Шахматы
Общая информация
Шахматы (перс. шахмат, буквальный перевод «шах умер») – настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. В шахматы могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного игрока; такие игры обычно именуются консультационными. Существует также практика сеансов одновременной игры, когда один сильный игрок играет с несколькими противниками, с каждым на отдельной доске. Игра подчиняется определённым правилам; в официальных турнирах применяются правила ФИДЕ, которые регламентируют не только передвижение фигур, но и права судьи, правила поведения игроков. Игра по переписке, по телефону, в Интернете имеют особые правила. Существует множество вариантов шахмат с нестандартными правилами, фигурами, размерами доски. Соответствующий раздел шахматной композиции – сказочные шахматы. В математике изучаются различные аспекты шахматной игры (например, классические «Задача о ходе коня» и «Задача о восьми ферзях»), в том числе с помощью компьютерного моделирования. [1]
История шахмат
История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет, а возможно и больше. Изобретённые в Индии в V—VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры. [2]
Индийские истоки
Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает древнюю легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую – два зерна, на третью – четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете. Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия. Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам – чатуранга. В точности правила чатуранги неизвестны, есть несколько восстановленных по разным источникам вариантов, тем не менее, ясно, что игра уже тогда имела вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8х8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры). Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница – в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон – сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.
Чатуранга. Начальная позиция. Цвета фигур на разных сторонах доски были различными. Буквенно-цифровых координат на доске, конечно, не было.
Арабские преобразования
В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов – шатрандж, у персов – «шатранг». Бурятско-монгольская версия называлась «шатар» или «хиашатар». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе – «властитель повержен»). Первое упоминание о шатрандже датируется приблизительно 550 годом. 600 год – первое упоминание шатранджа в художественной литературе – персидской рукописи«Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катая. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Адли.
Шахматы в Юго-Восточной Азии
Одновременно с продвижением шахматной игры на запад, она распространялась и на восток. Судя по всему, в страны Юго-Восточной Азии попал или вариант чатуранги для двух игроков, либо какой-то из ранних вариантов шатранджа, поскольку в шахматных играх этого региона сохранились их особенности – ходы многих фигур делаются на короткие расстояния, нет характерных для европейских шахмат рокировки и взятия на проходе. Под влиянием культурных особенностей региона и имевших хождение там настольных игр игра заметно изменилась внешне и приобрела новые черты, став основой для китайской игры сянци. От неё, в свою очередь, произошла корейская игра чанги. Обе игры оригинальны по внешнему виду и механизму. Прежде всего это проявляется в изменении размера доски и в том, что фигуры ставятся не на поля доски, а на пересечения линий. В этих играх имеются фигуры ограниченной области действия, которые могут ходить только в пределах части доски, кроме того, традиционные «прыгающие» фигуры стали линейными (ни конь, ни слон не могут прыгать через поля, занятые другими фигурами), зато новая фигура «пушка» – может бить фигуры противника только перепрыгивая при ударе через другую фигуру. Больше похожи на чатурангу таиландские шахматы макрук: то же поле 8x8, фигуры стоят на полях, два игрока, ферзь ходит на одно поле по диагонали, несколько изменена начальная позиция (ряд пешек выдвинут на одно поле вперёд, расположение ферзя и короля чёрных и белых несимметрично), ладья ходит как в шатрандже, слон – как в чатуранге. Появившийся позже японский вариант – сёги, – считается потомком сянци, но имеет свои особенности, наводящие на предположение о родстве с макруком. Доска для сёги проще и больше похожа на европейскую: фигуры ставятся на поля, а не на пересечения, размер доски 9x9 клеток, начальная позиция и ходы некоторых фигур близки к макруку. В сёги изменились правила ходов и появилось превращение фигур, которого в сянци не было, но которое было в макруке. Механизм превращения оригинален – фигура (плоская фишка с нанесённым изображением), достигнув одной из трёх последних горизонталей, просто переворачивается на другую сторону, где изображён знак превращённой фигуры. И наиболее интересная особенность сёги – взятые игроком фигуры соперника могут быть вместо очередного хода выставлены им в любое место доски (с некоторыми ограничениями) как свои. Из-за этого в комплекте сёги все фигуры имеют один цвет, а принадлежность их определяется постановкой – игрок ставит фигуру на доску остриём к противнику. Классические европейские шахматы в этом регионе не особенно распространены, сянци и сёги по сей день гораздо более популярны.
Появление шахмат на Руси
Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат», русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским (слон и конь – переводы соответствующих арабских терминов, ферзь — созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан»). Ладья, по одному из предположений, получила такое название вследствие того, что соответствующая арабская фигура «рух» изображала мифическую птицу, и была похожа на стилизованное изображение русской ладьи. Сопоставление же русской шахматной терминологии с терминологией Закавказья, Монголии и европейских стран показывает, что ни название игры, ни названия фигур не могли быть заимствованы из этих регионов ни по смыслу, ни по созвучию. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал на Русь в X—XI веках, из Италии, через Польшу.
Проникновение в Европу
В VIII—IX веках, при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил. В Италии, например, вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски. При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.
Игра по старым итальянским правилам. Пешка f1 не может превратиться — все фигуры чёрных целы. При ходе белых 1.Ф:b7 x пешка f1 автоматически превращается в чёрного ферзя: одним ходом ставится мат обоим королям!
Правила игры
Изначально все фигуры на доску выставляют так, как показано ниже.
Все они ходят особым, свойственным только им образом:
1. Слон ходит в диагональном направлении на любое из полей с того места, где он размещен.
2. Ладью можно переместить на любое поле в вертикальном или горизонтальном направлении, начиная от того места, где она стоит.
3. Ферзь свободно перемещается на любое поле по диагонали либо в вертикальном или горизонтальном направлении.
4. Взрослым, рассказывая правила игры в шахматы для детей, следует акцентировать внимание на том, что слона, ладью или королеву нельзя переставить через поле, если его занимает вражеская фигура.
5. Конь ходит в виде буквы «Г», занимая одно из полей, наиболее близких к месту его расположения, но оно не должно располагаться на той же диагонали, горизонтали либо вертикали.
6. Пешку можно передвинуть только вперед несколькими способами. С начальной позиции данную фигуру допускается переместить на 1 либо 2 поля вперед на той же вертикали, если они свободны от других фигур. В любом другом положении пешка ходит так же, но лишь на одно поле. Этой фигурой можно убрать фигуру соперника, если она находится перед пешкой на соседней вертикали в диагональном направлении.
7. Согласно основным правилам игры в шахматы пешка, достигнувшая самой крайней горизонтали от своей исходной позиции, превращается в слона, ладью, коня или королеву того же цвета.
8. Король передвигается на любое соседнее поле, если ему в новом положении не грозят фигуры соперника.
Также эту ключевую фигуру можно переместить способом рокировки. Если король и ладья того же цвета занимают начальную позицию, их перемещают по крайней горизонтали: с начального поля короля переставляют на 2 поля по направлению к туре, а затем тура как бы «перепрыгивает» через короля на следующее возле него поле.
Выполнение шаха и мата
Шах – это нападение фигур противника на короля. В этой ситуации знать правила игры очень важно, чтобы понять, как научиться играть в шахматы. Вы не сможете сделать ход другой фигурой, кроме короля, пока не уведете его из-под шаха. С помощью черного слона можно легко создать шаховую ситуацию для белого короля, как, впрочем, и наоборот: белый офицер угрожает черному королю. [3]
На следующих рисунках шах объявлен черным фигурам, но они защищаются от него, переместив слона на с5.
Матом называется шах, который нельзя нейтрализовать. Объявленный мат считается выигрышем. Классический вариант: ферзь атакует короля, у которого нет никаких путей к отступлению. Убрать королеву с доски король также не способен, поскольку ее защищает белый король.
Мат также можно поставить с помощью ладьи: уйти из-под удара ключевой фигуре черных мешают черные пешки f7, g7 и h7.
Мой личный опыт
С игрой в шахматы я познакомился еще в детстве. В шесть лет у меня появились деревянные шахматы, и я играл по вечерам со своей семьей. Всех правил я конечно же не знал и поэтому все время проигрывал. В третьем классе решил пойти заниматься шахматами в наш дом творчества. На первом занятии я узнал, как делать рокировку. Это полезный навык игры, который помогает защитить короля в случае нападения. На занятиях я играл с другими детьми. Немного поднатаскавшись частенько выигрывал партии, однако, как и у всех у меня бывали неудачи. В то время, у меня дома еще не было компьютера, и мне было интересно играть в шахматы на нем. Некоторое время я ходил усердно, но долго это не продлилось. Через месяц я бросил это занятие, т.к. увлекся рисованием. Сейчас я играю в шахматы на компьютере или смартфоне, когда есть свободное время. Эта игра положительно влияет на человека: позволяет мыслить логически, осмысленно принимать решения, вырабатывает усидчивость, формирует пространственное воображение, воспитывает характер.
Список использованной литературы
- Шахматы – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B
- История шахмат – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.chess.wikia.com/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F
- Правила игры в шахматы – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://womanadvice.ru/pravila-igry-v-shahmaty
Обзор аналогичных разделов
- Жаданов Сергей Андреевич - Шахматы – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://masters.donntu.ru/2013/fknt/zhadanov/ind/index.htm
- Шевченко Александр Леонидович – История шахмат – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://masters.donntu.ru/2008/eltf/shevchenko/ind/index.htm
- Малашенкова Анастасия Викторовна – Шахматы Вирта – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://masters.donntu.ru/2006/fizmet/malashenkova/ind/index.htm
- Никифоров Виталий Владимирович – Моя любимая игра шахматы – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://masters.donntu.ru/2014/iem/nikiforov/ind/index.htm