Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы исследования
- 2. Цель, предмет и объект исследования
- 3. Теоретические основы формирования антикризисного управления на предприятии
- 3.1. Понятие кризиса, его причины и последствия для деятельности организации
- 3.2. Антикризисное управление – предпосылки развития современного предприятия
- Выводы
- Список источников
Введение
Рыночная экономика характеризуется неопределенной и быстро меняющейся средой, большими колебаниями цен, объемов продаж, величины издержек и прибыли. Значительное число организаций находится в сложной ситуации, когда временами издержки могут превышать доход. В организациях возникает кризисная ситуация, которая может завершиться потерей платежеспособности и банкротством. В таких условиях единственным средством, позволяющим организации выжить, является эффективное антикризисное управление. Чем большее число организаций находится в кризисном состоянии, тем актуальнее проблема антикризисного управления на корпоративном уровне, тем важнее исследование теоретических и практических проблем антикризисного управления организациями [2, c. 718].
Термин антикризисное управление
, как правило, применяется в связи с финансовой несостоятельностью организаций. Но это – далеко не полный взгляд на проблему – в теории и практике антикризисного управления для выяснения реального положения организации, помимо оценки его платежеспособности, следует рассматривать многие другие факторы, определяющие его многогранную производственную деятельность, учитывающие специфику состояния экономики, совокупность внутренних и внешних воздействий.
1. Актуальность темы исследования
Тема актуальна, так как в современных экономических условиях организации оказываются не подготовлены к выходу из кризиса. Для выживания в условиях рыночной экономики и не допущения банкротства предприятия, необходимо при помощи финансового анализа своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения состояния предприятия и его платежеспособности.
2. Цель, предмет и объект исследования
Целью исследования является теоретическое изучение проблем антикризисного управление в организации.
Объектом исследования является процесс антикризисного управления в сфере строительства.
Предмет исследования: теоретические и методические основы антикризисного управления.
3. Теоретические основы формирования антикризисного управления на предприятии
3.1. Понятие кризиса, его причины и последствия для деятельности организации
Кризис – это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.
Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т.п.
Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере.
Очень важными в решении проблем управления являются следующие вопросы: в какие периоды развития организации может возникнуть в ней и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самой организации и как это может быть связано с развитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемая организация.
В менеджменте понятие организация
рассматривается как некоторое относительно обособленное структурное подразделение в общей системе общественного разделения труда. Критериями такого обособления являются:
- экономическая самостоятельность;
- организационная целостность (существование внутренней и внешней среды);
- наличие специализированных информационных структур.
Под организацией можно понимать отдельную фирму, предприятие, офис, акционерное общество, банк, страховую, туристическую компанию и др., а также структурные единицы системы государственного управления.
Возможность кризиса определяется рискованным развитием, которое проявляется в вероятности возникновения кризиса, опасности кризисных ситуаций. Каждая организация имеет свои конкурентные преимущества, возможности их реализации, подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. На организацию могут влиять как внешние, так и внутренние факторы, общие и специфические.
Факторы кризиса организации принято подразделять на:
- объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении;
- природные, определяемые климатом и др.;
- внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от нее).
Внешние факторы кризиса организации связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития и развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в государстве (табл. 1).
Таблица 1 – Внешние факторы кризисного развития организации
Внутренние факторы кризисов организации представлены в табл. 2.
Таблица 2 – Внутренние факторы кризисов организации
3.2. Антикризисное управление – предпосылки развития современного предприятия
Современное развитие любого государства характеризуется кризисными явлениями как в экономике страны, так и в развитии отдельных ее регионов, отраслей, в деятельности некоторых субъектов хозяйствования, вызванных влиянием продолжающегося мирового финансового кризиса. Наиболее важную роль в такой ситуации имеет преодоление кризисного состояния на предприятиях.
Антикризисное управление в ведущих компаниях стран с развитой рыночной экономикой является неотъемлемым элементом единой системы управления предприятием и составляет систему мероприятий, направленных не только на выход предприятия из кризиса и его оздоровление, но и на предотвращение вхождения в такую ситуацию. Процесс антикризисного управления в таких компаниях проводится постоянно: начиная с создания компании и в течение всех последующих жизненных циклов предприятия.
Антикризисное управление – это эффективный менеджмент, который дает возможность вывести предприятие из кризиса; это комплексная система мер, направленная на предотвращение кризиса и обеспечения условий, которые бы ликвидировали предпосылки и последствия ее появления через прогнозирования социально-экономического развития предприятия и реализацию антикризисной стратегии для укрепления конкурентных позиций предприятия в рыночной среде.
Кризис – переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации. Следствием экономического кризиса является уменьшение реального валового национального продукта, массовые банкротства и безработица, снижение жизненного уровня населения.
Сущность антикризисного управления выражается в его характерных признаках, которые направлены на предсказание и ликвидацию рисковых управленческих решений. Речь идет, прежде всего, о возможности прогнозирования и планирования кризисных ситуаций, регулирование имеющихся кризисов через использование специфических подходов менеджмента. Именно поэтому, в широком смысле, антикризисное управление рассматривается как управление, в котором поставлено предсказания опасности кризиса, анализ его симптомов, а также мер по снижению негативных последствий кризиса и использования факторов для его дальнейшего развития.
Главной целью антикризисного управления является обеспечение стабильного развития предприятия, уверенного положения на рынке и устойчивого финансового состояния при любых экономических, политических, социальных ситуаций в стране.
Особое внимание при антикризисном управлении следует уделять выбору направлений и стратегии предприятия по выходу из кризиса. Ведь, исходя из сути антикризисного управления видно, что именно выбор адекватного мероприятия преодоления кризисного состояния гарантирует восстановление здорового
состояния. Каждая организация выбирает подходящую именно для ее состояния стратегию финансового оздоровления. Стоит помнить, что нерациональный подход к преодолению негативных тенденций на предприятии, то есть выбор неправильной стратегии выхода из кризиса может привести к худшим последствиям. Для того, чтобы избежать нежелательных результатов, необходимо помнить, что основная цель антикризисного управления – это самый быстрый выход из кризиса, а для реализации данной цели на предприятии должны разработать специальный документ – антикризисную программу.
Целесообразно отметить, что положение предприятия в условиях негативных тенденций в экономике прежде всего определяется активностью руководителя в адаптации предприятия к новым условиям. Прежде всего это перераспределение обязанностей высшего руководства через создание сети оперативных групп управленческих работников. В их состав привлекаются руководители структурных подразделений, специалисты экономических и юридической служб. Для координации деятельности таких групп создается так называемый Антикризисный центр во главе с руководителем предприятия. Каждая группа, в зависимости от направления деятельности, подает в Антикризисный центр анализ ситуации на предприятии, мероприятия по минимизации влияния негативных факторов, возможен эффект от их внедрения.
Достаточно эффективным методом выхода из кризиса является привлечение внешних консультантов из числа консалтинговых компаний, ведь свежий взгляд со стороны
позволит объективно посмотреть на ситуацию, и, соответственно, адекватно оценить состояние предприятия. Особенно это мероприятие уместно при малочисленном собственном управленческом аппарате, так как разработка антикризисных мер является трудоемким процессом.
Современные авторы предоставляют следующие рекомендации – путями повышения эффективности антикризисного управления предприятием в современных условиях хозяйствования при обстоятельствах действия факторов нарастающего кризиса, следует определить:
- повышение квалификации управленческого и прочего персонала предприятия; внешнее консультирование;
- формирование антикризисной команды, способной профессионально, адекватно и творчески выполнять поставленные перед ними задачи;
- формирование духа корпоративности на предприятии;
- оперативность и гибкость в принятии управленческих решений;
- разработка собственного программного обеспечения для проведения диагностических процедур;
- формирование инновационно-инвестиционного потенциала предприятия.
Также отразим основные принципы антикризисного управления предприятием (рис. 1).
Рисунок 1 – Принципы антикризисного управления предприятием (анимация: 5 кадров, 5 повторений, 190 килобайт)
Выводы
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что сегодняшнее тяжелое финансовое состояние некоторых предприятий явилось следствием как объективных, так и субъективных причин. Банкротство – один из легальных механизмов обновления и реформирования предприятий; это механизм развития путем эффективного перераспределения собственности. Банкротство далеко не всегда означает ликвидацию предприятия.
Безусловно, необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. Если же предприятие оказалось в долговой яме, необходимо предпринимать комплексные усилия по восстановлению платежеспособности, эффективно используя законодательные процедуры банкротства и методы антикризисного управления.
Однако бороться с кризисными явлениями только методами антикризисного управления недостаточно эффективно, поскольку борьба с кризисом происходит в условиях, когда он уже наступил. Экономическими кризисами необходимо управлять, используя методы, способы и приёмы всего современного менеджмента. В этой связи, понятия антикризисное управление
и управление кризисом в деятельности предприятия
следует разграничить, поскольку процесс управления кризисом выходит за рамки антикризисного управления и включает в себя прогнозирование, предотвращение и преодоление кризиса. Антикризисное управление выполняет только функцию преодоления кризисной ситуации, поскольку методы и процедуры антикризисного управления применяются к предприятию, в деятельности которого уже наступил кризис. Прогнозировать наступление кризиса возможно посредством мониторинга внутренней среды предприятия и его внешнего окружения. Предотвращать наступление кризиса целесообразно методами стратегического и тактического менеджмента.
Особенностью антикризисного управления является оперативная реакция на изменения, как вне организации, так и внутри него. В такой ситуации многократно возрастает потребность в анализе перспектив организации в целом, в выработке стратегии его дальнейшего развития. Только определившись с долгосрочными целями, выработав критерии оценки результата, можно помочь организации в решении её проблем.
Антикризисное управление имеет два аспекта: недопущение кризиса, а также эффективное его преодоление. Современный менеджер должен быть постоянно готов к кризисным ситуациям и иметь план по их преодолению. Природа кризиса и причина его возникновения может быть довольно разнообразной, но непосредственная вина в его наступлении всегда ложится на менеджеров.
При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена.
Окончательное завершение: июнь 2018 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.
Список источников
- Артеменко В.Г. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. – М.: ДиС, 2012. – 259с.
- Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: Учеб. Пособие. – М.:
Финансы и статистика
, 2008. – 80 с. - Жарковская Е.П. Антикризисное управление / Е.П Жарковская, Б.Е. Бродский, И.Б Бродский. // – М.:
Омега-Л
, 2011. – 336 с. - Зайцева О.П. Комплексный экономический анализ в условиях антикризисного управления: учебное пособие. – М.:
Дело
, 2010. – 108 с. - Зуб А.Т. Теория и практика антикризисного управления. – М.: Генезис, 2010. – 574 с.
- Кривовязюк И.В. Антикризисное управление как определяющая предпосылка развития современного предприятия [Текст] / И.В. Кривовязюк // Экономика и государство. – 2011. – № 12. – С. 43-47.
- Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: краткий курс: учебное пособие – 2-е изд., испр. / Г.В. Савицкая – М.: ИНФРА-М, 2009. – 303 с.
- Титов В.В. Антикризисное управление предприятием, корпорацией в сложных экономических условиях. – М.: Инфра, 2011. – 275 с.
- Ткаченко А.М. Антикризисное управление как одно из направлений повышения эффективности деятельности предприятия [Текст] / А.М. Ткаченко, С.В. Телин // Экономический вестник Донбаcса. – 2010. – № 3. – С. 122-125.