Назад в библиотеку

Тестирование как метод контроля качества знаний студентов

Авторы: О. П. Алексеев, профессор, д. т. н., С. В. Пронин, аспирант, ХНАДУ
Источник: Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2013 Ссылка

Аннотация

В статье рассматривается значимость тестирования как инструмента дистанционного кон- троля знаний, достоинства и недостатки тестирования в вусших учебных заведениях.

Ключевые слова

Функции тестирования, дистанционный контроль знаний студентов.

В настоящее время в рамках высшей школы использование тестирования рассматривается как одна из актуальных форм контроля качества подготовки студентов, которая позволяет объективно оценить объем усвоенной той или иной учебной дисциплины. Использование тестовых заданий различных видов позволяет более адекватно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта.

онного контроля знаний, а также в качестве текущей (оперативной) проверки полноты усвоения студентами понятий, представлений, существенных положений отдельных тем. Использование тестирования способствует улучшению организации и повышению качества учебного процесса. Следует отметить, что тестовые задания должны разрабатываться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к изучаемой дисциплине. База тестовых заданий должна охватывать все дидактические единицы содержательного минимума государственного образовательного стандарта. Это дает возможность обеспечить единство требований к усвоению дисциплины в рамках учебного заведения. Таким образом, компьютерное тестирование позволяет осуществлять контроль и оценивание уровня знаний студентов. С одной стороны, – это индикатор качества обучения, средство определения успеваемости студента, а с другой – показатель эффективности используемой дидактической системы, включая методику обучения и организации учебного процесса, реализацию современных компьютерных технологий.

Можно выделить три основные взаимосвязанные функции тестирования: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция состоит в оценке знаний учащегося. Эта функция является наиболее важной для тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит иные формы оперативного контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Подготовка к тестированию включает в себя как повторение уже пройденного материала, так и обращение к дополнительной литературе. Это позволяет повысить уровень освоения дисциплины, а так же развить навыки самостоятельной работы.

Воспитательная функция проявляется в периодичности тестового контроля. Это дисциплинирует и систематизирует деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. При использовании тестов как инструмента оценки знаний возникает ряд проблем, так как их диагностическая функция имеет и положительную и отрицательную стороны.

К положительным сторонам тестирования можно отнести:

Тестирование содержит и ряд недостатков:

Следует отметить, что в учебном процессе высшего учебного заведения должен использоваться принцип целесообразности использования различных методов и форм обучения. Обращение к компьютерным программам возможно только в ситуациях, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при помощи иных технологий технологиях. Качество подготовки будущего специалиста должно проверяться по степени готовности к решению задач по конкретным темам и разделам программы. И именно тестирование является одним из эффективных инструментов контроля результатов обучения

Но следует учитывать, что тестирование – неоднозначный и сложный процесс. Достижение унифицированной оценки знаний студентов сложнодостижимо, поскольку уровень подготовки студентов существенно различается. Поэтому преждевременно делать тестирование основным элементом педагогического контроля. Более эффективно сочетать классическую методику устного ответа с различными видами компьютерного тестирования.

Список использованной литературы

1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. М. : Центр тестирования, 2002. 239 с.