Исскуство снайпера
Содержание
- Введение
- 1. История появления снайперского дела
- 2. Война снайперов за Сталинград
- 3. Снайперское искусство в наши дни
- Выводы
- Список источников
Введение
Искусство снайпера. Почему я выбрал именно это увлечение? Всё это началось после просмотра фильма Стрелок
.
На меня оставило большое впечатление, то как ведёт себя профессиональный снайпер в условиях боя, какое холоднокровие он сохраняет совершая выстрел за выстрелом, как быстро он адаптируется под обстановку.
Меня очень увлекло это, я стал читать много статей о том откуда всё это пошло, так же появился большой интерес к стрелковому оружию.
Но знание обычной теории и владение стрелковым оружием, не делает тебя мастером в снайперском деле.
Поэтому стоит узнать краткую историю, как все зародилось.
История появления снайперского дела
Первые случаи использования длинноствольных охотничьих ружей в боевых условиях для высокоточной стрельбы были зафиксированы во время гражданской войны в Англии (1642 – 1648). Самым известным инцидентом стало убийство командира армии парламента лорда Брука во время осады города Личфилда в марте 1643-го года. Солдат Джон Дайот, дежуривший на крыше местного кафедрального собора, был вооружен длинным охотничьим ружьем. Он выстрелил в лорда Брука, когда тот неосторожно высунулся из укрытия. Джон Дайот попал Бруку в левый глаз. По меркам того времени, подобный выстрел, произведенный из длинного гладкоствольного мушкета с расстояния 150 ярдов (137.2 метра), считался незаурядным (дальность эффективной прицельной стрельбы самого распространенного вида огнестрельного оружия той эпохи мушкета, в лучшем случае, составляла 80 ярдов (73.2 метра))[1].
К 1850-м годам практически все основные военные державы мира перевели
свои армии на ружья с ударным механизмом. Новые нарезные ружья могли производить стрельбу на расстоянии, в 10 раз превышающем дальность своих гладкоствольных предшественников.
Во время войны 1853 года в Южной Африке британские стрелки были в состоянии поражать живую силу противника на расстоянии 1200 ярдов (1097 метров).
Это было невероятным достижением, которое было до конца не осознано военным командованием, так как всего за 20 лет до этого пехота могла чувствовать себя в полной безопасности от мушкетного огня на расстоянии в 200 ярдов (182.8 метра).
Конечно, говорить об удачной прицельной стрельбе по единичной мишени можно было как об исключительном случае, но факт остается фактом: это стало, во всяком случае, технически возможно.
К 1900 году существовало огромное количество производителей стрелкового оружия, таких, как Mauser, Enfield, Krag, Mannlicher, Schmidt-Rubin и Remington, которые выпускали ружья с дальностью стрельбы до 2000 ярдов (1829 метров) и уже многозарядные (магазинные винтовки). Снайперский огонь впервые стал существенным фактором в боевых действиях регулярных войск.
Война снайперов за Сталинград
Мне очень нравится история Второй мировой войны. Я с большим удовольствием читал хроники, как велись танковые бои, как велись осады на различные города, и конечно же, я не мог упустить хроники о советских стрелках-снайперах. Если и говорить о снайперском деле во времена Второй мировой войны, то самым ярким и запомнившемся примером для меня, был во время Сталинградской битвы..
Самым известным снайпером Сталинграда, безусловно, является Василий Зайцев, уничтоживший 242 немецких солдата и офицера, в том числе руководителя берлинской снайперской школы майора Конингса. Всего же группа Зайцева за четыре месяца боев уничтожила 1126 военнослужащих противника. Следует отметить, что главная заслуга Зайцева – не столько в его личном боевом счете, сколько в том, что он стал ключевой фигурой в развертывании снайперского движения среди руин Сталинграда.[2]
Уличный бой, особенно в крупном городе, резко отличается от полевого боя. Борьба здесь идет за отдельные дома, а внутри домов – за этаж, лестничный пролет, квартиру. В Сталинграде противоборствующие стороны располагались не далее ста метров друг от друга, местами даже до двадцати пяти метров.
Обе стороны внимательно следили друг за другом. Каждое неосторожное движение, каждая оплошность немедленно наказывались. Начинающего снайпера всегда выпускали в паре со стариком
. Это целиком себя оправдало.
Боевую задачу группе обычно ставил командир батальона.
Но часто по приказу командира части группе приходилось работать и в соседних подразделениях, выполняя роль своеобразного маневренного огневого средства.
Приходя на новый участок, снайперы обычно первый день посвящали наблюдению и разведке. Еще на исходной позиции (укрытом месте в тылу участка обороны подразделения) снайперы получали информацию, собранную старшим группы у командиров, разведчиков и артиллеристов. Информация эта помогала Зайцеву правильно разбить секторы наблюдения между отделениями. Стрелять в первый день запрещалось. Хоть и чесались руки у молодых снайперов.
Ночью шло оборудование огневых позиций – истинных и ложных.
Долбились амбразуры в стенах домов. На каждого снайпера оборудовалось несколько позиций, иногда до пяти.
Русские снайперы держались правила: менять позицию после каждого выстрела!
Выбор и оборудование снайперских позиций в городском бою имеют решающее значение.
Вот почему по утрам, когда снайперы занимали места, Василий Зайцев лично обходил их, проверял и закрывал
неудачно выбранные.
Когда же началось знаменитое сталинградское наступление, снайперы вошли в состав блокирующих групп. Точным огнем по быстро скрывающимся целям снайперы расчищали дорогу пехотинцам, которые врывались в дома, занятые врагом, и истребляли его гранатой и штыком. В этих боях сталинградские снайперы показали высокое искусство меткого скоростного выстрела и стрельбы навскидку. Снайперы группы Зайцева были, вероятно, первыми, кто пришел к выводу о необходимости создания крупнокалиберного снайперского оружия: они пробовали устанавливать оптический прицел на противотанковое ружье, чтобы увеличить дальность и эффективность снайперского огня.
Снайперское искусство в наши дни
Быть мастером в снайперском деле сегодня, это не просто иметь оружие и иметь представление, как с него стрелять. Это далеко не так. Нужно учитывать кучу факторов:
- уметь правильно прицеливаться(сводится);
- знать баллистику пули и как она себя поведет попав в цель;
- уметь правильно маскироваться; правильно ориентироваться в поле боя и т.д.
Стоит подробнее остановится на некоторых факторах, которые действительно могут помочь стать искусным стрелком. Первое, что стоит рассмотреть – это задержка дыхания перед выстрелом. Почему именно так?
Сейчас поясню. Принимаем положение лежа, и наводим винтовку на цель.
Делаем вдох. Вы почувствуете, что при вдохе грудная клетка увеличилась в объеме и приподнялась.
Вместе с ней приподнялся и приклад оружия, а значит опустилась мушка. При выдохе грудная клетка сокращается и мушка поднимается.
В момент дыхательной паузы, на выдохе, в организме начинает накапливаться углекислота, действующая на мышцы расслабляюще. Пульс в момент дыхательной паузы наименьший.
Если стрелок вообще не задерживает дыхание при выстреле вопреки наставлениям инструктора, со стороны видно, как ствол его винтовки дышит
вверх и вниз.
Дыхание следует задерживать непосредственно перед выстрелом, за 5-6 секунд до него, предварительно наведя оружие на цель.[3]
Далее научившись правильно дышать, можно смело переходить к прицеливанию. Всем стрелкам, и снайперам тоже, целиться необходимо с открытыми глазами. Неприцельный левый глаз зажмуривать и прищуривать запрещается. Потому что мышцы прищуренного глаза напрягаются, и рефлекторно это напряжение передается на открытый глаз, который и без того напряжен. Поэтому при зажмуривании неприцельного глаза острота зрения правого глаза уменьшается вдвое. Поэтому в целях сбережения остроты прицеливание разделяют на два периода. Первый период, когда стрелок проверяет правильность изготовки, незначительными движениями рук, локтей, ног и туловища снайпер устраняет различные мелкие неудобства. Второй период – это начало обработки выстрела, когда стрелок затаил дыхание, усилил давление на спуск и его глаз начал четко контролировать положение мушки на точке прицеливания. Ошибку, которую часто допускают – это закрытый или прищуренный левый глаз. Многие говорят, что неудобно, и при длительном прицеливании у них начинает двоится. Решить данную проблему очень просто – прикрыть неширокой вертикальной полоской белой (а еще лучше светло-зеленой) бумаги.
Еще один момент, на котором я хочу остановится, это умение правильно подбирать маскировку. Позиции для работы снайпера приходится выбирать и оборудовать буквально под носом у неприятеля. Поэтому маскировка позиции должна выглядеть естественно и не выделяться среди окружающего ландшафта. Зимняя и летняя маскировки различны. Зимой маскироваться легче, потому что основные цвета зимой - черный и белый. Белого, разумеется, больше, поэтому и снайпер надевает на себя все белое. Телесный цвет лица и кистей рук выдал не одного снайпера, поэтому на лицо надевается матерчатая или бумажная белая маска с узкими прорезями для глаз Рисунок 1. Эти узкие прорези играют солнцезащитную роль при работе днем под ярким солнцем среди белого снега. Такая мощная засветка буквально слепит глаза. Прицельно стрелять в таких условиях невозможно.
Летом маскироваться тяжелее. Растительность на ландшафте разнотонная, поэтому военные надевают пятнистый камуфляж, чтобы не выделяться среди окружающей среды.
Чтобы размыть
силуэт и сделать его максимально приближенным к рельефу, камуфляж делают лохматым
.
На одежду – накидку или комбинезон – нашивают полоски и лоскуты материи, хвою, солому и прочее, что характерно тону данной местности.
Снайпер в камуфляже должен выглядеть настолько невзрачно, что на него не хотелось бы смотреть. Это основной принцип камуфляжа Рисунок 2.
Он должен быть запыленным, затасканным, подшитым лоскутами с разных сторон – короче, должен не выглядеть никак.
Выводы
Для меня снайперское искусство, наверное, так и останется недостижимой мечтой, но остается большой мотивацией. И порой некоторые приемы которые я познал из книг по данному искусству, помогают мне в различных ситуациях. К примеру, умение правильно дышать при прицеливании, очень сильно выручило меня в плаванье, а точнее во время стартовых прыжков. Еще умение рассредоточить свое зрение на окружающую среду, а точнее подмечать наименьшие детали, помогает при работе с микросхемами и разветвленным питанием трансформаторов, а точнее быстро отыскать потерянный контакт или еще хуже обрыв. Умение правильно думать и размышлять, помогает быстро привести хаос в голове к логическому порядку. Ну и конечно же постепенно накапливаю свой порог терпения и сдержанности.
И в заключении я хочу сказать, что если ты терпелив, расчетлив, вынослив, но ты не знаешь где найти себе место…Попробуй себя в данном искусстве. У тебя обязательно получится.
Список источников
- Снайпер [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Снайпер
- История снайперского искусства – вторая мировая война [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://unitkiev.io.ua/s106217/istoriya_snayperskogo_iskusstva-vtoraya_mirovaya_voyna
- Потапов А.А. Искусство снайпера [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://master.mit.ru/docz/snipper/index.html