Автор: Митасова А.А., Барыло И.В.
Источник: Митасова, А.А. Современные методики формирования благоприятного социально‑психологического климата в коллективе (Анализ достоинств и недостатков) / А.А. Митасова, И.В. Барыло // Управление бизнес‑процессами: теория и практика: Материалы II Международной научно‑практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов (27 апреля 2016 г., г. Донецк, ДонНТУ): Донецк, ДонНТУ, 2016. – с. 109‑111.
Митасова А.А., Барыло И.В. Современные методики формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе: анализ достоинств и недостатков. В научной работе рассмотрена сущность и роль социально-психологического управления. Дан анализ основных социально-психологических методов управления, рассмотрены их достоинства и недостатки.
Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда и, как следствие, на производительность труда в целом.
Существует множество методов формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата, которые разнообразны по технологии, длительности проведения, эффективности воздействия. Особенное отличие и проблематику составляет финансовые затраты на проведение данных мероприятий, следовательно перед руководителями организаций стоит задача выбора наиболее эффективных методов повышения благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива.
Значительная роль в изучении социально-психологического климата трудового коллектива принадлежит таким отечественным социальным психологам, как К.К. Платонову, А.А. Русалиновой, В.М. Шепелю, Б.Д. Парыгину. В США социально-психологическими исследованиями занимались С. Аш, Д. Картрайт и Зандер, Л. Фестингер и др. В Европе проблемами коллективов занимался В. Меде.
Недостаточная заинтересованность руководителей предприятия в поддержании общей атмосферы коллектива в благоприятном виде, сложность в отборе наиболее эффективных методов формирования благоприятного социально-психологического климата.
Главной целью работы является рассмотрение достоинств и недостатков современных методик формирования благоприятного социально-психологического климата коллектива как базы повышения эффективности работы предприятия.
В соответствии с целью, в работе определены следующие задачи: дать определение понятию «социально-психологический климат», классифицировать методы мотивирования эффективного трудового поведения, выявить их главные достоинства и недостатки.
Одним из первых раскрыл сущность понятия «социально-психологического климата» российский ученый О.И. Жданов, который утверждал, что социально-психологический климат – это совокупность социально-психологических характеристик группы, преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива, характер взаимоотношений в коллективе и интегральная характеристика состояния коллектива [1].
Благоприятный социально-психологический климат – залог эффективной и производительной работы трудового коллектива на предприятии. В настоящее время существует множество стратегий по формированию благоприятного социально-психологического климата. В таблице 1 представлены самые распространенные методы формирования благоприятного социально-психологического климата, их характеристика с точки зрения достоинств и недостатков [2].
Таблица 1 – Методы формирования благоприятного социально-психологического климата на предприятии (личная разработка авторов)
Название метода | Общая характеристика | Достоинства | Недостатки |
---|---|---|---|
Арт-терапия | внутреннее «я» человека отражается в зрительных образах каждый раз, когда он рисует, пишет картину, лепит скульптуру, не задумываясь о своих произведениях (то есть спонтанно). | выявление степени агрессивности и других негативных чувств у людей; возможность более глубокого понимания внутреннего состояния работника как личности. | затраты на привлечение для работы эксперта-психолога; не высокая эффективность и результативность применения с точки зрения решаемости конфликта. |
Анкетирование | вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется оформленный список вопросов – анкета. | нахождение источников возникновения конфликта; низкие затраты на проведение высокий уровень массовости исследования. | сложность повышения уровня сплоченности и доверия коллектива друг к другу. |
Закрытый опрос | заключается в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами посредством получения от субъекта ответов на вопросы. | получение достоверной информации; экономность применения; выявление источника конфликта. | сложность повышения уровня сплоченности и доверия коллектива друг к другу. |
Квест-тренинг | обучение командной работе через приключение. Только совместные усилия позволят командам преодолеть трудности и достичь общей цели приключенческого мероприятия. | позитивный опыт командной работы; сплочение коллектива; повышение уровня доверия сотрудников предприятия друг к другу. | большие затраты на внедрение и повторное применение метода; сложность проведения. |
Следовательно, можно сказать, что каждый из приведенных методов формирования благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе объединяет в себе определенную специфику, достоинства и недостатки. С зависимости от желаемого эффекта и финансовых возможностей руководства предприятий, можно внедрять определенный метод или применять данные методики в комплексе, как залог повышения производительности труда на предприятии.
Рассмотрена сущность и определены достоинства и недостатки современных методик формирования благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе. На сегодняшний день продолжается работа по усовершенствованию данных методик и активному внедрению их на предприятиях любого вида.