Українська   English
 

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Актуальность тематики исследования.

В современных условиях хозяйствования предприятия находятся в постоянном поиске обеспечения оптимального движения материальных потоков, который требует обоснования его экономической составляющей. При этом насыщенность рынка заставляет субъектов хозяйствования осваивать высокие технологии в системе организации материальных потоков в цепях поставок от первоначального сырья до состояния готовой продукции. Актуальность данного вопроса усиливается в связи с глобализацией экономики, когда отдельные части производственного цикла территориально обособлены в пространстве. Как следствие, необходимость совершенствования подходов к организации материального обеспечения производства является условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия на современном рынке.

Анализ последних исследований и публикаций.

Проблема исследования теоретических особенностей движения материальных потоков, в частности исследование экономической сущности понятия «материальный поток» выполнялось в работах ученых-экономистов: Бауэрсокса Д.Дж., Вагнера Т., Клосса Д., Силвера E.A., Уайтина Т., Аникина Б.А., Гаджинского А.М., Дудорина В.И., Миротина Л.Б., Неруша Ю.М., Рыжикова Ю.И., Сергеева В.И. Изучение и анализ литературы показывают, что разработка указанной проблемы осуществляется за счет совершенствования различных элементов единой логистической системы.

Цель и задачи исследования.

Целью магистерской диссертации является развитие теоретических положений и разработка научно-практических рекомендаций по экономическому обоснованию движения материальных потоков.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Раскрыть экономическую сущность и особенности управления материальными потоками в современных кризисных условиях функционирования производств.

2. Изучить особенности применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве и сфере обращения.

3. Исследовать проблемы движения материальных потоков и предложить пути совершенствования методического подхода к их экономическому обоснованию.

Объект исследования

процесс движения материальных потоков в логистической системе управления предприятием.

Предмет исследования

принципы и методы экономического обоснования движения материальных потоков в логистической системе промышленного предприятия.

Содержание работы.

1. Теоретические основы движения материальных потоков.

Зачастую предприятие сталкивается с большими потерями денежных средств от неэффективного использования производственных мощностей и рабочего времени сотрудников, когда не отслеживается и не регулируется движение материальных потоков. Современное промышленное производство – это сложнейший механизм, включающий в себя как собственно производственно-технологические подразделения, осуществляющие производство полуфабрикатов, деталей, компонентов, сборочных единиц из исходного сырья и материалов, а затем сборку готовой продукции из этих элементов, так и большое количество вспомогательных подразделений, которые часто объединяют единым названием «инфраструктура» производства. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, хранения и выполнения различных материальных операций с сырьем, незавершённой и готовой продукцией.

Управление движением материальных потоков помогает предприятию упорядочить этот процесс, дает возможность определить ряд факторов, которые приводят к сбоям и выявить причины этих сбоев.

Управление движением материальных потоков помогает предприятию упорядочить этот процесс, дает возможность определить ряд факторов, которые приводят к сбоям и выявить причины этих сбоев. Управление материальными потоками в логистической системе даёт возможность целенаправленного воздействия на производственные подразделения, занятые продвижением материальных и информационных потоков из пункта производства в пункт потребления продукции[1].

Системный подход позволяет рассматривать производственное предприятие как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, а также внутренние и внешние связи. Использование логистической концепции позволит обеспечить единство и согласованность действий всех функциональных подразделений производственного предприятия. Она указывает направление, в котором следует развивать логистическую систему предприятия[5].

Основной целью внедрения на предприятие логистической системы является обеспечение максимальной его приспособленности к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды и получение преимуществ перед конкурентами за счет оптимизации происходящих в нем потоковых процессов[7]. Современная логистика - уникальная область экономики и человеческой деятельности. Каждая сфера деятельности имеет свою специфику, однако залогом успеха служит их тесное взаимодействие и поддержка. Четкая постановка целей и правильный выбор способов решения логистических задач в конечном итоге определяют конкурентоспособность как производимых товаров и услуг, так и конкурентоспособность логистической системы в целом, объединенных цепью поставок[2].

Логистическая цепь представляет собой всю последовательность операций, реализация которых обеспечивает возможность управление движением материальных потоков и состоянием материальных запасов при логистическом подходе.

Модель цепочки поставок

Рисунок 1 – Модель цепочки поставок
(анимация: 4 кадров, 5 циклов повторения, 47,7 килобайт)

Логистическая цепь требует согласованности процессов перемещения и хранения продукции. При этом особое внимание уделяется вопросу согласованности между сферами сбыта, производства, снабжения, хранения и транспортировки [3].

2. Методологические основы системного подхода к оценке движения материальных потоков

Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных, принципиально отличающихся друг от друга. Первый вариант носит название «толкающая система» и представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством[3].

Толкающая система управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы, первые разработки которых относят к 60-м годам, позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия снабженческих, производственных и сбытовых, с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени[2].

Толкающие системы, способные с помощью микроэлектроники увязать сложный производственный механизм в единое целое, тем не менее, имеют естественные границы своих возможностей. Параметры «выталкиваемого» на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение. Толкающие системы имеют один общий недостаток - недостаточно строгое отслеживание спроса с обязательным наличием страховых запасов[2].

В настоящее время широкое применение получила «тянущая система управления», в основу которой положены такие подходы, как МРП-1 (Material Reguirement Planning, MRP) и МРП-2 (Manufacturing Resources Planning, MRP), (KANBAN).

Тянущая система представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Центральная система управления не вмешивается в обмен материальным потоком между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи, что и позволяет работать в режиме Just in time — «точно в срок». Это общий организационный подход, с помощью которого на основании спроса, точного управления резко сокращаются запасы и длительность производственного цикла, обеспечивается оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии поточного производства[3].

На практике реализованы различные варианты «толкающих» и «тянущих» систем.

Толкающие системы управления материальными потоками известны под названием «системы МРП» и характерны для традиционных способов организации производства. Они характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реализовать следующие основные функции:

- обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов;

- в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия - снабженческих, производственных, сбытовых.

В современных, развитых вариантах систем МРП решаются также различные задачи прогнозирования. В качестве метода решения задач широко применяются имитационное моделирование и другие методы исследования операций[5].

Самой известной среди «тянущих» концепций является концепция «точно в срок» (just-in-time, JIT). С логистических позиций концепция «точно в срок» основана на довольно простой бинарной логике управления запасами без какого-либо ограничения к требованию минимума запасов, в которой потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием выпуска готовой продукции. Подобная синхронизация есть не что иное, как координация двух базисных логистических функций: снабжения и производственного менеджмента. В дальнейшем эта концепция была успешно применена и в дистрибьюции, системах сбыта готовой продукции, а в настоящее время - и в макрологистических системах.

В идеальном случае материальные ресурсы или готовая продукция должны быть доставлены в определенную точку логистической цепи именно в тот момент, когда в них есть потребность (не раньше, не позже), что исключает излишние запасы, как в производстве, так и в дистрибьюции. Многие современные логистические системы, основанные на данном подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и соответственно производственной программы.

Еще одна система, относящаяся к классу «тянущих» микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства - это система ORT. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе так называемых «узких» мест или критических ресурсов. По существу ORT является компьютеризованной версией KANBAN с той разницей, что система ORT препятствует возникновению узких мест в логистической сети «снабжение-производство», а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже возникшие узкие места. В качестве критических ресурсов, оказывающих влияние на эффективность логистической системы, могут выступать запасы сырья и материалов, размер незавершенного производства, технология изготовления, персонал и др. Предприятия, использующие систему ОРТ, не стремятся максимально загрузить персонал, выполняющий некритические операции, так как это вызывает нежелательный рост запасов незавершенного производства. Эффективность системы ОРТ с логистических позиций заключается в увеличении выпуска продукции, снижении производственных и транспортных издержек, уменьшении запасов незавершенного производства[3].

В настоящее время большинство систем управления производством принадлежат к «толкающим». Как правило, чем крупнее система, тем более характерны для нее следующие утверждения:

1. При изменениях спроса или задержках в поставках практически невозможно перепланировать производство для каждой его стадии, вследствие чего появляются избыточные запасы.

2. Необходимо создание избыточных страховых запасов из-за сложности в определении норм выработки и параметров материальных запасов.

3. Любые оперативные, срочные изменения вызывают большие осложнения, так как детально рассчитать оптимальные производственные планы очень трудно.

Таким образом, применение логистического подхода в организации производства, для управления материальными потоками в переходном периоде целесообразно использовать комплексный подход управления потоками, как «тянущий», так и традиционный, «толкающий», что в свою очередь, предприятию позволит адаптироваться к рынку сбыта.

3. Методические рекомендации по экономическому обоснованию движения материальных потоков.

В условиях как формирующейся, так и стабильно развивающейся рыночной экономики повышение эффективности движения товарных потоков достигается, главным образом, за счет улучшения их финансового обслуживания. Согласование движения материальных потоков, определение объемных, стоимостных и временных параметров ресурсов, необходимо осуществлять на основе гибкого изменения параметров потоков, исходя из эффективности финансовых операций, целей управления, с учетом внешней и внутренней среды предприятия. При этом управление информационными и материальными потоками должно осуществляться в тесной взаимосвязи с управлением финансами, на стадиях планирования, организации и контроля за осуществлением технических процессов. В зависимости от условий снабжения, параметров систем складирования и избранных каналов распространения продукции будут изменяться стоимость, объемы и время материальных потоков[8].

Управление запасами на предприятии представляет сложный комплекс мероприятий, в котором задачи логистической системы, тесным образом связаны с задачей обеспечения бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов. Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Высокие темпы развития логистики в значительной степени объясняется необходимостью оптимизация уровня запасов материальных ресурсов.

Популярный метод управления запасами - метод экономического размера заказа (метод EOQ). Модель EOQ может быть использована для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции, давая ответ на вопрос, какой объем запаса данного вида предприятие должно приобретать единовременно. Оптимальный размер заказа понимается как объем регулярных поставок, при котором обеспечивается необходимое предприятию количество запасов и минимизируются совокупные затраты по закупке и хранению запасов на складе. Модель EOQ позволяет оптимизировать размер партии заказа таким образом, чтобы совокупная сумма затрат была минимальной[4].

На данный момент существует 8 модификации классической модели EOQ: модель производственного заказа (EPQ) – подразумевает немгновенную разгрузку с одновременным расходом запаса; модель экономичного размера партии (EBQ) – подразумевает постепенное пополнение запаса (без расхода) и последующий равномерный расход; модель текущего запаса с потерей требований при дефиците; модель текущего запаса с отложенным дефицитом; комбинированные модели[2].

При использовании той или иной формы модели, необходимо учитывать всевозможные ограничения, связанные с внутренними и внешними факторами, а также идентифицировать все затраты и проводить подробный их анализ.

Для контроля многономенклатурных текущих запасов применяется метод АВС-ХУZ-анализа, позволяющий не только проконтролировать количество запасов, но и проанализировать их влияние на конечный результат деятельности предприятия, как в общем объеме, так и по каждой номенклатурной группе. С помощью метода АВС происходит ранжирование запасов по разным параметрам на несколько групп, отличающихся по своей значимости и вкладу в прибыль фирмы. Как правило, выделяют запасы группы А - основные запасы, приносящие более 50 % прибыли, запасы группы В - приносят около 30 %, а запасы группы С - приносящие остальные 20 % прибыли.

С помощью метода XYZ происходит ранжирование и группировка запасов по степени прогнозируемости объема спроса или их оборачиваемости[9].

Выводы

Применение систем управления материальными потоками в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Экономическое обоснование движения материальных потоков на предприятии представляет сложный комплекс мероприятий, в котором на практике задачи по управлению материальными потоками и запасами тесно переплетаются с производственными, финансовыми и сбытовыми задачами, направленными на обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат.

На момент написания реферата дипломная работа ещё не завершена. Окончательное завершение:

Июнь 2018 года. После указанной даты полный текст работы может быть получен у автора или его научного руководителя.

Список источников

  1. 1. Афанасенко Д.И. Управление логистической цепью как сетью // Вестн. Том.гос. ун-та. 2009. №319.
  2. 2. Гажинский А.М. Логистика: учебник. М.: Дашков и К, 2012. 484 с.
  3. 3. Гусев С.А., Красникова Д.А., Лозовая В.В. Логистические подходы к организации производства // Вестник СГТУ. 2010. №1.
  4. 4. Голиков Е. А. Управление логистикой. - М.: Высшая школа, 2009.
  5. 5. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики. М.: Инфра-М, 2008.
  6. 6. Модели и методы теории логистики / Под ред. В.С. Лукинского. СПб: Питер, 2008.
  7. 7. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002.
  8. 8. Турлакова С. С., Руднева М.В. Математическое моделирование системы поддержки принятия решений по оптимизации потоков ресурсов машиностроительного предприятия // Научный вестник Донбасской государственной машиностроительной академии. - 2015. - № 2. - С. 357-363
  9. 9. Широченко Н.В., Буланкин А.Ю. Особенности использования экономико-математических методов в расчете многономенклатурных текущих запасов // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. №12.