорить о зеркалках – то подойдет и такая простая модель, как Canon 600D или аналогичные.
При выборе камеры для макросъемки нужно помнить следующие рекомендации:• В фотоаппарате должны присутствовать специальные настройки для режима фото макросъемки;
• Цифровая камера должна иметь хорошую программу включения макрорежима. Обычно запускается он дисковым селектором;
• Для макросъемки лучше подходит зеркальная камера. Только макросъемка зеркалкой позволяет идеально расположить кадр и оценить фокус объектива. Она также делает возможным использование специальных колец, которые устанавливаются между замком и объективом фотоаппарата.
Объектив для макросъемки
Если говорить о компактном фотоаппарате – то выбора у нас нет, объектив замене не подлежит. Зато, если купить специальный макро – объектив для зеркального фотоаппарата – то и выбор определенно есть.
Одним из самых популярных объективов этого типа – является Canon EF-S 60mm f/2.8 Macro USM. Этот обьектив предназначен для кропнутых
(не больших) матриц камер, какими и являются матрицы у большей части любительских и полупрофессиональных цифровых фотоаппаратов. С учетом уменьшенной матрицы – эквивалент фокусного расстояния составляет почти 100 мм. Объектив позволяет делать фотографии в масштабе 1:1, то есть изображение может проецироваться на матрицу в масштабе 1:1, то есть в реальном размере. Очень не многие объективы способны на такое.
Профессиональный фотограф может использовать Canon EOS 5D и объектив предназначен для его 35-миллиметровой матрицы – Canon EF 100mm f/2.8 Macro USM.
Также можно использовать и не дорогие зум – объективы с функцией макро-съемки, типа SIGMA AF 70-300mm f/4-5.6 APO, макро режим у этого объектива действует на фокусных расстояниях от 200 до 300 мм и делает возможным фокусировку на расстоянии всего 95 см до объекта, при этом увеличение может составлять от 1:2,9 до 1:2. Тоже не плохо. Хотя и не так хорошо, как у специализированных объективов.
Еще один бюджетный вариант для макросъемки зеркалкой – макрокольца – при их применении можно и с обычным объективом приблизиться к объекту съемки так близко – как пожелаете. Но при применении макро-колец (особенно не дорогих), перестает работать как минимум часть автоматики фотоаппарата – например автофокус и контроль диафрагмы, что очень и очень не удобно.
Разновидности колец для макросъемки
• Оборачивающее (реверсивное) кольцо. Недорогое и простое в использовании устройство, позволяющее работать в режиме макросъемки. Перед началом работы его нужно накрутить вместо светофильтра и присоединить объектив к тушке обратной стороной.
Преимущества: низкая цена, компактность, не ухудшает качество изображения.
Недостатки: нельзя менять масштаб макросъемки, не работают автоматические функции.
• Меха для макросъемки. Представлены в виде гармошки
, позволяющей увеличить расстояние между объективом и камерой.
Преимущества: бесступенчатое изменение масштаба изображаемого, качество фото не ухудшается, отсутствует необходимость снимать объектив для изменения масштаба.
Недостатки: не работают автоматические функции, светосила объектива уменьшается при приближении снимаемого объекта, не вполне удобные габариты.
• Набор удлинительных колец. Их работа аналогично работе мехов, однако изменять масштаб изображения в этом случае возможно лишь ступенчато.
Преимущества: не ухудшается качество изображения, автоматические функции камеры продолжают работать.
Недостатки: уменьшается светосила объектива, для изменения масштаба приходится снимать объектив, высокая стоимость.
• Набор линз для макросъемки. Линзы навинчиваются на резьбу фильтра, а потому нет необходимости снимать объектив.
Преимущества: не теряется светосила, компактность, низкая цена, работают автоматические функции, можно использовать со съемным объективом.
Недостатки: ухудшается качество изображения, особенно при использовании дешевых линз.
И еще один вариант заполучить макро-объектив почти бесплатно – для этого необходимо перевернуть стандартный китовый объектив и прикрепить к фотоаппарату. Однако такое крепление – штука не простая и так же отключает автоматическое управление объективом.
Экспозиция при макросъемке
Не стоит снимать макро – при автоматической экспозиции. Лучше установите приоритет диафрагмы. Дело в том, что если вы (или искусственный интеллект вашего фотоаппарата) выберите открытую диафрагму, то глубина резкости может оказаться не более толщины лезвия бритвы. Необходимо запомнить – что при съемке на близком расстоянии – диафрагма должна быть как можно более малой, дабы глубина резкости была хоть немного значительной. Например, F/11 или даже F/22 – не помешают.
Из-за закрытой диафрагмы – света на матрицу попадает мало, и выдержку необходимо увеличивать, поэтому штатив при съемке макро - фотографий может быть очень и очень полезен.
Плюс – маленькое предостережение: чем сильнее вы закрываете
диафрагму, тем более рискуете потерять некоторую долю четкости из-за дифракции. Этот эффект может быть чуть заметен уже на диафрагмах от F/9.
Освещение. Вспышка для макро – фотографии
Как ясно из сказанного выше – на пути съемки макро, может мешать сильно закрытая диафрагма и соответственно, длительная выдержка. Для того чтобы уменьшить выдержку – необходимо усилить освещение. И если в солнечный полдень, бывает, можно обойтись и без вспышки, то в помещении, или при недостатке солнечного света, или при съемке каких-нибудь подвижных насекомых – вспышка просто жизненно необходима.
Canon, Nikon и некоторые другие производители – имеют в своем ассортименте специальные макро-вспышки, но они довольно дороги (единственный доступный вариант – использовать свою внешнюю вспышку с радио-синхронизатором (при их наличии) независимо от ориентации фотоаппарата, например – подсвечивать кадр сбоку). Поэтому – чаще всего используются самодельные макро-вспышки, точнее говоря – усовершенствования для встроенной или внешней вспышки. Главная задача подобных усовершенствований – более мягкий свет в процессе использования.
Фокусировка
При глубине резкости (ГРИП) около 1 миллиметра – точность фокусировки становится просто сверхважной задачей. Можно замучится с фокусировкой, даже при наличии хорошего штатива с качественной головкой.
Более простой способ борьбы с неточной фокусировкой – небольшие движения камерой и большое количество дублей – один из кадров наверняка окажется в фокусе. Также – если объект съемки неподвижен – можно перемещать его перед объективом, а не наоборот.
Фон макрофотографии
Фон таких фотографий всегда размыт, так что необходимо обратить внимание лишь на общую тональность. В домашних макро студиях
, софт - боксах – применяемых в домашних и студийных условиях – этот фон, обычно, белый и для его изменения придется постараться, на открытом же воздухе – цвета естественны. Привлекательность вышеупомянутого заднего фона более всего зависят от объектива – особенно от устройства его диафрагмы.
В заключении можно сказать, что макросъемка – довольно сложная отрасль искусства фотографии. Кроме, оборудования, определенных знаний и навыков в макросъемке, необходимо так же обладать терпеливостью и усидчивостью, тогда ваши снимки станут значительно лучше.
С аналогичными статьями магистров по данной теме, можно ознакомиться по ссылкам:
- Магистр ДонНТУ Никитин А.В.
- Магистр ДонНТУ Кострубина К.А.
Используемые источники:
- Сайт посвященный фотографии – Режим доступа: http://www.fotografiya.ru
- Сайт посвященный творчеству – Режим доступа: http://creazon.ru