Нарушение экологической маркировки: гринвошинг
Поиск по индивидуальным разделам магистров предыдущих лет
Проанализировав индивидуальные работы магистрантов предыдущих лет, выявлено что наполняемость предложенного раздела является уникальным. В проведенном исследовании не найдено материала: ни одного источника, ни одной статьи, совпадающего с темой данного индивидуального раздела.
На портале магистрантов опубликована статья схожего характера Куриловой Марии Сергеевны, 2017 года выпуска, Экологическая маркировка в мире
в которой рассматриваются всемирные экологические маркировки. Данная публикация может быть полезна для ознакомления с тематикой экологической маркировки [1].
Предложено добавить к указанной работе российский знак экологической маркировки – Листок жизни
. Листок жизни
(Vitality Leaf) – первая и единственная российская Система добровольной экологической сертификации продукции, работ и услуг по их жизненному циклу (эко-маркировка I типа), признанная международным экспертным сообществом.
Введение
Ежедневно увеличивается количество людей, желающих приобщиться к здоровому образу жизни. Это можно объяснить наличием проблем со здоровьем, неутешительным состоянием окружающей среды, модными тенденциями социальных сетей и прочими факторами. Но некоторые производители товаров и услуг сразу же увидели в этом свой коммерческий интерес и не задумываясь о последствиях начали интенсивно вести неправдивую экологическую политику в области маркетинга и маркировки товаров и услуг.
Согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 14020-2011 Этикетки и декларации экологические. Основные принципы
понятия экологическая этикетка, экологическая декларация
означают заявление, информирующее об экологических аспектах продукции или услуг
. Целью данных этикеток и деклараций является осведомление потребителя правдивой, документально обоснованной, точной и надежной информацией об экологических аспектах продукции или услуг, которые оказывают наименьшее негативное влияние на окружающую среду.
Экологические этикетки и декларации являются главным инструментом гринвошинга.
Гринвошинг или зеленый камуфляж – вид экологического маркетинга, суть которого заключается в позиционировании товара или услуги как экологически чистых, когда на самом деле таковыми не являются. Информированный потребитель понимает, что гринвошинг – это намеренное введение потребителя в заблуждение касательно продукции и этапов ее производства с целью получения коммерческой выгоды без заботы об окружающей среде, о жизни и здоровье потребителя.
По результатам проведенных исследований, 74% потребителей заинтересованы в наличии экологической маркировки на товаре [4].
Мировой опыт
Хронология появления термина зеленый камуфляж
[7]
1960-е – Популяризация экологического движения. На гребне экологического бума
многие компании разрекламировали себя сторонниками
природы.
1970-е – Компании пошли на сознательную фальсификацию экологической маркировки – гринвошинг. В качестве примера можно привести коммунальную службу США, потратившую 300 миллионов долларов на рекламную кампанию своей псевдоэкологической деятельности, в то время как на реальные исследования методов уменьшения загрязнения окружающей среды было потрачено всего 37,5 млн долларов.
1980-е – Нефтяная компания Chevron запускает рекламный ролик “People do”. Спустя два года социологические опросы показали, что жители Калифорнии больше склонны доверять Chevron как компании с зелёным имиджем, чем другим нефтяным компаниям.
1989 г. – Ребрендинг одной из крупнейших нефтяных компаний – British Petroleum. Представление нового логотипа компании, являющего собой солнце с зелеными и желтыми лучами. Последующая деятельность велась под эгидой здравоохранения, безопасности и заботы об окружающей среде.

Рис.1 – Измененный в 1989 году логотип British Petroleum
1990-е – В одном из журналов Американского химического совета было опубликовано исследование, согласно которому 58% экологических
манифестов содержат как минимум одно неправдивое утверждение.
1998 г. – Федеральная торговая комиссия США [6] разработала руководящие зелёные принципы
, в которых приведены определения терминов экологического маркетинга.
1999 г. – Внесение понятия “greenwashing” в Оксфордский словарь английского языка.
2002 г. – На Саммите Земли в Йоханнесбурге состоялось вручение Оскара за зелёный камуфляж
. Среди получивших награду – British Petroleum, ExxonMobil и правительство США.
C 2007 г. (постсоветское пространство) – интенсивное применение зеленого камуфляжа [7].
Мировые примеры гринвошинга
1) Ежегодно, в конце марта, Всемирный фонд дикой природы проводит мировую акцию – Час Земли
. 24 марта 2018 года празднуется десятилетие данного события. Суть данной акции заключается в отключении электроэнергии на один час, но экологическая ценность Часа Земли
не значительна. Подобная акция вызывает у ее участников ложное чувство выполненного долга, так как усилия и затраты на изменение образа жизни крайне низки. Также данная акция не прививает желания заботиться об окружающей среде должным образом. Более того, Час Земли
может привести к авариям на электрических подстанциях: одновременное включение и выключение электрических приборов может вызвать срабатывание защиты на подстанциях, что приведет к каскадному отключению электроэнергии посредством появления пиковой нагрузки на подстанции [8].
2) «Эко–дихлофос» [9]. В чем заключается смысл приставки эко
– не понятно, возможно, в запахе лаванды, дарящем комфорт при использовании
.
3) Знак Без ГМО
– самый распространенный признак зеленого камуфляжа. На территории постсоветского пространства распространено отрицательное мнение касательно данной маркировочной подписи
, ведь по сей день не существует точных доказательств ухудшения здоровья человека при употреблении продукции с ГМО. Знак Без ГМО
на упаковке продукции вызывает у отечественных потребителей расположение, такому продукту выражают вотум доверия, нежели товару без него. Но далеко не вся продукция пищевой промышленности подвержена модификациям.
Примеры зеленого камуфляжа в ДНР
1) Линия уходовой косметики “Hirudo Derm” компании, раннее носившей название Биокон
.

Рис.2 – Гель для умывания “Hirudo derm”
Логотип Швейцарского института качества, а также подпись под логотипом Сертификат качества, Швейцария 2010
бросаются в глаза своей яркостью. Но проведя не хитрый поиск в Интернет, я сразу же нахожу статью [10], из которой следует вывод: это имиджевый сертификат, выдающийся всем участникам деловой встречи
.
То есть, ни продукт, ни система производства в целом, не проходят никакие испытания для подтверждения соответствия качества.
2) Биокон или не Биокон? Вот в чем вопрос
. Результатом последнего ребрендинга компании стало устранение названия компании Биокон
с упаковок продуктов. Но упаковки продукции остались прежними. И видя, казалось бы, незначительную смену в упаковке, потребители тянутся за столь знакомым товаром, недоумевая – это новый товар
, видел ли я его раннее
?
![]() Рис.3 – Крем ночной |
![]() Рис.4 – Бальзам от трещин и простуды на губах |
Просмотрев состав крема и гигиенической помады, а также изучив запрещенные для использования в косметических средствах компоненты, можно сказать, что самодекларированные эмблемы БИО компоненты
и Натуральные ЭКО компоненты
не являются гарантией экологичности продукции.
Еще одним примером зеленого камуфляжа данной компании может служить гель для умывания, содержащий лауретсульфат натрия и многие другие зловредные вещества, но гордо носящий псевдоэкологическую маркировку ФИТО актив
и ЭКО компоненты
.

Рис.5 – Гель для умывания Натуральный уход фреш-гель для умывания освежающий
Для опровержения или подтверждения выше изложенного материала, затруднительно связаться с производителем данной продукции, так как на упаковке не указаны контактные телефоны и электронный адрес почты.
3) Лучшее… ВСЕМ!
На данной упаковке туалетной бумаги располагаются две самодекларируемые экологические маркировки: “Natural” и ЭКО
. Также, на боковой стороне данного продукта расположена подпись: Интегрированная система менеджмента сертифицирована в соответствии с ISO 9001:2008, 14001:2004, OHSAS 18001:2007
. Желая узнать законность данных маркировок, я позвонила по указанному на упаковке номеру. После обращения к производителю с вопросом о сроке сертификации ИСМ, выясняется, что последний раз компания проходила сертификацию в 2013 году, а срок полученного ими сертификата истек в 2016. На мой вопрос о проведении сертификации на территории ДНР, был получен ответ: Руководство не считает это первоначальной задачей. Первоначальной задачей есть работа, заниматься поставками сырья, продукции. ISO, система качества пока ушла на второй план
. Для того чтобы узнать правомочность эко-маркировок, меня переключили на отдел маркетинга, но звонок сорвался, а попытки связаться повторно не увенчались успехом.

Рис.6 – Туалетная бумага “Best clean”
4) Маркировка знаком БЕЗ ГМО
Подобная маркировка встречается довольно часто на таких продуктах питания: кондитерские и кисломолочные изделия, минеральная вода, мясная и масложировая продукция и т.д. Связавшись с некоторыми отечественными производителями продукции, были получены такие ответы:
Торговая марка ХуторОК
. Представитель данной компании ответил вопросом: Могу ли я не отвечать на Ваши вопросы?
Конечно, можете. О причинах такого ответа потребителю остается только догадываться.

Рис.7 – Пшеничная крупа ТМ «ХуторОК»
А вот директор торговой марки “Strike”, проконсультировав меня по телефону, подробно и в вежливой форме ответив на все мои вопросы, сообщил, что продукция предприятия прошла сертификацию в ГП Донецкстандартметрология
в конце прошлого года. В ходе этой процедуры был проведен спектр анализов, одним из результатов которых является подтверждение чистоты
продукта. Следовательно, маркировку на упаковке хлебцев торговой марки “Strike”, можно считать правомочной.

Рис.8 – Классические хлебцы из цельного зерна ТМ “Strike”
3. Растительное масло торговой марки Славолия
. Аналогичная с предыдущим производителем ситуация. Мне перезвонил уполномоченный сотрудник и объяснил резонность нанесения маркировки БЕЗ ГМО
на их продукцию.

Рис.9 – Растительное масло ТМ Славолия
Выводы
На данный момент существует множество интернет-ресурсов, посвященных гринвошингу. Также освещается данный вопрос в медийных пространствах. Но по сей день информированных потребителей в этой области очень мало. Поэтому, с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также защиты окружающей среды, на законодательном уровне должны быть признаны международные документы, свидетельствующие об экологической безопасности продукции (такие как Технические регламенты Таможенного Союза). Для насыщения рынка ДНР безопасными и качественными товарами предложено: маркировать продукцию достоверными знаками соответствия, а их значение должно находиться в открытом доступе, с прослеживанием органа, который дал право на их нанесение.
На каждом продукте, позиционирующем себя как экологический или органический, должны быть нанесены QR-коды, при сканировании которых будут показаны сертификат на продукцию, методы контроля продукции, отчет об экологичности производства данной продукции. Необходимо оснастить торговые сети специальными QR-сканерами для считывания и расшифровки информации; обратить внимание общественности на факт использования псевдоэкологической маркировки. Также необходимо усилить продвижение эко-политики с целью формирования у потребителей правильного представления об экологической продукции; создать базы данных нарушителей, что в дальнейшем позволит отслеживать деятельность последних. Общественным органам по контролю за качеством продукции необходимо создать публичный реестр для ознакомления с информацией и формирования доверия у потребителей к маркировке и качеству продукции.
Статья схожей тематики магистранта ДонНТУ
Статья магистранта Куриловой Марии Сергеевны
В данной статье рассмотрены известные экологические маркировки и актуальность разработки единого международного стандарта
Информация по теме
- Мирошниченко Е.В., Козлова П.И. Нарушение экологической маркировки: гринвошинг//
Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки — 2018
Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. — Москва, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II. - Сайт некоммерческого партнерства Экологический союз Санкт–Петербург
- ГОСТ Р ИСО 14020–2011 Этикетки и декларации экологические. Основные принципы
- Статья Рынок с приставкой
эко
- British Petroleum
- Федеральная торговая комиссия США
- Зеленый камуфляж
- Час Земли
- Эко–дихлофос
- Официальное письмо о сотрудничестве с Swiss Institute for Quality Standards (SIQS)
- Эколого–просветительская площадка
- Гринвошинг – экотренд или неэтичная GR–практика
- Вредные ингредиенты в косметике
Актуальный, разносторонний, красочный ресурс, продвигающий экологическую образованность
В данной статье рассматриваются понятие, история, проблематика, а также, так называемые, грехи зеленого камуфляжа
На сайте опубликован мультиязычный перечень вредных для здоровья человека средств