< Назад в библиотеку

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

Автор: H.B. Злобина

Автор перевода: Ю.Р. Сенченко

Источник:https://cyberleninka.ru

Оригинал:STRATEGIC COSTS MANAGEMENT MODEL IN A QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE ORGANIZATION

Аннотация

H.B. Злобина В статье на основе научно-проблемной модели управления стратегическими затратами в системе менеджмента качества (СМК) организации представлен уровневый подход к решению экономических проблем развития СМК. Ключевые слова: затраты, стратегия, система менеджмента качества, модель, развитие.

Во всех случаях управление затратами в эффективном функционировании организации имело большое значение, которое было и будет всегда конкурентным преимуществом организации. В настоящее время в свете этого умелое управление затратами в Системе управления качеством (СМК) представляет серьезный научный интерес для развития теории и практики управления качеством. Стратегические затраты в СМК должны быть особо подчеркнуты, поскольку они в основном ориентированы на развитие, то есть на совершенствование СМК организации.

Модель управления стратегическими затратами может быть представлена на следующих уровнях управления компанией:

- уровень онтологии;

- уровень эпистемологии;

- уровень аксиомы;

- практический уровень.

На онтологическом уровне должен быть представлен субъект, объект, терминологическая система, которые являются основными элементами стратегического управления издержками в СМК. Субъектом управления являются потребители (внутренные и внешние) и менеджеры. Объектом управления являются расходы на развитие СМК организации. Элементом управления являются процессы формирования издержек. Сегодня нет единого подхода к определению содержания стратегических затрат в СМК организации. Расходы в СМК - это расходы компании на формирование и развитие ее управления качеством. Однако в условиях интеграции экономических отношений приоритетность развития в долгосрочной перспективе приобрела большее значение. В этой связи мы рассматриваем стратегические затраты как расходы организации, связанные с выполнением программно-целевых показателей стратегического развития СМК.

Функции, принципы, цели и задачи должны быть определены на уровне эпистемологии. По нашему мнению, функции имеют фундаментальное значение в СМК организации. Развитие управления предопределило следующие функции в области управления издержками в СМК: планирование, организация, мотивация, контроль и координация [7, с. 8; 9, с. 18].

Стратегическое планирование затрат в системе управления качеством - это определенный вид деятельности, связанный с установлением целей, разработкой стратегии и планов организации и ее составляющих. Обзор научных исследований за разные периоды времени [5; 7] доказал, что за последние 40 лет цели организации в сфере управления качеством планирования не претерпели серьезных изменений. Одно из условий реализации функций планирования в конце XX века, по словам Б.К. Албоин, его сложность, что предполагает принятие всех мер, направленных на улучшение качества продукции, в том числе улучшение роли отделочной работы для подготовки производства к потреблению [5, с. 152]. Следует отметить, что сегодня это состояние остается ключевым.

Организация как функция управления стратегическими издержками в СМК организации определяет способ управления затратами. Например, ответственными за это, должны использоваться термины, данные, документы, методы. Также в рамках реализации данной функции определяются сферы затрат, возникающих в управлении качеством, а также центры ответственности, которые должны быть основаны на структурном подразделении организации и включать специалистов и ответственных лиц в качество сферы управления. Разработана организационная структура управления стратегическими затратами в системе менеджмента качества организации. Она должна определить иерархическую систему линейных и функциональных связей менеджеров и специалистов, связанных с управлением затратами, которые должны быть совместимы с организационной структурой управления организацией в целом.

Мотивация предполагает формирование внутренних и внешних факторов, способствующих повышению активности персонала и достижению целей в сфере управления качеством. Прежде всего, мотивация включает в себя действия менеджера по выбору наиболее эффективных каналов связи и урегулированию организационных конфликтов. При управлении стратегическими издержками в системе управления качеством мотивация персонала должна быть направлена ??на то, чтобы побудить к соблюдению плановых затрат и найти возможности для их сокращения. Мотивация может быть достигнута как с помощью материальных, так и нематериальных инструментов. В настоящее время строго соблюдаются только одно условие - стимулы для поддержания экономии затрат не могут быть заменены наказанием (штрафами). В этом случае основные усилия сотрудников будут направлены на оспаривание уровня планируемых затрат и их повышения. В результате чего будет сложной задачей достичь главной цели организации в системе управления качеством - получить предельную прибыль за счет снижения издержек.

Одной из важнейших функций управления стратегическими затратами в системе качества управления организацией является контроль. Если в конце XX века целью контрольной функции было предоставление продукции высококачественной продукции с минимальными затратами на контроль посредством количественной оценки [7, с. 18], то сегодня контроль включает в себя мониторинг выполнения, сравнение результатов с целями, коррекцию текущего отклонения, а также количественную и качественную оценку и учет организационной активности.

Сегодня эффективность контрольной функции определяется действиями коррекционного управления (ориентированными на профилактику), что значительно отличает современное и историческое отношение.

Координация как функция управления стратегическими издержками в системе управления качеством организации является связующим звеном в комплексной и системной реализации вышеупомянутых функций, среди которых: планирование, организация, мотивация и контроль. Данная функция включает своевременные изменения в области управления качеством со следующей корректировкой плана реализованных функций, чтобы избежать неспособности достичь ожидаемых экономических результатов системы управления качеством организации.

К основным принципам управления затратами, разработанным современной практикой, можно отнести следующее:

- системный подход к управлению затратами;

- единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами;

- управление затратами на разных этапах жизненного цикла продукта - от производства до утилизации;

- естественное сочетание снижения издержек с высоким качеством продукта;

- предотвращение чрезмерных расходов;

- широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;

- совершенствование информационного обеспечения управления затратами;

- повышение мотивации промышленных подразделений организации в снижении затрат.

В современном управлении качеством доминируют следующие принципы:

- ориентация на потребителя;

- лидерство менеджера;

- привлечение персонала;

- системный подход к управлению;

- технологический подход к управлению;

- совершенствование каждого процесса;

- информация, основанная на фактах;

- взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Однако следует отметить, что ориентация на современное стратегическое развитие системы менеджмента качества организации влияет на определение принципов управления затратами. В этой связи мы считаем вполне разумным выделить основные современные критические особенности управления стратегическими затратами в системе управления качеством организации, такие как:

- запись стратегических расходов организации, связанных с удовлетворением неявных потребностей потребителей, с тем чтобы сделать их лояльными;

- системная ориентация стратегического управления затратами, подразумевающая идентификацию типа затрат, причины их возникновения и последствий, а также их системное взаимодействие;

- экономическое обеспечение программы мотивации управления качеством организации (с использованием целевого программного подхода к управлению);

- управление процессом стратегических затрат в СМК, включая разработку карты процесса с основными и вспомогательными процессами управления, определение владельцев и исполнителей процессов, их взаимодействие процессов и создание центров ответственности;

- использование современных инструментов для управления расходами и управления качеством (статистический метод управления качеством, SWOT-анализ, «Thrifty production», «Maiden», аутсорсинг, бенчмаркинг и т. д.).

Более того, задачи, цели и организационная структура управления стратегическими затратами определяются на уровне эпистемологии. Например, целью организации в области стратегического управления может быть стратегическая оптимизация затрат, формирование эффективной организационной структуры стратегического управления затратами и т. д. В соответствии с поставленной целью следующим шагом будет определение задач, ведущих к достижению этой цели. Например, для оптимизации стратегических затрат наиболее подходящим будет использование современных инструментов управления качеством, особенно бенчмаркинга и аутсорсинга.

Бенчмаркинг - это современный инструмент совершенствования и отмены бизнеса, который может быть полезен при управлении затратами в системе управления качеством. Бенчмаркинг - это практика исследования опыта управления стратегией развития и управления издержками организации - лидера.

Следующим не менее важным элементом на уровне эпистемологии организации управления является организационная структура. В рассматриваемой сфере организационная структура стратегического управления затратами в системе управления качеством должна быть представлена в первую очередь отделом управления качеством, экономическим обслуживанием или специалистами и топ-менеджерами.

На уровне аксиологии необходимо определить процессы формирования издержек на макро-, мезо- и микроуровне управления организацией СМК. Мезо-уровень управления организацией СМК в основном состоит из основных процессов системы управления качеством организации (документооборот, ответственность менеджера, процессы жизненного цикла продукта, управление ресурсами, анализ, мониторинг и модернизация). Микроуровень состоит из подпроцессов вышеупомянутых процессов организации СМК организации, осуществляемых в структурных подразделениях организации. Макроуровень - это процессы топ-менеджеров организации и их идентификация с системными процессами. Следовательно, каждый уровень имеет свои собственные затраты для процессов с ответственными сотрудниками, возможностями и условиями.

На практическом уровне принимаются и реализуются статистические и оперативные решения в области реализации программно-целевых показателей стратегического управления затратами в системе менеджмента качества организации.

Выводы

Таким образом, обновление стратегического управления издержками в СМК организации рассматривается как динамический процесс, в том числе управленческое действие, направленное на эффективное экономическое обеспечение совершенствования СМК. Стратегическое управление затратами должно основываться на модели, основанной на программно-целевом подходе к управлению и позволяющем определять уровень управления и решать экономические проблемы развития СМК организации на научной основе.

Литература

1. Gribtsov S.V. Business cost as a main target index of strategic development of an enterprise // SSSEU Bulletin 2009. № 5 (29).

2. Gugelev A.V., Terekhin V.A. Intersectional orientation of quality management development under current conditions // SSSEU Bulletin 2010. № 3 (32).

3. Dinnes V.A. Quality reserves of production: problems and solutions. Saratov, 2007.

4. Dushevin L.L. Quality management improvement // SSSEU Bulletin. 2008. № 3 (22).

5. Zlobin B.K. Economic mechanism of increasing of product quality. M.., 1980.

6. Kaurova O.V. Methodological bases of costs in a hotel business: abstract of PhD dissertation in economics. M., 2011.

7. Rogov A.I. Planning of industrial products' quality. M., 1971.

8. Cost management at the enterprise. Manual/ revised and ed. by Lebedev V.G., Drozdova,T.G., Kustarev V.P., general ed. by Krayukhina G.A.St Petersburg., 2006.

9. Organization management. Manual, revised and ed. by Porshneva A.G.. M., 2009.

10. Yashina M.N. The role of restructuring at the glass industry enterprises under economic crisis. //SSSEU Bulletin. 2009. № 3 (27).

< Назад в библиотеку