ДонНТУ   Портал магистров

Интеллектуальные игры

Содержание

Введение

Различные словари дают множество толкований слова "игра", например: занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования; какой-либо вид, способ такого занятия, основанный на определенных условиях, подчиненный определенным правилам; вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.[1]

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).

С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

1 Шахматы

Считается, что история шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Известно множество версий, объясняющих развитие шахмат и их распространение во всём мире — «индийская», «византийская» и др. Согласно наиболее распространённой из них, первая известная игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры. Попав в соседние с Индией страны, чатуранга претерпела ряд изменений. Потомком её на Арабском Востоке стал шатрандж, а в Юго-Восточной Азии — сянци (Китай), макрук (Таиланд) и сёги (Япония). Шатрандж в IX—X веках от арабов попал в Европу и Африку. Европейские игроки продолжили модификацию игры, в результате к XV веку сложились правила, которые сегодня известны как «классические». Окончательно правила были стандартизованы в XIX веке, когда стали систематически проводиться международные турниры. С 1886 года разыгрывается звание чемпиона мира по шахматам. С 1924 года существует Международная шахматная федерация — ФИДЕ, под эгидой которой, начиная с середины XX века, проводится большинство международных соревнований.[2]

В игре в шахматы задействовано две стороны, черные и белые, за каждую из которых выступает один игрок. Шахматная доска состоит из 64 клеток, светлых и темных, чередующихся по цвету. Доска поделена на восемь столбцов и восемь рядов. Столбцы имеют буквенное обозначение (слева направо: a, b, c, d, e, f, g и h), ряды - числовое (сверху вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8).[3]

Шахматное игровое поле

Игроки ходят по очереди. Белые всегда ходят первыми. Белые выбирают фигуру, которой будут ходить, и ставят ее на другую клетку, исходя из правил передвижения этой фигуры. За раз ходят всегда одной фигурой, исключение из этого правила - рокировка, когда задействуются сразу две фигуры (король и ладья). Клетка, на которую ступает фигура, может быть либо пустой, либо ее может занимать фигура противоположной стороны. В последнем случае, вражеская фигура захватывается. Иначе говорят, что происходит взятие фигуры. Захваченная фигура убирается с доски, и больше не принимает участия в игре. (Взятие не является обязательным действием.)

2 Домино

Корни игры в домино уходят в Индию и Китай, именно там появились кости в виде пластинок с точками красного и белого цвета. В XVIII веке игра была привезена в Италию и видоизменена. Современное домино также тесно связано с игрой в кости. Две половинки костяшки домино — это одна из возможных комбинаций, выпадающих при броске двух костей. Считается, что домино было названо в честь чёрно-белых маскарадных костюмов, которые, в свою очередь, произошли от одеяния монахов-доминиканцев, носивших белые плащи с чёрными капюшонами. Монахам было запрещено играть в карты, и тогда, по легенде, аббат Домино изобрел домино[1]. Достоверно, что игра в домино дозволялась в католических монастырях, а там, как правило, любое дело начиналось с «восхваления Господнего» (лат. benedicamus Domino или Domino gracias) — эти слова произносил игрок, выставлявший первый камень.[4]

Каждому игроку выдаётся 5-10 косточек. Первым выставляется наименьший дубль. Другой игрок должен приставить с любой стороны косточку с той же цифрой и т. д. Если игрокам нечего ставить, они идут на «базар» и вытягивают косточки, пока не находится необходимая. Если на «базаре» осталась только одна косточка, игрок пропускает ход. Выигрывает тот, у кого выложены все косточки. Ситуация, при которой ни один игрок не может выложить необходимую косточку, называется «рыба». В таком случае побеждает тот, у кого на руках остаются косточки с наименьшим общим числом очков.

В России получили распространение несколько разновидностей игры, отличающиеся друг от друга способов набора очков, условиями победы и т. д.

Козёл - самая популярная разновидность игры.

В игре участвуют 2-4 игрока. Каждый игрок получает по 7 косточек. Начинает игру игрок с наименьшим дублем. Следующий розыгрыш начинает игрок, выигрывший предыдущий или объявивший рыбу. Проигравшие в каждом розыгрыше записывают на свой счет сумму очков на оставшихся у них костяшках. Чтобы начать запись нужно набрать хотя бы 13 очков.

Игрок первым набравший 101 очко объявляется «козлом» — проигравшим. Иногда 4 игрока играют парами. При этом игроки, сидящие друг против друга играют в одной команде.[5]

Домино

3 Судоку

Судоку — головоломка с числами. Иногда судоку называют магическим квадратом, что в общем-то неверно, так как судоку является латинским квадратом 9-го порядка. Судоку активно публикуют газеты и журналы разных стран мира, сборники судоку издаются большими тиражами. Решение судоку — популярный вид досуга.

Игровое поле представляет собой квадрат размером 9?9, разделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры стоят некоторые числа (от 1 до 9), называемые подсказками. От игрока требуется заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3?3 каждая цифра встречалась бы только один раз.

Сложность судоку зависит от количества изначально заполненных клеток и от методов, которые нужно применять для её решения. Самые простые решаются дедуктивно: всегда есть хотя бы одна клетка, куда подходит только одно число. Некоторые головоломки можно решить за несколько минут, на другие можно потратить часы.

Правильно составленная головоломка имеет только одно решение. Тем не менее, на некоторых сайтах в интернете под видом усложнённых головоломок пользователю предлагаются варианты судоку с несколькими вариантами решения, а также с ветвлениями самого хода решения.[6]

Судоку

Вывод

Все вышеперечисленные интеллектуальные игры являются необычайно популярными даже на данный момент. С их помощью можно всегда хорошо скоротать свободное время, а в то же время ещё и потренировать свой мозг, что на сегодняшний день довольно редкое явление, среди подрастающего поколения.

Список источников

1.GLOSUM - сборник словарей, http://https://glosum.ru/Значение-слова-Игра

2.Википедия - сборная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматы

3.LearnChess.ru http://www.learnchess.ru/rules/

4.Википедия - сборная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Домино

5.mediaknowledge.ru http://mediaknowledge.ru/1ed57925aa4ddb57.html#.D0.9F.D1.80.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D0.BB.D0.B0_.D0.B8.D0.B3.D1.80.D1.8B

6.Википедия - сборная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Судоку